Анализ воспитательной работы как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательному процессу в университете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 12.05.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Мартынова, А. В. Анализ воспитательной работы как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательному процессу в университете / А. В. Мартынова, Д. А. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 481-488. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102519/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы анализируют воспитательную работу как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательному процессу в университете. В статье представлены результаты экспериментального исследования, в процессе которого прошла апробацию программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения первокурсников на начальном этапе обучения в вузе.

Ключевые слова: воспитательная работа, адаптация к образовательному процессу, студенты-первокурсники.

Проблема адаптации студентов первого курса к новой образовательной среде является актуальной для современной системы высшего профессионального образования, поскольку от ее успешности на начальном этапе обучения зависит результативность всей дальнейшей профессиональной подготовки будущих специалистов. Образовательная среда вуза становится для первокурсников и объектом адаптации, и источником формирования стрессов и социально-психологических рисков. С одной стороны, у студентов возникает необходимость адаптироваться к социальной роли студента, к новым формам учебы и жизни по нормам и правилам вузовского порядка, с другой — требуется активное включение в учебный процесс, в систему новых межличностных отношений на различных уровнях внутривузовских взаимодействий [1].

В исследовании С. В. Васильевой показано, что в сфере обучения факторами дезадаптации студентов являются неподготовленность к новым способам восприятия и переработки информации, к самопрезентации в учебной деятельности; неудовлетворенность обучением; неспособность к систематизации знаний. В сфере общения адаптацию затрудняет отсутствие навыков самопрезентации в группе. Эти трудности сопровождаются физическим утомлением, “студенческой тревожностью” (возрастание боязни нарушить нормы поведения студента в вузе по мере их усвоения), неспособностью выдерживать новый высокий темп жизни [2].

Анализ воспитательной работы в университете является важным компонентом психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательному процессу. Воспитательная работа включает в себя не только организацию учебного процесса, но и создание условий для социальной адаптации студентов, психологической поддержки и развития их личности. Одной из основных задач психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников является выявление проблем, связанных с адаптацией к жизни в университете, и разработка мероприятий по их решению. Воспитательная работа может помочь в этом, путем организации опросов и анкетировании студентов о качестве адаптации к образовательному процессу.

Кроме того, воспитательная работа включает в себя мероприятия, направленные на создание условий для социальной адаптации студентов.

В основе анализа воспитательной работы лежит комплексный подход, который включает в себя оценку различных аспектов работы образовательной организации в аспекте взаимодействия со студентами. Данный подход позволяет оценить эффективность работы в целом и определить приоритеты в изменении воспитательной работы для улучшения ее результативности.

Основным методом проведения оценки и последующего анализа воспитательной работы являлось анкетирование.

При проведении анкетирования для изучения мнения обучающихся КГПИ КемГУ относительно содержания и форм воспитательной работы института было опрошено 165 человек. Анкетирование проводилось анонимно. Студентам предлагалось ответить на 11 вопросов, объединенных в 4 блока:

— Состав опрошенных;

— Оценка воспитательной работы;

— Мероприятия;

— Кураторская работа.

Важно помнить, что потребности и интересы студентов могут различаться в зависимости от различных факторов, таких как возраст, пол, профессиональный кругозор и т. д. Поэтому для более точного определения потребностей и интересов студентов, можно использовать сегментацию аудитории на подгруппы, что также поможет более эффективно организовывать воспитательную работу.

1 блок «СОСТАВ ОПРОШЕННЫХ»

Вопрос 1. Укажите факультет и курс, на котором вы обучаетесь? Данные опроса указаны в таблице 1. Среди опрошенных студентов наибольшее число анкету прошли студенты факультета психологии и педагогики (39,4,3 %), чуть меньше студенты факультета информатики, математики и экономики (22,4 %) и факультета физической культуры, естествознания и природопользования (16,4 %). Наименьшее число прошедших анкетирования студентов обучаются на факультете филологии (12,7 %) и факультете истории и права (9,1 %).

Таблица 1

Количественные показатели на каждом факультете

Факультет

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

Итог

1 курс

17 чел.

26 чел.

6 чел.

11 чел.

2 чел.

61 чел.

2 курс

7 чел.

16 чел.

6 чел.

3 чел.

1 чел.

33 чел.

3 курс

9 чел.

19 чел.

8 чел.

11 чел.

3 чел.

48 чел.

4 курс

3 чел.

3 чел.

1 чел.

2 чел.

4 чел.

9 чел.

5 курс

1 чел.

1 чел.

0 чел.

0 чел.

3 чел.

4 чел.

Итого

37 чел.

65 чел.

21 чел.

27 чел.

7 чел.

165 чел.

Наибольшую активность при прохождении анкеты проявили студенты первого, второго и третьего курса, наименьшую — студенты четвертого и пятого.

Процентное соотношение студентов разных курсов

Рис. 1. Процентное соотношение студентов разных курсов

Вопрос 2. Участвуете ли вы во внеучебной деятельности?

Таблица 2

Статистика процентного соотношения между студентами-активистами, и студентами, не участвующими во внеучебной жизни университета

Факультет

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

Участвуют во внеучебной деятельности

70 %

61 %

65 %

71 %

86 %

Не участвуют во внеучебной деятельности

30 %

39 %

35 %

29 %

14 %

Анализ показал равное соотношение между теми, кто участвует и теми, кто не участвует во внеучебной жизни вуза на каждом факультете. На каждом факультете преобладают студенты, которые участвуют во внеучебной жизни.

Следующие несколько вопросов мы объединили в один блок: «ОЦЕНКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ» .

Вопрос 3. Насколько вы удовлетворены качеством воспитательной работой? Поставьте балл от 1 до 10. (Где 1 — совсем не устраивает воспитательная работа, необходимо перестраивать систему; 10 — все устраивает, доволен воспитательной работой)

Удовлетворенность студентов качеством воспитательной работой

Рис. 2. Удовлетворенность студентов качеством воспитательной работой

Большая часть опрошенных отметила высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой института. На приведенной ниже таблице представлены результаты удовлетворенности на каждом факультете по данным опроса.

При анализе этого вопроса было выявлено 3 уровня удовлетворенности воспитательной работой института (1–3 балла — низкий; 4–7 баллов — средний, 8–10 балла — высокий)

Можно заметить, что в целом уровень удовлетворенности воспитательной работой на всех факультетах достаточно высокий, превышая 70 % на большинстве факультетов. Наиболее высокий уровень удовлетворенности отмечен на факультете ФФ и ФИМЭ — более 75 % опрошенных студентов высоко оценили воспитательную работу на этих факультетах. Наименее высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой определен на факультете ФФКЕП — только 55 % опрошенных студентов оценили качество воспитательной работы на этом факультете на 8–10 баллов. И наконец, наибольшее количество студентов, которые выставили оценку 4–7 баллов (средний уровень удовлетворенности), было на факультетах ФПП и ФФКЕП.

При рассмотрении ответов студентов, которые отметили низкий уровень удовлетворенности воспитательной работой (1–3 балла), было выявлено, что всего лишь 33 % являются активистами, остальные 76 % не участвуют во внеучебной деятельности.

Таким образом, результаты опроса показывают, что в целом уровень удовлетворенности воспитательной работой высокий, но имеются различия на разных факультетах. Это может быть связано с различиями в организации воспитательной работы на разных факультетах.

Таблица 3

Оценка уровня удовлетворенности студентов воспитательной работой

Факультет

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

1–3 балла (низкий уровень)

5 %

2 %

0 %

7 %

6 %

4–7 баллов (средний уровень)

21 %

34 %

35 %

37 %

40 %

8–10 баллов (высокий уровень)

72 %

64,9 %

75 %

55 %

53 %

Один из ключевых аспектов анализа воспитательной работы — это определение потребностей и интересов студентов. Необходимо выяснить, какие мероприятия и виды деятельности наиболее интересны студентам, насколько эти мероприятия помогают им в адаптации и какие изменения нужно внести в работу преподавателей и кураторов.

Вопрос 4. В каком направлении вам нравится участвовать больше всего?

Процентное соотношение направлений, в которых участвуют студенты

Рис. 3. Процентное соотношение направлений, в которых участвуют студенты

В следующем вопросе опрашиваемым были даны направления воспитательной работы КГПИ КемГУ. Большинство опрошенных студентов из числа тех, кто участвует во внеучебной жизни института, выбрали направление «творчество» (61,5 %), также популярными ответами стали «студенческие советы» (42,2 %) и «волонтерство» (30 %).

Следующие вопросы были сгруппированы в общий блок « МЕРОПРИЯТИЯ »

Вопрос 5. Как часто вы принимаете участие в различных мероприятиях? (1 — никогда, 5 — всегда).

Анкета показала следующие результаты:

Частота участия студентов-активистов в различных мероприятиях

Рис. 4. Частота участия студентов-активистов в различных мероприятиях

Примерно равный процент опрошенных (23,9 % — 25,2 %) разделили между собой показатели «2», «3», «4», что может означать, что уровень активности при посещении мероприятий у студентов института находится на средней отметке.

Данный вопрос так же был рассмотрен детально для того, чтобы выявить активность посещения мероприятий у студентов каждого факультета.

При анализе этого вопроса было выявлено 3 уровня активности участия в мероприятии (1 балл — никогда; 2–3 баллов — редко, 4–5 балла — часто).

Различия в активности посещения мероприятий у студентов разных факультетов могут быть значительными. Необходимо дополнительное исследование в этой области, чтобы выявить причины и разработать меры по стимулированию активности студентов на слабоактивных факультетах.

На основе полученных данных можно определить, какие мероприятия наиболее популярны среди студентов каждого факультета, по каким мероприятиям есть наибольшая и наименьшая посещаемость и какие дополнительные мероприятия можно провести для повышения активности и заинтересованности студентов.

Такой подход поможет более точно адаптировать воспитательную работу к нуждам каждого факультета и создать более эффективные и интересные мероприятия для студентов, что способствует их успешной адаптации.

Таблица 4

Активность посещения мероприятий у студентов каждого факультета

Факультет

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

Показатель «1» (никогда)

5 %

38 %

0 %

14 %

14 %

Показатели «2»-«3» (редко)

40 %

43 %

65 %

65 %

28 %

Показатели «4»-«5» (часто)

48 %

33 %

35 %

30 %

56 %

При детальном рассмотрении частоты посещения мероприятий студентами разных факультетов было выявлено, что на факультетах ФИМЭ и ФИП тех, кто часто посещает мероприятия среди опрошенных больше, чем тех, кто ходит на мероприятия редко или не ходят вообще. На факультете ФФКЕП и ФФ наблюдается преимущественно редкая посещаемость мероприятий. На факультете ФПП результаты в процентном соотношении в равной степени распределились между теми, кто не посещает мероприятий и тех, кто на них присутствует часто, большинство опрошенных студентов факультета психологии и педагогики (48 %) отметили, что редко посещают мероприятия факультета и вуза.

Вопрос 6. Участвуете ли вы в мероприятиях по адаптации студентов первокурсников?

Процентное соотношение студентов, которые участвую\не участвуют в мероприятиях по адаптации студентов первокурсников

Рис. 5. Процентное соотношение студентов, которые участвую\не участвуют в мероприятиях по адаптации студентов первокурсников

Чуть более половины опрошенных участвуют в мероприятиях по адаптации студентов первокурсников — 51,5 %

Был проведен детальный анализ опрошенных студентов по факультетам:

Таблица 5

Анализ опрошенных студентов по факультетам

Факультет

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

Итого

Да

54 %

61 %

66 %

62 %

73 %

51,5 %

Нет

46 %

39 %

35 %

38 %

17 %

48,5 %

На каждом факультете число студентов, участвующих в в мероприятиях по адаптации студентов первокурсников преобладают над теми, кто не участвует. Наибольшее преобладание студентов, из числа опрошенных, наблюдается на факультете истории и права.

Следующие вопросы были объединены в общий блок «КУРАТОРСКАЯ РАБОТА»

Вопрос 8. Знаете ли вы кто является куратором вашей группы?

Осведомленность студентов о наличии куратора

Рис. 6. Осведомленность студентов о наличии куратора

Таблица 6

Осведомленность студентов о наличии куратора

Факультет

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

Да

100 %

93 %

85 %

100 %

86 %

Нет

0 %

7 %

15 %

0 %

14 %

Детальный анализ данного вопроса позволил увидеть, что на двух факультетах (ФИМЭ и ФФКЕП) все опрошенные знают, кто является их куратором группы. Это может говорить о том, что кураторами группы проведена работа. На остальных факультетах малая часть опрошенных студентов не знают своего куратора группы.

Курс студентов, указавших, что не знают своего куратора

Рис. 7. Курс студентов, указавших, что не знают своего куратора

Среди тех, кто ответил «нет» на вопрос, знаком ли им куратор, в основном студенты старших курсов, что может быть объяснено неверной формулировкой вопроса. Так как кураторы работают лишь со студентами 1 и 2 курса.

Вопрос 9. Как часто в вашей группе куратором проводятся\проводились адаптационные мероприятия? (1 — никогда, 5 — очень часто)

Частота проведения адаптационных мероприятий

Рис. 8. Частота проведения адаптационных мероприятий

Большинство опрошенных ответили, что очень редко или никогда не посещали адаптационные мероприятия, организованные кураторами групп. Рассмотрим детальный анализ по факультетам.

При анализе этого вопроса было выявлено 3 уровня частоты проведения адаптационных мероприятий (1–2 балл — низкий; 3 балла — средний, 4–5 баллов — высокий).

Таблица 7

Процентное соотношение частоты проведение мероприятий по адаптации на каждом факультете

Уровень частоты

ФИМЭ

ФПП

ФФ

ФФКЕП

ФИП

Низкий

35 %

60 %

52 %

51 %

40 %

Средний

24 %

18 %

19 %

23 %

13 %

Высокий

40 %

21 %

28 %

26 %

20 %

Наибольший процент активности проведения адаптационных мероприятий, проводимые кураторами, наблюдается на факультете информатики, математики и экономики, 40 % опрошенных студентов с этого факультета сообщили, что данные мероприятия проводятся очень часто, однако 35 % студентов указали, что такие мероприятия их куратор никогда не организовывал или организовывал очень редко. На остальных факультетах наблюдается низкая частота проведения, преобладающее большинство студентов ответили, что данные мероприятия у них никогда не проводились или проводились очень редко.

Вопрос 10. Посещали ли вы с куратором (или преподавателем) культурно-массовые мероприятия вне ВУЗа (музеи, выставки, театры и т. п.)?

Процент посещения культурно-массовых мероприятий с куратором

Рис. 9. Процент посещения культурно-массовых мероприятий с куратором

Больше половины опрошенных студентов (57 %) ответили, что посещали с куратором своей группы культурно-массовые мероприятия вне института. 10,3 % студентов ответили, что затрудняются ответить на данный вопрос, 32,7 % ответили, что культурно-массовые мероприятия с куратором они не посещали.

Большинство опрошенных студентов на всех факультетах посещали культурно-массовые мероприятия, на которые их приглашал куратор.

Вопрос 11. Предложение по модернизации работы куратора группы?

В рамках анкетирования были получены следующие предложения по улучшению работы кураторов:

— «Больше взаимодействия со студентами-старшекурсниками на первых парах»

— «Назначать куратора и группы студентов-старшекурсников, а не преподавателей»

— «Хочется в первые же дни узнавать о всех льготах, которые предоставляются студентам»

Также большинство студентов в пожеланиях написали, чтобы работа с куратором была более частой, и направленной на тимбилдинг и командообразование, хотели бы общие мероприятия и своевременного информирования.

Заключение : Проведя анкетирование для изучения мнения обучающихся относительно содержания и форм воспитательной работы института, можно сказать, что воспитательная работа КГПИ КемГУ имеет как свои плюсы, так и минусы. Традиционная программа воспитательной работы удовлетворяет большинство студентов, но вместе с тем есть некоторые аспекты, которые нуждаются в модернизации (новая система мероприятий, мероприятия по адаптации первокурсников, работа кураторов)

Такой подход к определению эффективности воспитательной работы, основанный на мнении студентов, действительно может быть очень полезным в планировании будущих мероприятий. Он может помочь идентифицировать конкретные проблемы и узкие места в программе воспитательной работы, которые нуждаются в дополнительных усилиях и модернизации.

Кроме того, анкетирование студентов может помочь определить, какие аспекты воспитательной работы наиболее важны с точки зрения студентов и, соответственно, какие мероприятия следует проводить/усиливать. Таким образом, на основе результатов опроса можно разработать более индивидуальный подход к проведению мероприятий, учитывающий мнение и предпочтения студентов.

Важно помнить, что мнение студентов может не всегда точно отображать эффективность воспитательной работы. Поэтому, при разработке новых мероприятий и стратегий воспитательной работы необходимо учитывать не только предпочтения студентов, но и экспертное мнение педагогов, мнение руководства вуза и другие факторы, с которыми следует взвешенно работать, чтобы разработать эффективную воспитательную программу для всех студентов.

Наконец, анализ воспитательной работы должен быть постоянным процессом, с регулярным обсуждением результатов и корректировкой планов действий. Только в этом случае можно добиться высоких результатов и обеспечить социальную, профессиональную и личностную успешность студентов.

Литература:

  1. Арендачук, И. В. Воспитательная работа как компонент психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников к образовательной среде вуза [Текст] / И. В. Арендачук // Электронный журнал Вестник Московского университета. — 2015. — серия 20. — № 4. — с. 2.
  2. Васильева С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 144–157.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, факультет, мероприятие, студент, балл, куратор, уровень удовлетворенности, внеучебная деятельность, воспитательная работа института, образовательный процесс.


Ключевые слова

студенты-первокурсники, воспитательная работа, адаптация к образовательному процессу

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Психолого-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии

В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Формирование мотива достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирование мотива достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания. Доказано, что мотиваци...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования

В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...

Психолого-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников юридической академии к учебному процессу средствами кинезиологии

В статье исследуются особенности адаптации студентов к учебному процессу в вузе на начальных этапах обучения, возможности психотерапевтической и образовательной кинезиологии в создании условий эффективной адаптации студентов-первокурсников к учебному...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе

В статье исследуется проблема психолого-педагогического сопровождения будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе, выделяются направления психолого-педагогические сопровождения и психолого-педагогические условия, котор...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля

Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Формирование мотива достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия формирование мотива достижения успеха у обучающихся общеобразовательной организации в интегрированной деятельности педагога-психолога и учителя истории и обществознания. Доказано, что мотиваци...

Активизация самостоятельной работы студентов технического вуза при обучении профессиональному иностранному языку

В данной статье рассматривается проблема самостоятельности и самостоятельной работы студентов (СРС) в процессе обучения. Представлены толкования сущности СРС различными педагогами-исследователями. В статье приводится сравнение самостоятельной работы ...

Задать вопрос