Специфика конструирования «постправды» в медийном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 12.05.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Ширяева, И. А. Специфика конструирования «постправды» в медийном пространстве / И. А. Ширяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102558/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: постправда, СМИ, медиапространство.

Эффективность реализации политической коммуникации зависит от специфики выстраивания информационных сообщений. В связи с этим необходимо проанализировать особенности конструирования «потсправдивых» сообщений в современном медийном пространстве.

Как отмечает А. А. Ефанов, «явление постправды представляет собой результат спланированности техник, конечной целью которых становится осознанная дезинформация аудитории» [1, с. 4]. Основной задачей использования «постправды» можно выделить следующую: необходимость сместить фокус внимания с одного объекта на другой, специальное замалчивание определенных деталей, которые имеют важные последствия для субъекта политических отношений.

На совести реализатора технологии «постправды» также стоит выбор между стигматизацией или идеализацией противоположного объекта. Давление на эмоциональный настрой может осуществляться в силу отсутствия или же нехватки какого-либо фактологического материала [1, с. 4].

Он выделяет следующие методы конструирования «постправды»:

  1. Обличительная риторика, стремление заранее расставить акценты, то есть полностью контролировать настрой публики.
  2. Вырывание фраз из контекста.
  3. Тенденциозно подобранные детали.
  4. Использование наименований, которые заведомо заставляют задуматься об оппоненте объекта в негативном ключе (например, акцентировать внимание на связях с США, что уже воспринимается как предателей и не патриотов).
  5. Риторика неразумности. Использование таких слов: «глупые», «слабые», «марионетки» и так далее.

С. В. Смаль выделяет следующие технологии формирования «постправды» в информационном потоке: гиперболизация, замалчивание и подмена понятий [3, с. 223]. В последнем случае можно выделить подпункты, относительно особых манипуляционных тактик:

  1. «Простые люди». Информация в данном случае преподносится от имени тех самых «простых людей», или очевидцев.
  2. «Экспертное мнение». В данном случае информация подается от неизвестного, но авторитетного источника. То есть данные есть, но вот про самих «экспертов» ничего неизвестно и их мало кто видел.
  3. «Чрезмерный позитив». В данном случае, если в информации превалирует слишком положительные отзывы по отношению к какому-либо политику, партии и др., то это вызывает отталкивающий эффект и общий фон в данном случае сразу же становится негативным.
  4. «Выбор без выбора». Суть этой технологии заключается в том, что выбор по факту уже сделан, поэтому происходит специфическое построение вопроса, относительно деталей: «Вы считаете необходимым проведение выборов ДО или ПОСЛЕ прекращения бомбежек?» [3, с. 224].
  5. «Фургон с оркестром». В данном случае сообщение должно быть выстроено таким образом, чтобы у пользователя возникло ощущение, что такого мнения придерживается большинство, а противостоять общественному мнению в одиночку психологически тяжело.

Таким образом, происходит преобладание притязаний над доводами, замещение образа другого, сужение когнитивных элементов в поведении из-за перехода к более примитивным формам реагирования на деятельность оппонента [3, с. 225].

С. В. Лебедев выделяет следующие манипулятивные технологии: виктимизационная уния, семантическое дифференцирование, трансфер, торговля страхом, ложная театрализация, «копченная селедка» [2, с. 2].

Суть приема « виктимизационная уния» состоит в том, что это позволяет политику сплотить определенную группу в некое «единство» на основе позиции жертвенности. В основном это связано с каким-либо историческим конфликтом, где сплоченной группе была нанесена обида со стороны «чужих».

Семантическое дифференцирование подразумевает собой «прием негативного и позитивного маркирования оппонентов и сторонников» [2, с. 4]. Во время коммуникации политический субъект стремится демонизировать своего оппонента, всеми средствами лишить его человеческих черт. С. В. Лебедев акцентирует внимание на том, что это в основном используется с целью легитимизации применения насилия против оппонента.

Трансфер — это технология психологического переноса свойств одного объекта на связанный с ним другой объект. В политике часто используется демонстрация неадекватности сторонников того или иного политика, или же политической партии.

Прием « торговля страха» реализуется по одной схеме: сначала необходимо указать на проблему и напугать, а затем обозначить свое собственное решение этой же ситуации.

Ложная театрализация представляет собой технологию дезавуирования политических аргументов и политической позиции противника посредством приписывания ему скрытых мотивов [2, с. 5]. Примером тут может быть частое обвинение в желании «хайпануть» в случае каких-либо общественных демонстраций и публичными выступлениями по какой-либо социально значимой проблеме.

Такой прием конструирования феномена «постправда» как «копченная селедка» представляет собой способ переключения общественного внимания с неудобной для политика информации на другое событие, которое должно быть достаточно сенсационным. Здесь также особенность нашего психологического восприятия окружающего мира. Внимание человека всегда цепляется за яркие и выделяющиеся события, а вот менее выдающиеся остаются в тени.

Стоит также выделить технологию «создание жертвы» , суть которой в том, чтобы проводить периодические «жертвоприношения» с целью укрепления собственных позиций. Жертвой может стать кто-то из окружения политика, его семьи. Например, это может быть отставка какого-либо должностного лица, которые стал «жертвой» непопулярной меры.

Таким образом, процесс конструирования «постправды» в современном медийном пространстве представляет собой сложный, но уже достаточно исследованный процесс.

Литература:

  1. Ефанов, А. А. Конструирование явления постправды посредством диффамации медиа / А. А. Ефанов // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X юбилейные Санкт-петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 года. — Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. — С. 426–429. — EDN XZDVJB.
  2. Лебедев Сергей Владимирович Технология воздействия в современных политических коммуникациях: психологические основания // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-vozdeystviya-v-sovremennyh-politicheskih-kommunikatsiyah-psihologicheskie-osnovaniya (дата обращения: 30.03.2023).
  3. Смаль, С. В. Технологии формирования «постправды»: политико-конфликтологический аспект / С. В. Смаль // Политика постправды в современном мире: Сборник материалов по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 22–23 сентября 2017 года / Под редакцией О. В. Поповой. — Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2017. — С. 222–225. — EDN OTOFYX.
Основные термины (генерируются автоматически): ложная театрализация, семантическое дифференцирование.


Похожие статьи

Медиаобразование как противодействие практикам «постправды» в современной медиасфере

Феномен постправды в современной политической культуре

В статье предлагается объяснение феномена постправды как относительно нового и специфического явления медиасферы. Автор показывает актуальный опыт использования постправды, приемов манипулирования информацией общества и доказывает прямую корреляцию м...

Медиапространство в рамках современного политического дискурса

Данная статья посвящена рассмотрению роли современного медиапространства в рамках пространства политического дискурса.

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Восприятие политического будущего в постсовременном обществе

Особенности диалогичности в современном постмодернистском тексте (на примере произведений Фредерика Бегбедера)

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Фактические даркнет-правоотношения: теоретический и практический анализ

В статье авторы исследуют природу возникновения даркнет-правоотношений, анализируют их фактический характер и аргументируют необходимость в правовом регулировании такого явления.

Проблемы правового регулирования социальных медиа

В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента

Понятие «медиапроект» и специфика медиапроектирования

Похожие статьи

Медиаобразование как противодействие практикам «постправды» в современной медиасфере

Феномен постправды в современной политической культуре

В статье предлагается объяснение феномена постправды как относительно нового и специфического явления медиасферы. Автор показывает актуальный опыт использования постправды, приемов манипулирования информацией общества и доказывает прямую корреляцию м...

Медиапространство в рамках современного политического дискурса

Данная статья посвящена рассмотрению роли современного медиапространства в рамках пространства политического дискурса.

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Восприятие политического будущего в постсовременном обществе

Особенности диалогичности в современном постмодернистском тексте (на примере произведений Фредерика Бегбедера)

Фанфик: кукольный мир интернета

В статье исследуется фанфик как социокультурный феномен, отразивший особенности постсовременного общества, которые и сделали данный сегмент сетевой литературы массовым, доступным и популярным.

Фактические даркнет-правоотношения: теоретический и практический анализ

В статье авторы исследуют природу возникновения даркнет-правоотношений, анализируют их фактический характер и аргументируют необходимость в правовом регулировании такого явления.

Проблемы правового регулирования социальных медиа

В статье автор исследует проблемы правового регулирования социальных медиа и деструктивного пользовательского контента

Понятие «медиапроект» и специфика медиапроектирования

Задать вопрос