Одним из основных приоритетов развития мировой системы образования в XXI веке является повышение уровня образования с применением новых технологий. Технология проектного обучения значительно способствует развитию знаний. Это связано с тем, что через проект у ребенка будет больше шансов на поиск, востребованность, что будет способствовать дальнейшему развитию и повышению уровня знаний.
В настоящее время в Казахстане формируется собственный план, национальная модель образования. В этой связи одной из технологий комплексного обучения, направленного на личностное развитие обучающихся, являются методы проектного обучения. Проектное обучение — это система обучения, отвечающая требованиям кредитной системы обучения, отвечающая современным задачам, полностью завершающая процесс сегодняшнего дня.
Ключевые слова : проектная технология, образование, познание, совершенствование познавательных навыков
В современных условиях для формирования интереса и познавательных навыков детей дошкольного возраста педагогу обязывают освоить новые методы обучения. В этом контексте государственным общеобязательным Стандартом дошкольного воспитания и обучения (2022) приоритетом является создание образовательных программ в соответствии с содержанием обновленного образования, основываясь на современных научных исследованиях, национальных ценностях и образовательных технологиях. [1]
В настоящее время внесены изменения в нормативные документы, связанные с дошкольным воспитанием и образованием, разработана новая модель, новые инструкции. Это обязывает обновить содержание дошкольного воспитания и обучения. XXI век — формирование новой сущности ума, образования и науки, будущего, повышение качества воспитания в целом — знания станут основным потенциалом поколения. Эффективное использование в учебно-воспитательном процессе национальных ценностей и эффективных технологий параллельного обучения в научно-исследовательском, методическом обеспечении способствует формированию у ребенка навыков, склонных к активной деятельности.
Образовательные технологии, связанные с развитием общества, безусловно лидируют в любой сфере. Современные передовые технологии вносят большой вклад и в образование. То есть дети дошкольного возраста быстро учатся чему угодно. Это является своеобразным рефлексом мозга. Благодаря этой рефлексии повышение способности взрослых детей мыслить с точки зрения познавательных навыков с помощью проектных технологий открывает актуальность темы статьи.
Технологии проектирования не являются новинками в мировой педагогике. Потому что технологии проектирования появились во 2-й половине XIX века в странах Запада. Тем не менее, для взрослых детей дошкольного возраста с раннего возраста освоение проектных технологий имеет большое значение, чем для нас с научной точки зрения.
Методы проектно-ориентированной технологии обучения включают в себя набор различных методов, таких как проблемный метод, поиск, коммуникативный, исследовательский, рефлексивный и презентативный. На сегодняшний день проектирование — самый распространенный вид интеллектуальной деятельности, используемый в различных отраслях.
Проект в переводе с латинского означает обучение развитию, а в современном понимании проект — это прототип какого-либо вида деятельности или объекта. Технология проектирования обеспечивает связь теории и опыта. При этом проектное обучение позволит оценить не только подготовительный процесс, но и конечный результат деятельности ребенка.
В целом, ориентированное на проект образование позволит повысить мотивацию детей к обучению, развивать креативное мышление и формировать свои способности к выражению, защите, обоснованию, исследованию и творчеству.
Проектное обучение — это способ достижения дидактических целей путем полной проработки вопроса, который должен завершаться каким-либо образом оформленным, конкретным, значительным практическим результатом. В педагогическом процессе, применяющем проектное обучение, рассматриваются учебные услуги, методы и способы обучения, форма и технические средства обучения в связи с основами проектных методов.
Использование технологии проектного обучения — обучение самоопределению посредством выполнения проектной работы, определяет логику выполнения проекта. Помогает развитию образования ребенка.
Технологии в соответствии с требованиями времени, безусловно, находятся на передовой в любой отрасли. Современные передовые технологии вносят большой вклад и в образование. То есть дети дошкольного возраста очень быстро учатся чему угодно. Это является своеобразным рефлексом мозга. Благодаря этой рефлексии повышение способности взрослых детей мыслить с точки зрения познавательных навыков с помощью проектных технологий открывает актуальность темы статьи.
Технологии проектирования не являются новинками в мировой педагогике. Технология проектирования появилась во 2-й половине XIX века в странах Запада. Тем более, что дети дошкольного возраста с раннего возраста владеют технологией проектирования, что для нас очень важно с научной точки зрения.
Особое значение в педагогике на современном этапе приобретают историко-педагогические исследования, раскрывающие преемственность исторических традиций и новшеств, определяющие научный потенциал прошлых теорий и концепций, их эвристические и прогностические функции.
Педагогические идеи Дьюи во многих направлениях сочетаются с задачами, стоящими перед школой и в настоящее время, и поэтому требуют современного понимания в связи с развитием проблемного обучения.
Одна из таких новых технологий — технология проектирования и обучения. Дизайн-латинское слово proicere. Это слово означает что-то вроде планирования, подготовки или реализации плана. Технология проектирования возникла во 2-й половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Он был основан психологом, педагогом, философом Джоном Дьюи. Профессор Уильям Херд Килпатрик, продолжающий учение Дьюи, считает, что подготовка детей к большой жизни, поощряя их видеть плоды своей работы, является краеугольным камнем этой технологии. [2]
С 1965 года метод проектирования стал использоваться на международном уровне. Основная причина возвращения к этому методу заключается в том, что ученые связывают проблему с ее бурным развитием, то есть обучающиеся неоднократно погружаются в теорию в действии для решения конкретной проблемы, в результате чего могут оценить, как было сделано их дело, дело, сделанное своими руками, приносит им удовлетворение, большую уверенность в себе. Ученые придали большое значение этим преимуществам этой технологии. По мнению В. Килпатрика, учебные действия должны выполняться без участия педагога. Тогда ребенок может видеть результат своих действий и оценивать свои способности, а Д. Дьюи настаивает на том, чтобы действия ребенка были совместными действиями с педагогом. Потому что ребенок может не иметь полного образования, чтобы выполнить действие до конца, для этого педагог утверждает, что перед выполнением действия он должен обеспечить прохождение ребенком всей стадии мыслительной деятельности. Следовательно, идея проектирования, метод проектирования-это прежде всего общеобразовательные школы и рассматривалась как программа, направленная против традиционного обучения в высших учебных заведениях.
Технология проектирования включает в себя следующие задачи:
— наличие проблемы, которая требует изучения и поиска интегрированных знаний и ее решения;
— практической, теоретической, познавательной значимости прогностических результатов самостоятельной деятельности ребенка;
— структурирование содержательной части проекта с указанием результатов поэтапно;
— использовать методы исследования, т. е. выявлять возникающие из него проблемы, выдвигать гипотезу их решения.
Результат или продукт любого проекта может принимать разные формы: выступать с докладами, сообщениями, на конференциях или конкурсах, создавать газеты или информационные бюллетени, писать рефераты или отчеты. Самые востребованные и интересные в последнее время объекты — презентация.
Презентация (англ. presentation, лат. praesentatio; буквально-представление) — представление одного произведения, организации и учреждения перед публикой в торжественной обстановке.
Познание (англ. cognition) в английском языке означает иллюзию и возрождение реальности в мышлении Субъекта, являющееся новым знанием мира [3]. Следовательно, познание — это особый вид деятельности человека, направленный на познание окружающего мира и самого себя в нем. Человек осуществляет два основных вида деятельности по познанию:
— познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, получает знания, вооружается всеми видами материальной и духовной культуры);
— непосредственное познание окружающего мира (он сам делает одно открытие), взаимодействие объекта и субъекта познания, в результате которого постоянно углубляется и расширяется процесс получения и развития знаний, в результате чего приобретаются новые знания.
Навык — это действие, доведенное до автоматического выполнения в результате многократных повторений. Таким образом, познавательный навык — это действие человеческой деятельности, доведенное до автоматического создания, направленное на познание окружающего мира и самого себя в нем. [4]
Таким образом, когнитивные навыки — это те, которые включают использование внимания, памяти, творчества и абстрактного мышления, которые есть у детей, когда дело доходит до сбора определенной информации. Мышление ребенка объединяет ряд действий или процессов, таких как улавливание и интерпретация определенных стимулов, сохранение их в памяти и последующая реакция.
Когнитивные навыки напрямую связаны с интеллектом, восприятием материалов и развитием ребенка. Они очень необходимы, когда дело доходит до обеспечения интеллектуального и когнитивного роста человека, который говорит уметь противостоять различным действиям, которые возникают на протяжении всей жизни. Эти навыки важны, когда дело доходит до обработки различных стимулов, связанных с пятью чувствами, такими как зрение, слух, обоняние, обоняние, осязание. Набор таких навыков формирует интеллектуальные способности, которые есть у детей. Когнитивные навыки учат пониманию и мышлению, чтобы у нас было то, что мы изучаем, и лучший способ развивать и применять это.
Основной целью применения технологии проектирования в дошкольной организации является развитие свободной творческой личности ребенка, определяемой исследовательскими функциями и задачами развития детей. Общие задачи развития, характерные для любого возраста:
— обеспечение здоровья и психологического благополучия детей;
— развитие познавательных способностей;
— развивать творческое воображение;
— развитие творческого мышления;
— развитие коммуникативных навыков
Ребенок во время проекта (когда? какие? где?) экспериментирует, рассуждает, ищет, ищет ответы на вопросы, вступает в языковые отношения, выражает свои мысли по-разному, — понимает, почему действует, рассказывает о своих интересах и мечтах.
Исследовательское: исследовательско-поисковое, результат оформляется как некий творческий продукт (газета, показ, детский проект, поваренная книга). Через Красную книгу (редкую и исчезающую) виды растений и животных расширяют свои знания о птицах. Используя методы познания (наблюдения, эксперименты), он предлагает какие-то предположения, например, «откуда прилетают подснежники?", «Почему одуванчики называются одуванчиками?", «Как образуется камень?». Ролевая игра: этот проект выполняется с элементом творческих игр. Дети сами решают поставленную задачу, воплощая в себе сказочных героев. В основе такого проекта лежит сюжетно-ролевая игра, в которой дети активно участвуют, разыгрывают роли. Например, «моя любимая игрушка», " в гостях у сказки» и т. д
Воспитатель отмечает ответы на большой лист бумаги, показывая детям группы. Затем воспитатель задает детям вопросы «Что мы хотим знать?» Какими бы ни были ответы, воспитатель их записывает. Здесь воспитатель должен уважать отношение каждого ребенка, проявлять внимательность, терпение к забавным ответам малыша. После того, как все дети высказали свое мнение, воспитатель спрашивает: «Как мы найдем ответ на вопрос?» Отвечая на заданный вопрос, дети опираются на свой личный опыт [5].
Таким образом, применение новых технологий позволит педагогу вырастить конкурентоспособную личность, готовую жить в современном меняющемся мире, способную поддерживать свое здоровье, демонстрировать знания и навыки, обладающую широким творческим потенциалом, развитым умственным полем, умеющую грамотно выражать свои мысли.
Образование-сокровище страны, знание нашего народа — богатство страны. Для образования, отвечающего требованиям времени, мы должны использовать новые методы обучения. Поэтому каждому педагогу необходимо стать мастером своего дела, то есть всесторонне востребованным новатором, менять структуру и методы деятельности с целью повышения интереса и интереса детей к знаниям.
Таким образом, совершенствование знаний и повышение качества обучения обучающихся с помощью новых технологий обучения, отношение ребенка не только к восприятию готовой продукции, но и к личности, способной к самостоятельному поиску и самостоятельной деятельности, является основой вышеуказанных технологий. В контексте конкретной темы, когда ребенок должен уметь ставить перед собой цели на каждом этапе, его действия по достижению этой цели должны быть заранее четко спланированы, то есть Конфуций говорит: «Я слышу — забываю, вижу — запоминаю, сам делаю — осваиваю» — это фундаментальный принцип технологии.
Литература:
- Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Приложение 1 к Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348
- Алексеев Н. Г. Методологические консультации, рефлексия, культура проектирования, стратегия психолого-педагогических разработок. — М., 2002.
- Е. Арын. Русско-казахский толковый словарь: Павлодар: НПФ «ЭКО». 2006. — 569 с. ISBN 9965–808–89–9
- Манкеш.А. Е. Применение технологий STEM в дошкольных организациях. Международной научно-практической конференции. В 2 ч. ч. 2. — Пенза: МЦНС " Наука и Просвещение». — 2022. — 246 с.
- Иманбеков М. М.,Абылайхан С. М. учебное пособие «современные педагогические технологии в дошкольном образовании и воспитании». — Алматы: Изд-во» ССК», 2018. — 138 С. ISB 978–601–327–160–6.