В настоящей научной работе автором проводится исследования особенностей организации работы аппарата суда. Так, сделан вывод о том, что в настоящее время данный вопрос особо актуален по причине высокой нагрузки, которая приходится на органы судебной власти. Кроме этого, были выявлены причины снижения эффективности работы аппарата суда. Разработаны предложения, реализация которых позволит улучшить качество и эффективность всего делопроизводства суда, осуществляемого аппаратом.
Ключевые слова: аппарат суда, работник, государственный служащий, делопроизводство, судья.
В настоящее время вопросы об эффективности организации деятельности органов судебной системы становятся особо актуальными ввиду того, что суды подвержены очень большой нагрузке по делопроизводству. Без эффективной организации деятельности аппарата суда невозможно обеспечить соблюдение прав и свобод лиц, обращающихся в суд с целью реализации своего конституционного права на судебную защиту.
Согласно федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» [1] судебная власть непосредственно осуществляется лишь судьями, а также присяжными и арбитражными заседателями.
При осуществлении ряда задач органами судебной власти в связи с разрешением иных вопросов, не связанных непосредственно с реализацией правосудия, большее внимание заслуживают работники аппарата суда, которые являются государственными служащими.
Главной целью деятельности аппарата суда является обеспечение всей делопроизводственной работы судебного органа. Контроль за деятельностью аппарата суда осуществляет непосредственно председатель соответствующего суда.
С недавних пор, а именно с 16 апреля 2022 года [2], работники аппарата суда, которым присвоен классный чин, обеспечиваются форменным обмундированием, порядок предоставления которого, техническое описание образцов, порядок ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации [3]. Однако, стоит отметить, что в свободном доступе такой нормативный акт не представлен, в связи с чем сделать вывод о необходимости введения такого новшества не представляется возможным, а также об эффективности его реализации.
Одной из основных проблем организации работы аппарата суда является длительность процессов и недостаточная эффективность работы судов [4]. Это связано с различными факторами:
— большой объем входящей первичной документации;
— нехватка кадрового состава, в связи с чем обработка поступающей информации значительно снижается;
— отсутствие в ряде судов деления аппарата суда на отделы, каждый из которых специализировался бы на выполнении определенной работы;
— низкий уровень подготовки кадрового состава;
— необходимость соблюдения процедур и формализованных требований.
Кроме того, влияние на работу судов оказывают политические, экономические и общественные факторы, которые могут приводить к давлениям на судей, манипуляциям с доказательствами и другим видам коррупции, что в своей совокупности значительно сказывается на снижении эффективности работы судебного органа.
В структуре аппарата суда предусматривается в содержании следующие отделы: финансовые, кадровые, материально-технические, справочно-информационные, документационные, научно-аналитические, статистические и др. Все они имеют направленность на формирование необходимых условий на реализацию причем вне зависимости от полного и независимого правосудия.
В структуре судов наиболее важным вектором и задачей аппарата суда является ведение и организация, а также сопровождение документооборота общего характера, и судебного делопроизводства.
Работник аппарата суда имеет правовой статус, который представляет собой комплекс закрепленных на законодательном уровне обязанностей и прав, а также юридических институтов, которые устанавливают положение государственных гражданских служащих. При это работник аппарата суда, как мы уже указали, имеют статус государственных гражданских служащих [5].
Главной целью деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации является обеспечение обслуживания деятельности судей по осуществлению правосудия. Такую деятельность можно охарактеризовать как вспомогательную. При этом стоит отметить, что служба в судах обуславливается необходимостью высокой квалификации в сфере юриспруденции, в том числе в наличие высшего юридического образования, но законодательство в данной области такой специфики прохождения службы не учитывает.
Отметим, что ранее предпринимались попытки реформирования системы аппарата судов с целью оптимизации их работы. Так, предлагалось ввести должность руководителя аппарата суда — администратора. Отметим, что в настоящее время должность администратора суда официально учреждена, она отнесена к системе Судебного департамента. Верховным Судом РФ в 2017 году был внесен законопроект о введение в аппарате арбитражного суда должности «руководитель аппарата суда — администратора суда» с одновременным исключением должности «администратор суда» из системы Судебного департамента, однако данный законопроект с 2017 года находится на рассмотрении [6]. В настоящее время он рассматривается в первом чтении.
Мы считаем, что необходимо улучшить качество подготовки дел и повысить профессиональную компетенцию работников аппарата суда. Также важно улучшить организацию работы аппарата суда, в том числе автоматизировать процессы и оптимизировать трудовые процессы. В целом, необходимо стремиться к установлению независимости судов и обеспечивать их свободное функционирование в соответствии с законами и принципами правосудия. Также отметим, что весьма перспективным направлением в оптимизации работы аппарата суда является введение новой должности государственной гражданской службы — администратор суда (руководитель аппарата суда). Введение данной должности позволит повысить качество выполняемой аппаратом суда работы, а также повысить контроль за их деятельностью, так как Председателю суда физически контролировать такой объем поступающей информации невозможно.
Литература:
1. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»
- О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы: федеральный конституционный закон от 16.04.2022 N 1-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»
- О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) // СПС «Консультант Плюс»
- Кузин С. А. Оптимизация деятельности аппарата судов общей юрисдикции в Российской Федерации с учётом внедрения систем «Электронное правосудие» // Закон и власть. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-deyatelnosti-apparata-sudov-obschey-yurisdiktsii-v-rossiyskoy-federatsii-s-uchyotom-vnedreniya-sistem-elektronnoe (дата обращения: 11.05.2023).
- Макарова-Землянская, А. А. Оптимизация и законодательное определение норм судебной нагрузки судей в районных судах / А. А. Макарова-Землянская. — Текст: непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 23–29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/372/15851/ (дата обращения: 11.05.2023).
- Законопроект N 102332–7 «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы в связи с введением государственной судебной службы Российской Федерации» / Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/102332–7#bh_histras (дата обращения: 02.06.2020).