В статье предпринимается попытка проанализировать компромисс между законодателями северных индустриальных штатов и законодателями-южанами, которые стремились сохранить рабство как основу процветания своих штатов.
Ключевые слова: конституция, Конституционный конвент, Конгресс, статья, раздел, поправки, рабство, компромисс, ратифицировать, законодатели, эвфемизм, завуалировать, южане, северяне.
В своей статье «Почему США так и не смогли покончить с рабством» журналист Сергей Латышев отметил, что «рабство и демократия являются обычно двумя сторонами одной медали. США, как, кстати, и вдохновлявшие весь Запад своими идеалами греческие города-государства, всегда базировались на рабстве» [1]. Поэтому даже принятая в ходе Гражданской войны между Севером и Югом (1861–1865 гг.) 13-я поправка к Конституции не смогла его отменить раз и навсегда. Она вступила в силу после её ратификации 27 штатами 18 декабря 1865 года. Но отдельные штаты тянули с её ратификацией более 100 лет. Ведь она затрагивала основной источник дохода этих крупнейших центров рабовладения на юге США. В Кентукки, 13-я поправка была ратифицирована в 1976 году, в Миссисипи — аж в 1995 году. Дело в том, что в этом южном штате не была соблюдена соответствующая процедура (копия документа, подтверждающего отмену рабства, не была направлена в Федеральный реестр США), и рабство официально просуществовало там, представьте себе, до 7 февраля 2013 года. То есть законодателям Миссисипи потребовалось 148 лет, чтобы с ним покончить.
В июле 1868 года была принята 14-я поправка, явившаяся ещё одним шагом на пути к устранению рабства. Она гарантировала предоставление гражданства любому лицу, родившемуся на территории США, и содержала запрет на лишение прав гражданства иначе как по приговору суда. Эта поправка провозгласила равенство всех американских граждан независимо от их цвета кожи, а ещё она предусматривала наказание штатов за нарушение этих предписаний. Претензии, связанные с потерей или освобождением рабов, объявлялись Разделом 4 недействительными. Но 14-я поправка не смогла изменить взгляд тогдашнего общества на институт рабства. Да, она примирила белых южан и северян, но для формально освобождённых темнокожих жителей США жизнь ухудшилась. Если раньше рабовладельцы были обязаны худо-бедно заботиться о них, то 14-я поправка превратили их в дешёвую и бесправную рабочую силу. Южане не простили им своего поражения в Гражданской войне. Именно тогда появились Ку-клукс-кланы и суды Линча. Несоблюдение прав темнокожего населения носило систематический характер.
3 февраля 1870 года 14-я поправка была дополнена 15-й, которая оговаривала, что право голоса не может ограничиваться расовой принадлежностью, цветом кожи или статусом раба в прошлом, который описывался в тексте как servitude , то есть «зависимость», «нахождение в подконтрольном состоянии» (the right of citizens of the United States to vote shall not be denied or abridged by the United States or by any State on account of race, color, or previous condition of servitude ).
Таким образом мы предполагаем, что, если принимались поправки к конституции, посредством которых американские законодатели пытались решить проблему рабства, значит сама конституция включала в себя это понятие. Но, даже если мы проштудируем все семь статей самым внимательнейшим образом, мы не найдём там слов slavery — рабство или slave — раб. Однако само понятие рабства там присутствует, но описывается завуалированно, с использованием эвфемизмов.
Итак, летом 1787 года представители тринадцати теперь уже независимых колоний собрались в Филадельфии в том же Индепенденс-Холле, где 11 лет назад бело объявлено о независимости Американских штатов от метрополии. Но теперь целью 55 делегатов было создание конституции нового государства. Делегаты Конституционного конвента должны были решить ряд очень непростых вопросов: распределение сил между тринадцатью существующими и будущими штатами с одной стороны и федеральным правительством с другой; вопросы торговли и представительства каждого штата в федеральном законодательном органе. Некоторые кандидаты выказывали озабоченность о том, что рождающаяся федеральная исполнительная власть может стать слишком сильной. Но с ними ожесточённо спорили те, кто считал, что слабая исполнительная власть не сможет проявить должной эффективности при управлении большой страной. Другие боялись, что наличие регулярной армии приведёт к диктатуре, но у них тут же находились противники, утверждающие, что при отсутствии сильной армии страна не сможет дать решительный отпор внешним и внутренним врагам. Как писал американский историк права Пол Финкельман, делегаты, подобно новым Одиссеям, пытались вести корабль государства между Сциллой тирании и Харибдой анархии. [2]
Совершенно естественно, что делегаты от разных штатов имели разные взгляды на то, каким образом должно строиться новое государство. Но они все осознавали необходимость создания единого основного закона и были готовы к компромиссам. Тем не менее, один вопрос существенно осложнял работу Конвента. Это был вопрос существования рабства в государстве, которое, согласно Декларации о независимости, зиждилось на идее, что все люди «сотворены равными, что им даны их Творцом определённые неотъемлемые права, в числе которых право на жизнь, право на свободу и стремление к счастью» («all men are created equal, that they are endowed by their Creator with certain unalienable Rights, that among these are Life, Liberty and the pursuit of Happiness»). Даже после того, как все компромиссы были достигнуты, а все детали улажены, оставалась очень сложная проблема — как всё это прописать в конституции, которая будет работать долгие годы. Необходимо отметить, что по крайней мере треть участников Конвента владела рабами, включая всех представителей Южной Каролины и Вирджинии. [3] Но даже депутаты-южане, которым было необходимо сохранить институт рабства как основу их аграрной экономики, не могли решиться вписать его открытым текстом в основной закон государства. Ведь в конце просвещённого 18 века было непросто отстаивать моральную правоту рабства. Отсюда все эти эвфемизмы и туманные определения.
Во время революции политики «Глубокого Юга»[1] утверждали, что рабы являются собственностью, а не людьми, поэтому их не следует считать во время учета денег, которые каждый штат должен отдать национальному правительству, и солдат, которых каждый штат должен предоставить.
В июле 1776 года, спустя месяц после принятия Декларацию независимости, делегаты обсуждали вопрос о том, должны ли рабы для поддержки новой страны облагаться налогами в той же мере, что и свободные люди. Налогообложение должно было быть таким, чтобы сумма сборов в каждом штате зависела от численности его населения. Северяне настаивали на том, что рабы должны вносить такой же вклад в экономику, как и все остальные, и поэтому их необходимо учитывать при оценке налогов. Представитель Мэриленда Сэмюэл Чейз возразил, что рабы являются «ресурсом» (wealth), а не людьми, и что нет основания облагать их налогом иначе, нежели «рыбные места в Массачусетсе» [4]. Южане, угрожая выйти из состава страны, выиграли спор, и с тех пор в соответствии со Статьями Конфедерации рабы не считались при учете военнослужащих и налогов. Они определялись как «собственность» .
Но с самого первого дня работы Конституционного конвента было ясно, что представительство в новом конгрессе будет основано на численности населения. И южане, конечно же, посчитали, что в новой Конституции рабы должны быть признаны «людьми». Поэтому делегаты с Юга, в особенности из Южной Каролины, начали отчаянно бороться за такое признание, ведь на кону стоял вопрос о том, сколько мест в конгрессе их штаты в итоге получат. Конвент в конце концов остановился на так называемом «Компромиссе трех-пятых» (the Three-fifths Compromise), предложенном Джеймсом Уилсоном[2] и Роджером Шерманом[3] 11 июня 1787 года. Согласно ему, при подсчете численности населения учитывалось не общее число рабов, а три пятых от него. Это стало политическим компромиссом между южанами, желавшими учитывать полную численность рабов, и северянами, которые не хотели считать их совсем. Отцы-основатели сочли это неплохим выходом из создавшейся ситуации. Но как же отразить это в конституции? В конце концов авторы основного закона в Разделе 2 Статьи 1 записали это следующим образом: «... а чтобы определить число этого населения, следует к общему количеству свободных людей, включая людей, поступивших в услужение на определенное число лет, и за исключением необложенных налогами индейцев, прибавить три пятых всех прочих лиц)» (… Numbers which shall be determined by adding to the whole Number of free Persons, including those bound to Service for a Term of Years, and excluding Indians not taxed, three fifths of all other Persons.»).[4] Рабов здесь назвали уже, конечно, не «ресурсом» или «собственностью», а «людьми», но other Persons , то есть «прочими». Более того, прибавление их к «общему количеству свободных людей» не оставляет место сомнениям, кого отцы основатели имели ввиду. Какой же вывод можно сделать? А такой, что «Компромисс трёх-пятых» признал, что рабство в Соединённых Штатах было реальностью.
В Разделе 9 той же Статьи читаем: «Переселение или ввоз таких людей, которых согласен принять у себя тот или иной из существующих в настоящее время Штатов, не должны быть воспрещаемы Конгрессом до тысяча восемьсот восьмого года, но на такой ввоз можно налагать таксу или пошлину, не превышающую десяти долларов с каждого человека» («The Migration or Transportation of such Persons as any of the States now existing shall think proper to admit, shall not be prohibited by the Congress prior to the Year one thousand eight hundred and eight, but a Tax or duty may be imposed on such Importation, not exceeding ten dollars for each Person»). То есть верховный закон государства опять завуалированно говорит о рабах, как об имуществе, которое можно перевозить с места на место или ввозить из вне, если штат сочтёт это нужным. Главное вовремя заплатить налог на это «движимое имущество». Достоинством этого Раздела является то, что он устанавливал срок, когда такое положение вещей, то есть рабство, будет отменено. Понятно, что Конгресс хотел оставить за собой право отменить рабство и работорговлю на территории всей страны. Но депутаты-южане заявили, что их штаты не вступят в такой союз, который в любой момент может покусится на основу их процветания. Поэтому стороны договорились не трогать рабство ещё как минимум двадцать лет. Но невозможно было написать об этом прямым текстом, а посему и была придумана приведённая выше витиеватая формулировка.
Ещё один пример словесной акробатики находим в Разделе 9 Статьи 1: «Привилегия Судебного приказа Хабеас Корпус не может быть приостановлено, за исключением случаев, когда этого требует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения» («The Privilege of the Writ of Habeas Corpus shall not be suspended, unless when in Cases of Rebellion or Invasion the public Safety may require it»). Ну, с «вторжением», то есть неприятельским нашествием, все ясно и понятно. А вот кого отцы основатели имели ввиду, когда писали о «мятеже»? Конечно же, всех «прочих». Мы видим, что Статья 1 Конституции США поддерживала рабство, не называя рабов даже косвенно.
То же самое делала и Статья 4. Раздел 2 гласит: «Кто обязан исполнять какую-нибудь службу или работу в одном из Штатов на основании местных законов и убежит в другой Штат, тот не может быть освобожден от этой службы или работы на основании каких-либо законов или постановлений этого другого Штата; он должен быть выдан по требованию того, кому должен был исполнять службу или работу» («No Person held to Service or Labour, in one State, under the Laws thereof, escaping into another, shall, in Consequence of any Law or Regulation therein, be discharged from such Service or Labour, but shall be delivered up on Claim of the Party to whom such Service or Labour may be due»).[5] Если опустить все словесные экзерсисы, то Статья предписывает возвращать беглых рабов их хозяину даже из тех штатов, где рабство было под запретом. Она, по сути, криминализировала порабощённых людей, не совершивших никакого преступления, а бежавших в поисках свободы
В 1789 году Конгресс утвердил Билль о правах, содержащий первые десять поправок к Конституции, и разослал его по штатам. К 1791 году документ был ратифицирован. Пятая поправка предусматривала, что никого нельзя «лишать жизни, свободы или имущества без надлежащего судебного разбирательства» («be deprived of life, liberty, or property, without due process of law») и что «никакое частное имущество не может быть отобрано для общественного употребления без справедливого вознаграждения» nor shall private property be taken for public use without just compensation»). На первый взгляд никакого подвоха, поправка просто содержит гарантии определённых прав человека. Но она подразумевала и рабство, не говоря о нём явно.
Во-первых, если рабы являются людьми, тогда они не могут быть лишены свободы без должной законной процедуры. Кстати, автором Пятой поправки был Джеймс Мэдисон, сам имевший около сотни душ. И он, наверное, понимал, что именование невольников «людьми» в тексте Конституции несло угрозу для рабовладения. В США не было законов, учреждающих рабство, и рабы не совершали никакого «коллективного» преступления, за которое их следовало бы лишать свободы. Следовательно, они не могли содержаться в качестве невольников в любом месте, находящемся под юрисдикцией федерального правительства. Во-вторых, если рабы были собственностью, то хозяев нельзя «лишать имущества» без надлежащей процедуры. Если бы правительство решило отменить рабство, то хозяева должны были получить справедливую компенсацию за «утерянную собственность».
В перспективе 1789 года единственная честная интерпретация Пятой поправки заключается в том, что рабы признавались собственностью, а не людьми. Просто невозможно представить, что кто-то в Конгрессе тогда думал иначе или кто-нибудь из законодателей из рабовладельческих штатов, голосуя за ратификацию поправок, полагал, что они представляют для них угрозу.
Слово slavery — рабство — не встречается в семи статьях Конституции, оно упоминается лишь в двух поправках. В 1861 году Конгресс США принял и отправил на рассмотрение в штаты The Slavery Аmendment , в названии которой было слово «рабство», в самом же тексте этого слова нет. Поправка гласит: «В Конституцию не должны вноситься поправки, которые позволят или предоставят Конгрессу полномочия отменять или вмешиваться в пределах любого штата в его внутренние институты, включая положение лиц, удерживаемых для работы или услужения в соответствии с законами указанного штата» («No amendment shall be made to the Constitution which will authorize or give to Congress the power to abolish or interfere, within any State, with the domestic institutions thereof, including that of persons held to labor or service by the laws of said State»). Правда, сами американцы предпочитают называть её the Corwin Amendment — Поправка Корвина , так как она была предложена Томасом Корвином, конгрессменом от штата Огайо. Эта поправка до сих пор не принята, так как её ратифицировали только три штата — Кентукки, Род Айленд и Иллинойс. Ещё два штата — Огайо и Мериленд — так же ратифицировали её в 1861 и 1862 годах соответственно, но потом отменили её, Огайо уже в 1864, а Мериленд — в 2014. Если бы Поправка о рабстве была принята до конца Гражданской войны и до принятия
«Декларации об освобождении рабов» Абрахама Линкольна в 1863 году, она стала бы 13-й поправкой, защищающей рабство, а не теперешней 13-й поправкой, которая с оговорками его запрещала. Кстати, рабы в ней названы по-теперешнему очень «политкорректно» — «лица, удерживаемые для работы или услужения» (persons held to labor or service).
13-я поправка содержит слово slavery — рабство — в Разделе 1: «В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство , ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено» («Neither slavery nor involuntary servitude, except as a punishment for crime whereof the party shall have been duly convicted, shall exist within the United States, or any place subject to their jurisdiction»). То есть мы видим, что антирабовладельческая 13-я поправка как будто отменяет рабство с одной стороны, а с другой закрепляет его в качестве наказания.
Так исчезло ли в США рабство после принятия 13-й поправки? История показывает, что относительное равновесие между белыми и чёрными американцами установилось только в конце 20 века. Но история и показывает, что Америка не может существовать без той или иной формы дискриминации. Маятник истории качнулся в другую сторону и теперь уже те, кого называли «стопроцентными американцами» –WASP (White Anglo-Saxon Protestants), ущемляются в своих правах. Дело в том, что в середине 20 века в США была введена политика, получившая название Affirmative action . На русский язык этот термин переводили по-разному — «позитивная дискриминация», «позитивные действия», «компенсирующая дискриминация» и даже «политика утвердительных действий». Первым употребил это выражение президент Кеннеди в 1961 году, описав таким образом методы борьбы с дискриминацией, продолжавшей существовать в американском обществе. Смысл этой «компенсирующей дискриминации» заключается в том, что создаются преимущества для ущемлённых в прошлом в правах расовых, этнических меньшинств, женщин и инвалидов за счёт «стопроцентных американцев». Например, им предоставляются большие возможности для продвижения по карьерной лестнице, получения финансовой поддержки, надбавки к зарплате или стипендии в университете и т. п. Но, кроме предоставления преимуществ перед белыми любому способному воспользоваться ими представителю некогда угнетённых «меньшинств», она сформировала и стимулировала создание у части неспособных к этому афроамериканцев, особенно в том, что касается получения образования и трудоустройства, «комплекса жертвы». А заключается он фактически в ничегонеделании, но при этом они требуют для себя всевозможных благ, ещё больших привилегий. Более того, «комплекс жертвы» становится оправданием нарушений закона и даже притеснений тех, чьи предки могли быть (а могли и не быть) «плантаторами» и «рабовладельцами». Белые американцы в ответ должны дружно преклонять колено и «каяться», спокойно взирая на сокрушение исторических памятников. Они обязаны признавать, что ныне «чёрные жизни значат больше», чем их собственные. Нам представляется, что Мартин Лютер Кинг имел ввиду нечто совсем другое, когда говорил о своей мечте. Никто не спорит, Black Lives Matter. Но всё-таки лозунг All Lives Matter представляется более справедливым.
А происходит всё так, потому что «глобалистский истеблишмент в его американской части желает оптимизировать расходы и обогащаться ещё быстрее за счёт сокращения численности белого среднего класса, слишком, по его мнению, обленившегося и привыкшего к чрезмерно высокому уровню жизни. Чтобы под благовидным предлогом понизить его, и проводится на самом деле политика Affirmative action» [1]. Ведь какие бы благие цели не преследовала эта политика, её истинный смысл заключается в том, что рабами системы должны быть все — и белые, и чёрные, и «цветные» вне зависимости от их вероисповедания, пола или гендера. Рабство в США на самом деле никуда не делось. Просто оно видоизменилось, став менее откровенным.
Кстати, 17 июня 2021 года в сенатский Комитет по юридическим вопросам (the Committee on the Judiciary) была предложена на рассмотрение совместная резолюция о внесении в Конституцию США поправки о запрещении использования рабства и подневольного труда в качестве наказания за преступление («Neither slavery nor involuntary servitude may be imposed as a punishment for a crime») [6]. 11 января 2022 года она перекочевала в Подкомитет по Конституционным вопросам и гражданским правам и свободам (Subcommittee on the Constitution, Civil Rights, and Civil Liberties). На момент написания статьи в апреле 2023 года резолюция все еще рассматривалась его членами.
Литература:
- Сергей Латышев. «Почему США так и не смогли покончить с рабством». Средство массовой информации сетевое издание «Царьград/Tsargrad», 18 декабря 2018 г.
- Finkelman P. States’ Rights, Southern Hypocrisy, and the Coming of the Civil War // Akron Law Review. 2012. Vol. 45. P. 449–478.
- David O. Stewart. The Summer of 1787. New-York: Simon & Schuster. 2007. ISBN 9780743286930
- Einhorn R. L. American Taxation, American Slavery. Chicago: University of Chicago Press, 2008. ISBN: 9780226194882
- www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-joint-resolution/21/text
[1] Включает по меньшей мере три штата – Миссисипи, Алабаму и Джорджию. Но разные современные авторы дополняют этот список Луизианой, Флоридой, Арканзасом и Южной Каролиной.
[2] Один из отцов основателей. Его подпись стоит под Декларацией независимости и Конституцией США. Представлял на Конституционном конвенте Пенсильванию. Был одним из первых шести судей Верховного Суда, назначенных Дж. Вашингтоном.
[3] Юрист, политик и один из пяти составителей Декларации независимости США. Единственный человек, чья подпись стоит под всеми четырьмя документами, которые легли в основу формирования Соединённых Штатов: Континентальной Ассоциацией, Декларацией независимости, Статьями Конфедерации и Конституцией США. На Конституционном конвенте представлял Коннектикут.
[4] Положение было изменено Разделом 2 Поправки 14
[5] Положение было изменено Поправкой 13