В статье раскрывается актуальная и значимая на сегодняшний день тема умственной отсталости у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: умственная отсталость, дети.
Умственная отсталость — это состояние, при котором функция интеллекта находится ниже среднего, которое началось в период развития. Дети с умственной отсталостью имеют ограниченные умственные функции, коммуникативные навыки, способность поддерживать себя и социальные навыки. Развитие детей с умственной отсталостью зависит от типа и степени основного расстройства, связанных с ним нарушений, факторов окружающей среды, психологических факторов, когнитивных способностей и сопутствующих психопатологических состояний.
Умственная отсталость остается мировой проблемой, особенно для развивающихся стран. Подсчитано, что заболеваемость тяжелой умственной отсталостью составляет примерно 0,3 % от общей численности населения, а почти 3 % имеют коэффициент интеллекта (IQ) ниже 70. Около 0,1 % таких детей нуждаются в лечении, руководстве и длительном наблюдении на протяжении всей их жизни. Умственная отсталость остается дилеммой, вызывающей тревогу у семей и общества. Диагностика, лечение и его профилактика у детей с умственной отсталостью остаются неясными [1].
Дети с умственной отсталостью имеют ограничения в двух областях:
- Интеллектуальное функционирование. Также известный как IQ, это относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
- Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые для повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.
Умственно отсталые дети из-за низкого интеллектуального роста функционируют с ограниченными возможностями по сравнению с нормальными детьми. Следовательно, обнаруживается, что социальное функционирование этих детей нарушено, и это тесно связано со степенью нарушения. Помимо патологии головного мозга, существуют и другие факторы, связанные со сбоями в нормальной социальной жизни этих детей.
Умственная отсталость является результатом патологического процесса в головном мозге, который иллюстрирует ограничения интеллектуальной и адаптивной функции, но не является болезнью. Умственная отсталость может протекать как с нарушением психических или физических нарушений, так и без них [2].
Умственная отсталость подразделяется на три группы:
- легкую (IQ от 52 до 68 баллов по шкале Бине),
- умеренную (IQ от 36 до 51 баллов по шкале Бине),
- тяжелую (IQ от 20 до 30 баллов по шкале Бине и <20 баллов по шкале Бине) [3].
Более 120 миллионов человек во всем мире страдают умственной отсталостью [4]. Предыдущие исследования во многих странах выявили, что распространенность умственной отсталости среди групп легкой и средней степени тяжести в возрасте от 15 до 19 лет составляет от 3 до 4 человек на 1000 человек. В Соединенных Штатах Америки 3 % населения имеют умственную отсталость, в Нидерландах 2,6 %, в Великобритании от 1 до 8 % и 3 % азиатского населения страдают умственной отсталостью [5]. В Индонезии из 222 млн всего населения 2,8 млн человек (0,7 %) являются инвалидами. Среди них 290 837 детей с умственной отсталостью (13,68 %), физическими недостатками (33,74 %), слепотой (15,93 %) [6].
Умственная отсталость — это состояние инвалидности, характеризующееся ограничениями интеллектуальной функции и адаптивного поведения, особенно концептуальных, социальных и адаптивных навыков [7]. Дети с умственной отсталостью имеют ограниченные психические функции, коммуникативные способности, способность к самообслуживанию и самостоятельность детей в период развития [9].
Конкретная среда, в которой растет ребенок, вероятно, играет важную роль в улучшении или ухудшении функционирования ребенка в социальной среде. По мере снижения степени нарушения интеллекта наблюдается приближение ребенка к среднему или удовлетворительному уровню социального функционирования.
Дети с умственной отсталостью нуждаются в интенсивной помощи со стороны родителей, чтобы оптимизировать этапы их развития, такие как проведение медицинских осмотров, консультирование и обучение. Родители и другие члены семьи являются наиболее важной частью для детей с умственной отсталостью, чтобы они могли жить хорошо.
Есть несколько характеристик детей с умственной отсталостью, в том числе: ограниченность интеллекта, социальная ограниченность и ограничение других психических функций.
Дети с умственной отсталостью испытывают ограничения в общении, самообслуживании, социальных и межличностных навыках [8]. У них возникают трудности в удовлетворении потребностей повседневной жизни и функционировании в обществе из-за их интеллектуальных способностей, ограниченной моторики и адаптации к окружающей среде [10]. Современные исследования показали, что некоторые родители стыдятся иметь детей с умственной отсталостью из-за трудностей в преодолении поведенческих проблем, таких как крик, плач, неспособность сосредоточиться, агрессивность, упрямство и т. д.
Эта проблема заставляет родителей даже скрывать детей от общества и окружения [16]. Детская умственная отсталость требует особого внимания, из-за чего родителям и другим членам семьи трудно разделить свое время и максимально заботиться о своем ребенке [17]. Это становится бременем родителей в воспитании и влиянии на семейную активность в поиске дохода [18].
Нет никаких сомнений в том, что умственная отсталость является пожизненной инвалидностью, оказывающей серьезное влияние на жизнь детей и их семей. Уход за ребенком с умственной отсталостью часто сам по себе вызывает стресс, поскольку уход негативно влияет на несколько аспектов жизни опекуна, включая плохое физическое и эмоциональное состояние. В частности, у матерей детей с умственной отсталостью, отмечается более низкое физическое здоровье, ухудшение социальных отношений, психологического состояния, ухудшение восприятия окружающего мира.
Матери детей с умственной отсталостью испытывают большую нагрузку, чем родители нормотипично развивающихся детей. Причины этого заключаются в том, что такие матери проводят больше времени с детьми, ухаживая за ними, они ограничены домом без времени или условий для досуга [20]. Все эти ситуации ложатся тяжелым бременем на родителей и семьи в уходе за детьми с умственной отсталостью.
Рождение детей с умственной отсталостью является большой проблемой для родителей, поскольку способности детей зависят от способностей родителей, занимающихся их воспитанием и обучением. Обучение умственно отсталых детей требует особого терпения и безусловной любви. Умственно отсталый ребенок испытывает затруднения при получении данных стимулов. Это состояние, вызванное значительным нарушением развития центральной нервной системы.
Именно поэтому психологам и педагогам важно помочь родителям особенных детей организовать процесс обучения и воспитания. Так, для младенцев и детей ясельного возраста доступны программы раннего вмешательства. Команда профессионалов работает с родителями над составлением индивидуального семейного плана обслуживания. В этом документе излагаются конкретные потребности ребенка и услуги, которые помогут ребенку развиваться. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение использованию специальных вспомогательных устройств или услуги по питанию.
Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют право на бесплатное специальное образование в системе государственных школ. Это предусмотрено Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями. Родители и педагоги работают вместе над созданием индивидуальной образовательной программы, в которой излагаются потребности ребенка и услуги, которые ребенок будет получать в школе. Суть специального образования состоит в том, чтобы сделать адаптацию, приспособление и модификации, которые позволят ребенку с умственной отсталостью преуспеть в классе.
Литература:
- Баскакова И. Л., Глухов В. П. Практикум по психолингвистике. — М.: Высшая школа, 2009.
- Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1987.
- Бурмистрова М. Н. и др. Социально-педагогический словарь / Саратов: СГУ.
- Виноградова А. Д., Липецкая Е. II., Матасов Ю. Т., Ушакова И. П., Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. — М.: Просвещение, 1985.
- Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. — М., 1961.
- Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе — М.: Просвещение, 1965.
- Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста. — В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. M., 1978.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.
- Забрамная С. Д. Вопросы изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева [Электронный ресурс]//Особые дети в обществе: сб. науч. докл. и тез. выступлений участников Всероссийского съезда дефектологов в 2015 году. М., 2015.
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., Просвещение. 1995.
- Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. — М., 1969.
- Исаев Д. Н. Общее психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
- Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции детей. — М.: 1978.
- Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М.: АПН РСФСР, 1960.
- Морозова Н. Г. Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях — М.: 1976.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/Под ред. Ж. И. Шиф. — М.: Просвещение, 1965.
- Певзнер М. С. Дети-олигофрены. — М.: АПН РСФСР, 1959.
- Певзнер М. С., Лебединская К. С. Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико-психологическое изучение). — М.: Педагогика, 1979.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1985.
- Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. — М.: Академия, 2001.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 1986.