Бюджетная политика в качестве важной составляющей государственной финансовой политики выступает действенным фактором в обеспечении уверенного социально-экономического роста страны. Качество и базовые параметры и индикаторы основного финансового документа государства во многом определяют уровень социальной защиты населения, инвестиционный потенциал и степень частнопредпринимательской активности в стране.
Государственная бюджетная политика — совокупность мер по налаживанию бюджетного взаимодействия для необходимого финансового обеспечения исполнения государственных функций. Кроме того, можно сформулировать и другое определение бюджетной политики: бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по формированию основных задач и цифровых параметров бюджетных доходов и расходов [1, с. 37].
«Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальной программой социально-экономического развития Туркменистана в 2022–2052 гг.» намечены стратегические векторы бюджетно-налоговой политики нашей страны. Отмечается, в частности, что «государственная бюджетно-налоговая политика государства на предстоящие 30 лет будет нацелена на обеспечение устойчивости бюджетной системы, дальнейшее поддержание традиционно высокой доли социальной сферы в структуре бюджетных расходов на фоне стабильно оптимальной ставки налогового бремени» [2, с. 65].
Эффективность государственной бюджетной политики во многом определяется совершенством инструментов бюджетного планирования. Одновременно, в стране действуют десятки отраслевых и региональных программ, планов, концепций развития, успешная реализация которых зависит прежде всего от уровня их финансирования. В данном контексте освоение и внедрение в нашей стране наиболее прогрессивных и продуктивных методов бюджетного финансирования на современном этапе государственного развития становится велением времени и важным критерием позитивного социально-экономического роста.
В рамках осуществляемых под руководством уважаемого Президента Туркменистана комплексных мер по совершенствованию бюджетной деятельности важная роль отводится последовательной оптимизации механизмов бюджетного финансирования. Обратимся, в частности, к «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана в 2022–2052 гг.»: эффективная реализация намеченных ею грандиозных целей и задач долгосрочного развития предусматривает широкое использование программно-целевого метода в бюджетировании различных отраслей и сегментов национальной экономики [2, с. 65].
Также «Программой Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны в 2022–2028 гг.» в числе приоритетов устойчивого экономического развития на период 2022–2028 гг. намечено «активное внедрение высокоэффективного целевого бюджетирования» [3].
Кроме того, специальным Постановлением Президента Туркменистана за № 229 от 26 августа 2022 года были утверждены «Состав государственной комиссии по совершенствованию бюджетной деятельности в стране» и «План мероприятий по реформированию бюджетной системы в Туркменистане на период 2022–2028 гг.» [4].
В главу 6 «Плана мероприятий по реформированию бюджетной системы в Туркменистане на период 2022–2028 гг.» включены меры по «разработке и исполнению на основе целевого метода пилотного проекта государственного бюджета Туркменистана на плановый период 2025–2027 гг.». [4].
Правовые основы программно-целевого метода бюджетирования изложены в Бюджетном кодексе Туркменистана. Часть вторая статьи 29 Кодекса гласит: «Бюджетная классификация Туркменистана и план счетов соответствуют задачам среднесрочного планирования бюджета, программно-целевого метода бюджетирования и поддержки операций Единого казначейского счёта, а также национальным стандартам бухгалтерского учёта и финансовой отчётности» [5].
Главным преимуществом программно-целевого метода бюджетирования следует указать высокий уровень конкретики и достоверности показателей, позволяющий определить степень эффективности расходной части бюджета, а также возможность строгого контроля посредством программных инструментов за использованием указанных расходов [6, с. 75].
Государственная программа является основным инструментом программно-целевого бюджетирования. В широком смысле, программно-целевой метод представляет собой парадигму управления экономического и социального развития территорий, отраслей и предприятий посредством разработки и реализации программных документов. Схематично её можно отобразить в виде логической последовательности — «Цель — пути достижения цели — инструменты реализации цели — средства достижения цели».
Программно-целевой метод бюджетирования определяет формы и способы разработки целевых программ, а также последовательность реализации программных мер во времени и пространстве.
Программно-целевой метод бюджетного планирования по своей сути представляет собой алгоритм распределения средств на основе системного планирования для успешной реализации государственных программ, утверждённых в установленном порядке.
Планирование бюджетных расходов на основе программно-целевого метода способствует успешной реализации стратегических целей развития, налаживанию эффективного контроля их достижения, детальному регулированию деятельности всех участников данного процесса.
Впервые в мировой практике программно-целевой метод бюджетного планирования начал применять в 60-х годах ХХ века.
Позитивный опыт, накопленный странами с развитой бюджетной системой (США, Канада, Великобритания, Австралия, Франция, Швеция) показывает, что широкое применение программно-целевого метода бюджетирования зримо повышает показатели эффективности использования бюджетных средств.
США входит в число стран, накопивших солидный опыт применения программно-целевого метода бюджетирования.
В настоящее время бюджет США составляется по 15 целевым задачам, по каждой из которых определяются конкретные статьи расходов. В свою очередь, статьи расходов распределяются по программам. Характерной особенностью программного бюджетирования США является то, что программный бюджет на конкретный год не оформляется в виде соответствующего закона. Ежегодный документ о распределении бюджетных средств в США принимается Конгрессом США, он определяет объёмы бюджетных обязательств. Программный бюджет США планируется на 10-летний период.
Каждое министерство (агентство) разрабатывает собственный, максимально детализированный бюджет. В структуре такого бюджета прослеживается строгая увязка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей с ожидаемыми объёмами расходов. В итоговых отчётах отражается сравнительный анализ достигнутых результатов с исходно запланированными параметрами. В случае несоответствия между плановыми и отчётными показателями ответственное за исполнение бюджета министерство (агентство) обязано объяснить причину этого, а также разработать и представить эффективные меры по достижению запланированных показателей.
В Канаде широко применяется метод программной реализации бюджетных расходов. Программой в этой стране именуют бюджетные расходы, объединённые едиными целевыми приоритетами и являющиеся объектом голосования в Парламенте. При этом, программными расходами выступают капитальные и текущие расходы министерств, а также гранты и трансферты, предоставляемые другим эшелонам государственной власти, предприятиям и организациям, физическим лицам. Программные расходы структурируют в разрезе намеченных задач и по отраслям.
В Канаде бюджетное планирование осуществляется на основе пятилетнего плана. При этом, министерствами ежегодно разрабатываются стратегические и текущие планы. В стратегических планах отражаются поставленные перед министерствами целевые установки. В текущие планы включают пути и методы достижения намеченных целей и задач.
Великобритания входит в число стран с максимально централизованной моделью государственных финансов. Две трети совокупного объёма собранных на территории королевства налогов аккумулируются в центре, а затем распределяются местным властным структурам в форме грантов, дотаций и субсидий.
В Великобритании применяется более широкая по сравнению с другими странами трактовка программных расходов. В Англии каждое министерство обязано разрабатывать стратегический (как минимум на пятилетний срок) план, а также ежегодные рабочие планы. Стратегический план включает в себя перечень приоритетных направлений и целей, направленных на достижение конкретных количественных показателей. Ежегодные программы призваны обеспечивать тесную взаимоувязанность стратегических целей министерства с краткосрочными целями и задачами.
В контексте перехода в Туркменистане к программно-целевому методу бюджетирования видится целесообразным достижение следующих результатов реформирования бюджетной деятельности:
— при распределении бюджетных средств исходить не только из сложившегося прежде состояния расходования, но и максимально учитывать степень эффективности деятельности различных субъектов бюджетного планирования;
— использовать отчёты по итогам работы исполнителей программы в качестве информационной основы при выделении бюджетных средств указанным субъектам в будущем;
— при принятии решений о выделении бюджетных средств обеспечивать оптимальный паритет интересов различных сторон-участников.
Программно-целевой метод бюджетного планирования способствует адресному нацеливанию бюджетных средств на достижение социально-значимых результатов. При таком способе планирования деятельность государственных учреждений, как правило, определяется количественными параметрами. При этом ведётся непрерывный мониторинг исполнения намеченных целей и задач. Кроме того, программно-целевой метод бюджетного планирования выступает действенным инструментом обеспечения и регулирования паритетного развития отдельных отраслей и регионов.
В числе базовых преимуществ программно-целевого метода бюджетного планирования следует указать также возможность аккумулирования бюджетных средств для реализации адресно-ориентированных пакетов мер, налаживания и ведения строгого контроля и непрерывного мониторинга, а также эффективного стимулирования целевого использования бюджетных средств.
Таким образом, на современной стадии развития внедрение программно-целевого метода бюджетирования в Туркменистане может послужить эффективным инструментом тесной координации процессов реализации долгосрочных программ развития и бюджетного планирования.
Литература:
1. Постановление Президента Туркменистана № 229 от 26 августа 2022 года.
2. Бюджетный кодекс Туркменистана /Ведомости Меджлиса Туркменистана. — 2014.- № 1, статья 37. (С изменениями, внесёнными на основании Законов Туркменистана от 26.08.2017 ý. № 604-V, 20.10.2018 ý. № 83-VI, 22.08.2020 ý. № 269-VI we 24.07.2022 ý. № 502-VI).
3. «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022–2052 г.г».. — A.: Туркменская государственная издательская служба, 2022.
4. «Программа Президента Туркменистана по социально-экономическому развитию страны в 2022–2028 г.г».. — A.: Туркменская государственная издательская служба, 2022.
5. Orazlyýew N. we başg. Döwletiň maliýe syýasaty: Ýokary okuw mekdepleri üçin okuw kitaby. — A.: Türkmen döwlet neşirýat gullugy, 2020.
6. Бакша, Н. В. Бюджетное планирование и прогнозирование [Текст]: учебное пособие / Н. В. Бакша. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. — 264 с.