В данной статье рассматривается одна из наиболее актуальных на сегодняшний день тем — реализация «мусорной реформы», введенной в России в 2019 году. Поднимаются основные проблемы ее реализации и предлагаются основные пути их решения.
Ключевые слова: ТКО, региональный оператор, «мусорная» реформа, отходы, утилизация, экология.
Несмотря на то, что во многих крупных городах имеются мусороперерабатывающие заводы, проблема загрязнения отходами по-прежнему актуальна в основном из-за плохо налаженной системы сбора и переработки отходов [1].
Как верно отмечает В. И. Татаренко, «проблема образования отходов заключается в том, что современная российская промышленность имеет высокий уровень ресурсоемкости и большой процент образования отходов производства» [2, с. 16].
Мусорная реформа в России началась в 2019 году с целью повышения эффективности и качества утилизации отходов, снижения негативного влияния на окружающую среду и здоровье населения.
Однако, как показывает практика, процесс внедрения данной реформы был урегулирован неполностью, поскольку на данный момент имеет место ряд проблем, с которым столкнулись не только органы государственной власти, но и население нашей страны, негативно оценивающее новые изменения. Рассмотрим данные проблемы на примере одного из регионов России — Тамбовской области, которая так же столкнулась с трудностями работы новой реформы.
Негативное отношение населения на «мусорную» реформу вызывает работа региональных операторов по вывозу мусора. В Тамбовской области на сегодняшний день им является «АО «Тамбовская сетевая компания».
Так, в соответствии с Федеральным законом № 503-ФЗ, «за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплено право самостоятельно вводить нормативы по накоплению мусора и определять алгоритм внедрения раздельного сбора ТКО и других отходов» [3]. За каждым регионом закреплен свой региональный оператор, оказывающий услугу населению по утилизации и вызову мусора. Также тарифы за вывоз мусора устанавливаются и регулируются на региональном уровне.
Острое недовольство населения вызывает некачественное оказание услуг региональными операторами, а также ежегодный рост тарифов за вывоз мусора.
«В прошлом году наша девятиэтажка платила за вывоз мусора порядка 19 тысяч рублей в месяц, сейчас — 33 тысячи. Но ничего не изменилось: мы не стали больше мусорить, а норматив накопления установлен такой, что у регоператора реально не хватит ни контейнеров, чтобы этот объем вместить, ни мусоровозов, чтобы его вывезти. Реформа должна мотивировать нас сокращать объёмы отходов, а сейчас за такие деньги люди наоборот должны мусорить как можно больше», — заметила городская активистка, старшая по дому одной из многоэтажек Тамбова Любовь Воронина [4].
Кроме того, одной из проблем является отсутствие мест для утилизации и размещения мусора. Это привело к тому, что во многих городах накапливается мусор на улицах, что негативно влияет на экологическую обстановку и уровень комфорта жизни граждан.
Так, представители общественного движения «Народный фронт» провели мониторинг состояния контейнерных площадок в Тамбове и выявили 11 объектов в ненормативном состоянии [5].
Вместе с этим, жители Тамбова и области жалуются в социальных сетях на завалы мусора на контейнерных площадках и других территориях. Улицы города и муниципальных образований области тонут в горах мусора в жилом массиве, растёт количество несанкционированных свалок [6].
Один из основных принципов мусорной реформы — заключение долгосрочных контрактов с частными предприятиями на утилизацию отходов. Однако, далеко не все предприятия соблюдают экологические и социальные стандарты при обработке мусора, что создает проблемы для населения и окружающей среды.
Так, Тамбовская область на сегодня оказалась на грани «мусорного коллапса»: крупнейший сортировочный комплекс ООО «КомЭк», в состав которого входит современный полигон «Бастион» для захоронения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), исчерпал ресурс. Так же его работа сопровождалась многочисленными нарушениями, которые полностью препятствовали его работе, но никого это не останавливало [7].
Еще одним актуальным вопросом является низкий уровень осведомленности населения. Реформа предполагает подъем культуры потребления и самодисциплины населения в отношении выбора контейнеров и правильной утилизации отходов. Однако, население России не всегда следит за соблюдением правил и не всегда знает о правилах раздельного сбора мусора. На отведенных местах выброса мусора должны находиться емкости для разных видов отходов. Для вывоза такого мусора необходим специализированный транспорт, а вместе с ним и выделение дополнительных средств на эффективную реализацию переработки ТКО [8].
В целом, «мусорная» реформа является сложным и многогранным процессом, который требует сочетания усилий государства и населения.
Несмотря на то, что Тамбовская область является лидером экологического рейтинга, жители региона отмечают, что проблемой Тамбовщины является ухудшение состояния окружающей среды из-за отсутствия эффективной системы обращения с отходами.
Для решения возникших проблем при реализации мусорной реформы в России на сегодняшний день необходимо:
- Развитие инфраструктуры для сбора и утилизации отходов. Важно обеспечить регионы достаточным количеством контейнеров и мусоровозов, а также развивать новые технологии для переработки мусора и использования отходов в производственных целях.
- Соблюдение экологических и социальных норм при обработке мусора. Необходимо налагать большие штрафы на предприятия, которые не соблюдают экологические и социальные стандарты при утилизации мусора. Также необходимо усилить контроль со стороны соответствующих органов власти.
- Продвижение информации о мусорной реформе. Важно проводить информационные кампании, чтобы населения понимало необходимость и цель мусорной реформы, а также вести открытый диалог с населением и общественными организациями.
Литература:
- Мазурин И. М. Мусорная реформа успешно реализована! Есть ли выход? [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/ 2563605.html (дата обращения: 05.10.2023).
- Татаренко В. И., Петрова Н. В., Лоницкая Д. Н. Мусорная реформа: новые подходы к формированию и возникающие проблемы // Московский экономический журнал. 2020. № 6. С. 16.
- Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 01.01.2018, № 1, ст.87.
- Тамбовчанам не хватает информации о «мусорной» реформе [Электронный ресурс] // URL: https://www.onlinetambov.ru/news/society/tambovchanam-ne-khvataet-informatsii-o-musornoy-reforme/ (дата обращения: 05.05.2023).
- Народный фронт выявил нарушения на 11 контейнерных площадках для сбора отходов в Тамбове // URL: https://tambov.bezformata.com/listnews/ploshadkah-dlya-sbora-othodov/105655264/ (дата обращения: 05.05.2023).
- Весенний месячник по благоустройству обернулся большой мусорной проблемой [Электронный ресурс] // URL: https://www.onlinetambov.ru/news/jkh/vesenniy-mesyachnik-po-blagoustroystvu-obernulsya-bolshoy-musornoy-problemoy/ (дата обращения: 05.05.2023).
- В Тамбовской области думают, как избежать мусорного коллапса [Электронный ресурс] // URL: https://mosvedomosti.ru/2022/05/26/в-тамбовской-области-думают-как-избеж/ (дата обращения: 05.05.2023).
- Почему Тамбовская область стала лидером Национального экологического рейтинга, но так и не смогла решить проблемы с вывозом мусора? [Электронный ресурс] // URL: https://pravozashitnik.info/news/pochemu-tambovskaya-oblast-stala-liderom-nacional-nogo-ekologicheskogo-rejtinga-no-tak-i-ne-smogla-reshit-problemy-s-vyvozom-musora-7586 (дата обращения: 05.05.2023).