Районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и туристских объектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 14.05.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, В. В. Районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и туристских объектов / В. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102626/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается возможность внедрения метода сетевого взаимодействия туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма Краснодарского края в целях увеличения туристского потока и улучшения экономики региона. Определены элементы, объекты и субъекты сетевого взаимодействия, задачи перед государством и участниками индустрии туризма.

Ключевые слова: Краснодарский край, сеть, сетевое взаимодействие, индустрия туризма, территориальное районирование, туристско-рекреационные территории, конкуренция.

В условиях всё возрастающей конкуренции на современном рынке, глобализации и научно-технологического прогресса процесс управления во всех сферах жизнедеятельности подлежит пересмотру и модернизации. На постиндустриальной платформе создаются новые модели рынков, бизнеса, экономики и менеджмента. Возможность использования сетевого принципа построения бизнеса и его управления является актуальной темой обсуждения для теоретиков. Немало научных работ раскрывают сущность, возникновение, развития и практики применения сетевого метода управления и коммуникации как в России, так и за рубежом. К числу известных работ принадлежат труды: Светунькова М. Г., Масюк Н. Н., Фихтнер О. А., Лунева А. М., Куимова В. В. и многих других теоретиков.

Понятие «сеть» имеет множество различных значений в зависимости от характера отрасли применения, но, в данной статье «сеть» рассматривается как концепция взаимодействия между туристско-рекреационными территориями, субъектами и объектами индустрии туризма с возможностью применения к конкретному региону. Взаимодействие экономических субъектов с целью удовлетворения потребностей потребителей, основываясь на совместной деятельности для получения наибольшей выгоды является, по мнению Фихтер О. А., сетевым взаимодействием [1].

С помощью новых сетей связи, технологий и информационных коммуникаций, различные страны, объединения и организации могут обмениваться знаниями, опытом и ресурсами, что является одним из преимуществ сетевого сотрудничества, способствует развитию инноваций и улучшению качества жизни населения в целом. Также такой метод коммуникации может позволить укрепить экономические связи между различными регионами, увеличить объем торговли и инвестиций, а также создать новые рабочие места.

В Краснодарском крае сетевое взаимодействие туристско-рекреационных территорий и объектов индустрии туризма является важным фактором, который определяет развитие туристической индустрии данного региона, повышение качества услуг и удовлетворенность потребностей гостей региона, повышая показатели внутреннего и въездного туризма. Драйвером сетевого взаимодействия в туриндустрии Краснодарского края стал г. Сочи, спортивно-логическая, транспортная, туристская и коммунальная инфраструктура которого, построенная Россией для проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр 2014 г., благодаря оптимальной стратегии использования, стала востребованной на протяжении последующего десятилетия. Так, Олимпийское наследие позволило «открыть второе дыхание» для развития курорта как всесезонной дестинации, способной принимать самые масштабные международные события. Это показатель того, что развитие туристических территорий может привести к значительному экономическому подъему, улучшению инфраструктуры и транспортной развязки, стать центром притяжения для развития новых направлений и видов туризма, включая в его орбиту и другие туристские ресурсы региона и сопредельных территорий.

Сегодня крупные и малые компании, работая в туристическом бизнесе, активно применяют сетевое взаимодействие в своей деятельности, создавая не только предпринимательские и партнёрские сети, но социальные. Они заключают агентские соглашения, соглашения о сотрудничестве, стараясь охватить все виды хозяйственной деятельности для того, чтобы обеспечить свои объекты необходимыми ресурсами. Порядок взаимодействия внутри сети регламентируются коллективными договорами и локальными нормативно-правовыми актами. Интегрированные компании, как правило, занимают доминирующее положение на рынке. Значительно экономичнее становятся расходы на рекламу таких сетевых фирм, т. к. по большому счету, компания рекламирует свой фирменный товарный знак. Отличительный и узнаваемый знак обслуживания вызывает доверие у клиентов и дает гарантию высокого качества. К примеру, в настоящий момент в Краснодарском крае эффективно развиваются сети отелей таких как: «Radisson» — 5 гостиниц, «Marton» -12 гостиниц, РЖД-здоровье — 7 гостиниц, «Grace Group» — 16 гостиниц. Рассматривая, конкретно деятельность отелей «Grace Group» можно увидеть положительную линию роста и расширения бизнеса на территории курортов Краснодарского края, преимущественно в городе Сочи в короткий промежуток времени. Отели «Grace Group» конкурируют с другими сетями и одиночными объектами размещения, а не между собой. Благодаря единому управлению и маркетинговой деятельности, прибыль от продаж получает не один объект, а вся сеть. При этом даже уход из региона некоторых зарубежных сетевых гостиничных компаний (вследствие проведения западными странами санкционной политики) не отразился на уровне сервиса, более того, открыл возможности для входа на перспективный рынок их конкурентам — отечественному и зарубежному отельному бизнесу.

Возможность преломить сетевое взаимодействие к территориям Краснодарского края может быть осуществлена только с помощью поддержи государства, властей региона и инвесторов. Государство, как участник сетевого взаимодействия берет на себя обязанность по обеспечению устойчивого развития экономики, создания условий для межфирменного партнерства, а также обеспечение необходимого уровня занятости населения [2].

Для того, чтобы правильно и эффективно применять территориальное районирование Краснодарского края в интересах сетевого взаимодействия туристских объектов необходимо изучить административное деление этого региона, туристские ресурсы каждой административной территории в отдельности и грамотно их интегрировать в единую туристскую сферу. В настоящее время Краснодарский край включает 426 муниципальных образований. Географическое расположение также является выигрышным: с северо-восточной стороны край граничит с Ростовской областью, на восточной со Ставропольским краем, на юго-восточной границе — с Карачаево-Черкесской Республикой, на западе с Крымским полуостровом, а на юге — с Абхазией. Республика Адыгея расположилась внутри региона. На юго-западе край омывает Черное море, на северо-западе — воды Азовского моря.

Одним из ключевых элементов сетевого взаимодействия туристских объектов Краснодарского края является развитие и усовершенствование туристско-рекреационных территорий, которые представляют собой места отдыха и рекреации, санаторно-курортного лечения и реабилитации, где туристы могли бы наслаждаться красотами природы, купаться в море, знакомиться с историческими достопримечательностями, культурой региона, укрепить и восстановить здоровье и физическую подготовку, а также получить некую эмоциональную перезагрузку испытывая положительные впечатления.

Важным элементом сетевого взаимодействия являются объекты индустрии туризма, которые включают в себя гостиничные комплексы, рестораны, развлекательные центры, SPA-салоны и др. Эти объекты обеспечивают туристам высокое качество обслуживания и создают комфортные условия для отдыха.

В Краснодарском крае многие объекты индустрии туризма являются уникальными и предлагают туристам необычный отдых. Например, в Сочи есть аквапарк «Амфибиус», который предлагает водные горки и аттракционы для всей семьи. Еще одним примером является гостиница «Золотой колос», которая расположена в природном заповеднике «Кавказский биосферный заповедник» и позволяет туристам наслаждаться красотами природы.

Отметим, что Администрация города Сочи 25 ноября 2021 года приняла и подписала Постановление об утверждении муниципальной программы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса города Сочи», в котором перечислен и утвержден перечень действий и целей для благоустройства территорий города как лечебно-оздоровительной местности, а также утвердила комплексный подход к продвижению бренда города в сети Интернет. Отдельное внимание стоит обратить на тот факт, что значительные средства на развитие курорта будут использованы из внебюджетных источников, т. е. инвестиций. Также, например, город Горячий ключ отличается особенностями рельефа, климата, богатой флорой и фауной, уникальной гидрографической сетью и минеральными источниками. За курортным лечением и отдыхом сюда приезжают чаще всего обеспеченные пенсионеры. Однако этот город, обладая богатейшим восстановительным природным ресурсным потенциалом, опытными кадрами и безупречной историей санаторно-курортного отдыха и лечения в прошлом, только приступил к работе над созданием своего уникального бренда и пока находится только в стадии согласования.

Административным центром края является Краснодар, город носит неофициальное название Столицы Кубани. Рассматривая его территорию и туристский потенциал можно отметить тот факт, что Краснодар имеет важное историко-культурное и экономико-структурное значение для всего государства, город богат культурными достопримечательностями, имеет благоприятный теплый климат и особое геополитическое положение. Именно Администрация Краснодара во главе с губернатором края могут дать толчок к воплощению в жизнь идеи сетевого взаимодействия территорий Краснодарского края. Отметим, что уже сегодня на официальном сайте Администрации края оформлен раздел — «ВИЗИТКА», где размещена интересная информация о регионе с использованием таблиц и статистических подсчетов. Данный раздел информирует о курортах, медицине, образовании, экономике, населении региона, что необходимо будет использовать в разработке комплексного сетевого взаимодействия всех туристско-рекреационных территорий и туристских объектов края. Министерство экономики Краснодарского края в рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации проводит ежегодный мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках Краснодарского края (включая санаторно-курортную сферу) [3], что позволяет выделить перспективные направления сетевого взаимодействия административных территорий и рынков региона и рационально стимулировать их мерами экономического характера.

Применяя метод сетевого взаимодействия для комплексного и эффективного районирования и использования рекреационного потенциала всего региона, необходимо разработать инновационную сетевую площадку для координации и коммуникации всех субъектов, а также для взаимного дополнения и совместного использования рекреационных ресурсов. Создание регламентов соглашений, порядок согласования и подписания договоров должен быть возложен на единый правовой отдел.

Большое значение имеет процесс подготовки интернет-сайта, на котором должна быть удобно и доступно представлена актуальная информация о курортах края, оформлен раздел с возможностью просмотра фото и видео объектов размещения, пляжей, зон отдыха в режиме реального времени, а также размещён реестр турагентств и туроператоров, посредством которых можно бронировать номера в отелях и покупать заранее целевые и инфраструктурные дополнительные услуги.

Существенно важно создать единую эффективную маркетинговую деятельность, а именно успешно продавать бренд края, и на государственном уровне урегулировать ценовую политику. Данный проект должен быть в интересах не только властей, но и предпринимателей края, так как без взаимного сотрудничества цель по увеличению потока туристов, а соответственно, и доходов не может быть достигнута без взаимовыгодного сотрудничества.

Главной общей задачей всех участников сферы туристско-рекреационных услуг является процесс создания эффективной единой формы межфирменного сетевого взаимодействия, основав некий экономический кластер взаимозаменяемых элементов туристских продуктов и пакетов услуг гостеприимства (гибко ориентируясь на запросы туркомпаний и туристов) на территории края. В данном случае следует сделать упор на конкуренцию с окружающими регионами, а именно растущими с большими амбициями Крымом, Ставропольским краем и Республикой Дагестан. С этой целью необходимо усиливать позиции туристско-рекреационных территорий и туристских объектов Краснодарского края через сетевой подход взаимодействия, сотрудничая друг с другом, создавая совместные программы обучения персонала, обмениваясь информацией о технологии производства, отвечая современным запросам и растущему аппетиту потребителей тур-услуг.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что каждый из туристских и курортных городов, дестинаций края имеет свой уникальный имидж, который складывается из ресурсной обеспеченности (климатических условий, объектов туризма, особенностей территориального расположения, природно-рекреационного и кадрового потенциала). Более того, в связи со сложившийся ситуацией на геополитической арене, внутренний туризм в России имеет серьёзные перспективы повысить показатели внутреннего и въездного туризма. Курорты края могут по-новому раскрыть свой рекреационный потенциал и предложить услуги высокого качества. Объединение всех субъектов туриндустрии региона через сетевое взаимодействие является не только возможным эффективным использованием территорий и ресурсов, но и единственно верным методом управления туристской дестинацией, рассматривая города и дестинации Краснодарского края не в отдельности, а как целостный комплекс.

Литература:

  1. Фихтер, О. А. Теоретические аспекты взаимодействия предпринимательских структур. // «Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса)» Научный журнал. — 2011г. -№ 2 (15). — 0,5 п.л.- С.50.
  2. Матвиенко, О. И. Развитие сетевых форм взаимодействия предприятий торговли / О. И. Матвиенко; Сибирский федеральный университет. — Красноярск: б.и., 2019. — 118 с.
  3. https://neweconomy.krasnodar.ru/activity/oprosy/109399Ежегодный мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках Краснодарского края | Министерство экономики
Основные термины (генерируются автоматически): Краснодарский край, сетевое взаимодействие, индустрия туризма, территория, регион, Россия, въездной туризм, высокое качество, рекреационный потенциал, Ставропольский край.


Ключевые слова

конкуренция, индустрия туризма, сеть, краснодарский край, сетевое взаимодействие, территориальное районирование, туристско-рекреационные территории

Похожие статьи

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области)

Рассматриваются понятие и виды рекреационных потребностей, ценности и интересы туристов и активной части населения, исследуется основа туристско-рекреационного потенциала Иркутской области в виде особо охраняемых территорий и памятников природы. Прив...

«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона

В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...

Развитие агроэкотуризма в потребительской кооперации в России

В статье рассматриваются возможности развития агроэкотуристического кластера в России, его преимущества и перспективы. А также использование кооперативного подхода в формирование агроэкотуризма как национальной туристической отрасли, через развитие с...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Инновационно-промышленный потенциал Арктической зоны Российской Федерации

Научная статья посвящена исследовательскому анализу инновационно-промышленному потенциалу развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Актуальность исследования обусловлена принятием государством программы «Цифровая экономика», которая стим...

Проблемы развития сельскохозяйственной отрасли в Красноярском крае

В статье рассматриваются основные блоки проблем конкурентного развития продовольственного рынка региона: неэффективная конкурентная среда, низкий уровень конкурентоспособности продукции АПК, слабая позиция региона на международном продовольственном р...

Роль и возможности территориального планирования городских агломераций для реализации политики импортозамещения на современном этапе (на примере Московской агломерации)

В настоящей статье на основе современных факторов воздействия на национальную экономику, показана роль территориального планирования в условиях реализации политики импортозамещения. На примере Московской агломерации с предоставлением статистических д...

Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях авто...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым

В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Похожие статьи

Туристско-рекреационные ресурсы Сибирского региона (на примере Иркутской области)

Рассматриваются понятие и виды рекреационных потребностей, ценности и интересы туристов и активной части населения, исследуется основа туристско-рекреационного потенциала Иркутской области в виде особо охраняемых территорий и памятников природы. Прив...

«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона

В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...

Развитие агроэкотуризма в потребительской кооперации в России

В статье рассматриваются возможности развития агроэкотуристического кластера в России, его преимущества и перспективы. А также использование кооперативного подхода в формирование агроэкотуризма как национальной туристической отрасли, через развитие с...

Управление конкурентоспособностью предприятий курортно-туристского комплекса (на примере Краснодарского края)

В данной статье автором кратко обозначено понятие «конкурентоспособности предприятия», а также определена её роль при реализации туристической услуги. Кроме того, рассмотрены конкурентные преимущества и описаны недостатки курортно-туристических компл...

Инновационно-промышленный потенциал Арктической зоны Российской Федерации

Научная статья посвящена исследовательскому анализу инновационно-промышленному потенциалу развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Актуальность исследования обусловлена принятием государством программы «Цифровая экономика», которая стим...

Проблемы развития сельскохозяйственной отрасли в Красноярском крае

В статье рассматриваются основные блоки проблем конкурентного развития продовольственного рынка региона: неэффективная конкурентная среда, низкий уровень конкурентоспособности продукции АПК, слабая позиция региона на международном продовольственном р...

Роль и возможности территориального планирования городских агломераций для реализации политики импортозамещения на современном этапе (на примере Московской агломерации)

В настоящей статье на основе современных факторов воздействия на национальную экономику, показана роль территориального планирования в условиях реализации политики импортозамещения. На примере Московской агломерации с предоставлением статистических д...

Методологические подходы к совершенствованию механизмов реализации инвестиционных проектов в сфере туризма

В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты активизации инвестиционных механизмов, способствующие повышению инвестиционной мотивации и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в сфере туризма. В этих целях авто...

Формирование туристско-рекреационного кластера в Республике Крым

В статье рассмотрены особенности создания и развития туристско-рекреационного кластера в Республике Крым; показаны факторы, влияющие на его успешное функционирование; проанализирована федеральная программа по развитию кластеров в Крыму.

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Задать вопрос