Способы расширения культурного кругозора учащихся на уроках немецкого языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 14.05.2023

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Свирин, Д. Н. Способы расширения культурного кругозора учащихся на уроках немецкого языка / Д. Н. Свирин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 514-517. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102627/ (дата обращения: 18.12.2024).



Встатье дано представление о проблеме расширения культурного кругозора обучающихся на уроках немецкого языка. Раскрываются определения понятий «кругозор» и «культурный кругозор», устанавливается их связь с социокультурных компетенций. Рассматриваются возможные способы расширения культурного кругозора на уроках ИЯ; в частности, анализируются результаты апробации способа использования музыкальных произведений с целью расширения культурного кругозора обучающихся.

Ключевые слова: кругозор, культурный кругозор, социокультурная компетенция, расширение культурного кругозора, иностранный язык, немецкий язык, основное общее образование.

The article presents a research of the problem of expanding the cultural outlook of students in German lessons. The article reveals the definitions of the concepts «outlook» and «cultural outlook» and establishes their connection with socio-cultural competence. Moreover, it considers the possible ways of expanding the cultural horizons in the foreign language lessons and analyzes the results of approbation of the method of using musical works.

Keywords: outlook, cultural outlook, socio-cultural competence, expansion of cultural outlook, foreign language, German, basic general education.

По Федеральным государственным образовательным стандартам «приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка» является одной из задач обучения иностранным языкам на этапе основного общего образования [15]. Т. Ченг в своей статье отмечает недостаток культурной информации в учебниках, а также недостаточную «культурную атмосферу» в классах, что препятствует межкультурному обучению [9]. Возможности и способы изучения культурных особенностей страны, а, следовательно, и обучению социокультурной компетенции отмечаются и в ряде научных статей и исследовательских работ (Заневская А. Ю. [2], Кудинова Г. Н. [3], Петрова Д. А. [5], Яковлева Е. А., Солнышков А. А. [8]). Однако музыкальные произведения и песенный материал как средство изучения культуры той или иной страны рассматриваются не так часто, несмотря на весь страноведческий и социокультурный потенциал данного метода.

Цель данной статьи: рассмотрение возможных способов расширения культурного кругозора учащихся и обоснование возможности использования музыкальных произведений на уроках немецкого языка с целью расширения культурного кругозора обучающихся 8–9 классов.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятия «кругозор» и теоретическом обосновании возможности использования музыкальных произведений для расширения культурного кругозора обучающихся.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов данной работы при планировании уроков по немецкому языку на этапе основного общего образования.

Обзор литературы. Literature Review

Понятие «кругозор» нечасто встречается в разного рода работах. Для начала его значение может быть уточнено в словарях, где, как правило, приводится два определения — 1) связанное с широтой интересов и 2) связанное с широтой знаний. В данной работе будет рассматриваться второй вариант определения, который коррелирует с трактовкой, представленной и в других источниках. Так, Словарь Даля даёт следующее определение: «Кругозор — объем, широта интересов, знаний» [10]. Похожее определение даёт и Педагогический терминологический словарь Г. М. Коджаспировой, в котором кругозор — это «объем интересов, знаний человека» [11]. Также можно найти следующие определения: «объем познаний человека, круг его интересов и представлений о жизни, диапазон ее восприятия, широта видения мира и глубина его понимания» в словаре «Профессиональное образование» под редакцией С. М. Вишняковкой [13] и «реальный объем знаний и интересов ребенка, определяющие развитие его личности, творческих возможностей и способностей» в словаре «Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов» под редакцией Л. В. Мардахеева [14].

Несмотря на то, что в словарях можно найти достаточно разнообразные определения понятия «кругозор», в педагогической литературе отсутствует его однозначное определение. Так, И. В. Дубровина и Б. С. Круглов сравнивают «кругозор» с «осведомлённостью» [12], а Н. Б. Крылова пишет, что кругозор образуется из системы знаний и интересов личности и формируется на широкой базе информационного знания, называя эрудицию синонимом кругозора. Наиболее широкое определение даёт С. В. Попова, отмечая, что кругозор является системно-структурным образованием, в состав которого входит ряд элементов, таких как: достаточный объем знания, развитое мышление, сформированный познавательный интерес, постоянная потребность в самообразовании. Из этого определения можно сделать вывод и о структуре кругозора [6]. Однако С. Л. Рубинштейн в качестве наиболее актуального компонента выделяет интерес, так как именно он способствует развитию и расширению кругозора [7].

Что же касается способов расширения культурного кругозора, то А. Ю. Заневская в своём исследовании [2] выделила ряд возможных методов, среди которых называются метод проектов, аудирование с прослушиванием аутентичных текстов, чтение текстов лингвострановедческого содержания, методику компаративного анализа, сравнительно-сопоставительный метод, включающий дискуссии на тему традиций и обычаев, и метод «культурных капсул».

А. Ю. Зеневская рассмотрела также и метод использования песенных материалов, отметив, что музыкальные произведения могут использоваться как для совершенствования лексических и фонетических навыков, так и для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Д. А. Петрова в своём исследовании [5] также отмечает возможность использования песенного материала на уроках для формирования лексических и грамматических навыков, а также для расширения кругозора учащихся в процессе работы над песней.

Результаты исследования и обсуждения. Results and Discussion

На основе ряда рассмотренных словарей и значений «кругозора» можно вывести единое и наиболее полное определение: кругозор — это комплекс элементов, включающий в себя совокупность знаний и интересов человека, стремление к познанию нового и саморазвитию; характеризующийся развитым мышлением; определяющий уровень сформированности личности и творческих способностей; расширению которого способствует интерес. Культурный аспект кругозора, выделенный наряду с множеством других Г. И. Егоровой [1], будет подразумевать совокупность знаний и интересов человека о культуре конкретной страны, в данном случае — Германии.

Также важно отметить связь культурного кругозора с социокультурной компетенцией и с её культурологическим аспектом. Ю. В. Оларь в своей статье [4] отмечает, что социокультурный компонент в содержании обучения иностранному языку играет существенную роль в развитии личности обучающегося, так как дает возможность не только ознакомиться с наследием культуры страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, что способствует формированию общей культуры студента. Данный компонент призван расширить общий, социальный, культурный кругозор обучающихся, стимулировать их познавательные и интеллектуальные процессы. Отсюда, основываясь на выведенном выше определении, можно сделать вывод, что культурный кругозор входит в социокультурную компетенцию.

Что касается использования песенного материала, то, помимо упомянутых выше исследований, данный метод рассматривается не так часто. В рамках педагогической практики в 6 классе была проведена апробация исследования, посвященного использованию немецкоязычных музыкальных произведений для расширения культурного кругозора обучающихся. Учащиеся были устно опрошены на предмет знания каких-либо фактов о культуре Германии, а также каких-либо немецких музыкальных исполнителей. После чего им было предложено посмотреть видеосюжет с песней «Walpurgisnacht» группы Faun с параллельным пояснением отдельных моментов песни и культурологических фактов. После просмотра видеосюжета было проведено письменно анкетирование с целью выявления интереса учащихся к данной теме и к подобному формату. Анкетирование 16-ти человек показало, что 13 из них заинтересованы в работе с песенным материалом на уроке немецкого языка, и 11 хотели бы периодически обучатся с использованием данного метода.

Таким образом, можно сделать вывод об успешности апробации исследования и о возможности дальнейшего применения метода песенных материалов, однако требуются корректировки, а также создание классификации тем и критериев отбора музыкальных произведений.

Литература:

  1. Егорова, Г. И. Формирование кругозора учащихся при реализации гуманитарной концепции химического образования: специальность 13.00.02 «Методика преподавания химии»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Егорова Галина Ивановна; Омский Государственный Педагогический Университет. — Омск, 1995. — 18 c. — Текст: непосредственный.
  2. Заневская А. Ю. Формирование социокультурной компетенции старших школьников на уроках немецкого языка. Челябинск, 2019. 76 с.
  3. Кудинова Г. Н. Межкультурное регионоведение на уроках немецкого языка // Достижения науки и образования. 2021. № 7 (79). С. 49–53.
  4. Оларь, Ю. В. Формирование социокультурной компетенции младших школьников / Ю. В. Оларь. — Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2017. — № 2 (34). — С. 89–94.
  5. Петрова Д. А. Использование песенного материала на уроках немецкого языка как средство формирования лексико-грамматических навыков. Челябинск, 2018. 76 с.
  6. Попова, С. В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Попова Светлана Викторовна. — М., 1998. — 133 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Питер, 2002. — 720 с.
  8. Яковлева Е. А., Солнышков А. А. Формирование социокультурной компетенции на уроках немецкого языка в средней школе // Научно-технические достижения студентов, аспирантов, молодых учених строительно-архитектурной отрасли: сб. науч. тр. VIII Республ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов, г. Макевка, 22 апреля 2022 г. Макеевка: Доннаса, 2022. Т. 3. С. 40–44.
  9. Cheng T. Research on the Cultivation of Students' Core English Literacy Based on Cultural Awareness Cultivation // Asia-Pacific Conference on Advance in Education, Learning and Teaching (ACAELT 2019), Guangzhou, China, 27- 28 October 2019. Guangzhou, 2019. С. 840–843.
  10. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. — 573 c.
  11. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 17 Солнышков с.
  12. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет: (Педагогическая наука — реформе школы) /Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1988.—192 с.: ил.
  13. Профессиональное образование: словарь: ключевые понятия, термины, актуал. лексика / С. М. Вишнякова; Мво общ. и профобразования РФ, Упр. среднего проф. образования, Н. — метод. центр среднего проф. образования. — Москва: Новь, 1999. — 537 с.
  14. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / М-во образования И науки Российской Федерации, Российский гос. социальный ун-т; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — Москва: Изд-во Российского социального у-та, 2014. — 362 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 25.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): культурный кругозор, культурный кругозор обучающихся, немецкий язык, песенный материал, социокультурная компетенция, иностранный язык, основное общее образование, возможный способ расширения, интерес человека, совокупность знаний.


Похожие статьи

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы

В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенци...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Похожие статьи

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Анализ процесса формирования мотивации к самообразованию у курсантов военных учебных заведений

В статье анализируются особенности формирования мотивации курсантов к самообразованию. Проанализирована актуальность феномена самообразования в условиях непрерывного образования и в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. По...

Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы

В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...

Аудиовизуальные средства как способ формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов

В данной статье рассматривается сущность понятия «аудиовизуальная компетентность» и исследуются возможности использования аудиовизуальных средств для развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов. Автор подчеркивает, что при формулир...

Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Использование аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются методические принципы работы с аутентичными видеоматериалами; приводятся рекомендации по их адаптации к условиям обучения; анализируется использование видео-ресурсов как средства формирования коммуникативной компетенци...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Задать вопрос