В статье авторы рассматривают проблемы осуществления прокурорского надзора за доходами и расходами государственных служащих. Авторами анализируется судебная практика, где раскрывается соответствующая проблема. Ими сделан вывод о том, что одним из наиболее действенных способов выявления коррупционных преступных действий является детальный анализ доходов семей и близких государственных и муниципальных служащих.
Ключевые слова: коррупция, прокурорский надзор, государственная служба, прокурор, уголовное дело.
Проблема коррупции в различных направлениях деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция представляет собой проявление профессиональной деформации, которая выражается в действиях и поведении конкретного работника, направленных на получение незаконных средств, иных приобретений за нарушение установленных законом норм, требований, правил [1].
Во внеслужебной деятельности проявление коррупции можно разделить на два вида:
- открытое (проведение роскошных досуговых мероприятий, покупка движимого и недвижимого имущества и т. д.);
- скрытное (государственный служащий не изменяет своих привычек, не привлекает внимание дорогими покупками, оформляет своё имущество на окружение или не близких родственников).
Одним из государственных органов, занимающихся профилактикой коррупционных проявлений, является Прокуратура Российской Федерации. Правовые основы работы органов прокуратуры по профилактике данных правонарушений закреплены в федеральных законах, указах Президента, приказах Генерального прокурора.
Согласно приказу Генеральной прокуратуры России от 10.10.2022 № 581 (ред. от 19.04.2023) «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» [5] работники органов прокуратуры должны при осуществлении прокурорского надзора принимать исчерпывающие меры по выявлению и пресечению фактов злоупотребления служебными (должностными) полномочиями с целью получения выгоды имущественного характера, дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных правонарушений, совершаемых государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, руководителями коммерческих или иных организаций. А также при осуществлении надзора уделять внимание соблюдению установленного порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. При выявлении нарушений решать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 [2] утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Прокуратура Российской Федерации занимается проверкой данных справок у государственных и муниципальных служащих, а также иных должностных лиц.
На основании указов президента № 559 [3] и № 1065 [4], справки о доходах государственных служащих проверяются за отчётный период, который равняется предшествующему даты подачи календарному году, а также за прошедшие два календарных года.
Несмотря на строгость мер при проведении прокурорского надзора в данной сфере, существуют определённые недостатки, не позволяющие в полном объёме комплексно оценивать сведения, подаваемые государственными и муниципальными служащими, касаемо доходов и расходов.
На основе судебной практики, складывающейся в Московской области, приведем пример, когда после возбуждения уголовного дела в отношении государственного служащего и благодаря надлежащему исполнению обязанностей и доскональному изучению личности обвиняемого, помимо имеющихся предъявленных обвинений, были выявлены факты скрытного проявления коррупционной деятельности.
Прокуратурой в связи с возбуждением Следственным комитетом уголовного дела в отношении гражданина Е., ранее замещавшего должность государственного служащего, проведена проверка соблюдения им законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения. Так, установлено, что в ходе обыска, проведенного по месту жительства гражданина Е. и его отца, изъяты денежные средства в различной валюте на крупную сумму. В том числе, в рамках проверки выявлено, что гражданином Е. в период с октября по ноябрь 2018 года приобретены 4 пары часов дорогостоящей фирмы. В целях сокрытия приобретаемого имущества от декларирования при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, им разработана схема, заключающаяся в оформлении такого имущества на своего отца.
Так, в 2017 году его отцом приобретен земельный участок с жилым домом на общую сумму 7,5 млн. руб., который впоследствии после возбуждения в отношении гражданина Е. уголовного дела был реализован, а также в 2020 году приобретен земельный участок с нежилыми помещениями на общую сумму 20,4 млн. руб. Вместе с тем в ходе проверки установлено, что отец гражданина Е. на момент приобретения недвижимого имущества не обладал денежными средствами, достаточными для совершения таких сделок.
По результатам рассмотрения искового заявления органов Прокуратуры, предъявленного к гражданину Е. и к его отцу, судом города Е. 07.07.2022 вынесено решение об обращении в доход государства денежных средств на сумму 300 млн. руб., земельного участок с нежилыми помещениями, а также 2 пар часов дорогостоящей фирмы, которое в январе 2023 года вступило в законную силу по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, оставленных Областным судом без удовлетворения [6].
Таким образом, мы можем наблюдать, что законодательство в сфере регулирования доходов государственных служащих нуждается в улучшении и оптимизации с целью достижения полного и всестороннего контроля, а также снижения уровня коррупции. На наш взгляд, одним из наиболее действенных способов выявления коррупционных преступных действий является детальный анализ доходов семей и близких государственных и муниципальных служащих.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции» // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 (ред. от 10.12.2020) «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 (ред. от 15.01.2020) «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 25.04.2022) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (вместе с «Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению») // СПС КонсультантПлюс
- Приказ Генпрокуратуры России от 10.10.2022 № 581 (ред. от 19.04.2023) «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции» // СПС КонсультантПлюс
- Агентство городских новостей Москва: новостной сайт // Суд принял решение изъять имущество экс-главы ОМВД Егорьевска Ермакова по делу о подготовке к убийству: сайт. Москва, 2022. URL: https://www.mskagency.ru/materials/3230143 (дата обращения: 20.04.2023).