В статье автор пытается выявить проблемы правоприменения при осуществлении прокурорского надзора транспортными прокуратурами РФ и предложить возможные способы их решения.
Ключевые слова: специализированные прокуратуры, транспортная прокуратура, надзор за исполнением законов на транспорте.
Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры не всегда является оптимальным в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства, в частности, в области транспорта.
Роль специализированных прокуратур определяется необходимостью осуществления надзора в особых сферах деятельности и государственного регулирования, поэтому на них возлагаются функции обеспечения законности в таких областях, как экология, транспортная безопасность, военная сфера.
Показатели, свидетельствующие о работе органов прокуратуры различных субъектов, выставленные на официальных сайтах этих прокуратур, дают возможность заметить, что с каждым годом увеличиваются показатели рассматриваемой деятельности российской прокуратуры, за которой, бесспорно, стоят и накопленные годами опыт, навыки и повышение интенсивности выполнения трудовых функций сотрудниками прокуратуры. Так, количество выявленных нарушений с каждым годом увеличивается, согласно статистическим данным Московской межрегиональной прокуратуры в 2023 году за период январь — март выявлено 3876 нарушений, тогда как в 2022 году нарушений федерального законодательства 3593 [2].
Транспортные прокуратуры РФ осуществляют надзор по соблюдению и правильному применению законодательства предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. Наглядный пример прокурорской практики: Транспортная прокуратура Свердловской области осуществила проверку соблюдения законодательства в районе аэропорта «Кольцово», в результате которой обнаружены нарушения в работе ООО «Полигон». На территории, возле аэропорта «Кольцово», производилось складирование бытовых отходов, которые способствовали привлечению и крупному скоплению птиц, создавая опасность для безопасных полетов воздушных судов. По окончании работы прокуратуры, организацию привлекли к административной ответственности, с назначением наказания в виде штрафа, а также в суд направили иск о признании незаконной деятельности организации по производству складирования, обязав прекратить данную деятельность [5, с. 76].
Особое внимание нарушению трудового законодательства уделяет Саратовская транспортная прокуратура Южной транспортной прокуратуры Российской Федерации, так, по обращению работника Саратовского отряда вневедомственной охраны — филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге проведена проверка соблюдения трудового законодательства, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований трудового законодательства, руководством Саратовского отряда вневедомственной охраны заявителю было отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в августе-сентябре 2018 года [3].
По результатам проверки транспортным прокурором в отношении начальника Саратовского отряда вневедомственной охраны возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушения устранены и заявителю предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время, согласно положениям ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Кроме того, для улучшения взаимодействия заявителей с транспортной прокуратурой Саратовским транспортным прокурором проводился личный прием работников АО «Российские железные дороги», в ходе личного обращения граждан, прокурором даны разъяснения по вопросам трудового, уголовно — процессуального, административного и иного законодательства [3].
Выездные мероприятия руководством проводятся на постоянной основе, по результатам обращения проводятся проверки, в ходе которых выявляются нарушения законных прав и интересов граждан и принимаются меры прокурорского реагирования.
Одни из приоритетных направлений в деятельности государства является защита прав инвалидов, социальная защита которых заключается в создании всех необходимых условий для полноценного образа жизни, для обеспечения доступа к воздушному, железнодорожному, водному транспорту. Согласно ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Так, по мнению Кобзевой Е. И., Маминой А. И. «в настоящее время одной из приоритетных задач государства и организаций пассажирского транспорта является задача снизить, а в ближайшей перспективе и полностью ликвидировать все барьеры, которые мешают инвалидам пользоваться услугами транспорта» [1, с. 143].
Например, Московская межрегиональная транспортная прокуратура на постоянной основе проводит проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе прокурорских проверок часто устанавливается что, что ряд зданий железнодорожных вокзалов и аэропортов, не соответствуют установленным требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, не имеют телефонов-автоматов, мест для инвалидных колясок в залах ожиданий, специальных устройств для доступа на объект, грузопассажирских лифтов для инвалидов в колясках с сопровождающими лицами, касс, оснащенных специальными устройствами для пассажиров с ослабленным слухом и другие нарушения [2].
По результатам прокурорских проверок транспортными прокурорами принимаются меры реагирования, часть выявленных нарушений, на объектах транспортной инфраструктуры устраняются.
Еще один важный элемент в организации работы прокуроров — это своевременное получение информации из всех источников. Обеспечение ежедневного поступления в транспортную прокуратуру сводки о возбужденных таможенным органом делах об административных правонарушениях, позволяет своевременно реагировать по поводу поступившей информации.
Кроме того, источником информации о возможных нарушениях при являются обращения граждан, поступающие в органы прокуратуры, так и таможенные органы.
Постоянный мониторинг указанных источников информации позволит определиться с проблемными вопросами и направлениями, на которые необходимо обратить внимание при осуществлении надзорных полномочий в сфере административной практики таможенных органов.
В целях устранения пробелов в законодательстве на основе правоприменительной практики представляется необходимым внести изменения в ГПК РФ и КоАП РФ, в части права принесения протеста на вступившее в законную силу решение. Для снижения значительных затрат не пересылку тех или иных материалов в Южную транспортную прокуратуру, с целью принесения протеста, необходимо соответствующие статьи вышеуказанных Кодексов РФ дополнить предоставлением права принесения протеста не только прокурорам субъектов, но и прокурорам специализированных прокуратур приравненных прокурорам субъектов.
Осуществляя надзор за исполнением законов на транспорте, Саратовская транспортная прокуратура столкнулась с затруднениями в области эксплуатации транспорта, это связано с устареванием инфраструктуры — транспорт не совершенствуется, не обновляется, навигацией транспорта занимаются частные лица. Выявленные нарушения Саратовской транспортной прокуратурой на данном направлении надзора свидетельствуют о низком и некачественном уровне исполнения своих должностных обязанностей уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Таким образом, случаи производственного травматизма на транспорте увеличиваются, подвергаются опасности жизнь и здоровье многих граждан. В связи с этим аргументируется вывод о том, что необходимо создать соответствующие государственные органы, которые будут заниматься непосредственно обновлением, усовершенствованием, надлежащим функционированием водного, воздушного, железнодорожного транспорта, тем самым, отобрав такие полномочия у частных лиц, которые устанавливают завышенные тарифы на те или иные виды оказываемых услуг в сфере транспорта.
Ознакомившись с практикой Саратовской транспортной прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением таможенного законодательства, на наш взгляд, необходимо разработать и утвердить новый нормативно-правовой акт, устанавливающий основания, порядок и процедуру проведения служебных проверок в отношении должностных лиц таможенных органов, в результате его создания, прокурорским работникам не придется прибегать ко множеству федеральных законов, инструкций и прочим законодательным документам, по причине различного правового статуса работников таможни (государственные гражданские служащие, работники).
Необходимо создать соответствующие государственные органы, которые будут заниматься непосредственно обновлением, усовершенствованием, надлежащим функционированием водного, воздушного, железнодорожного транспорта, тем самым, отобрав такие полномочия у частных лиц, которые устанавливают завышенные тарифы на те или иные виды оказываемых услуг в сфере транспорта.
Таким образом, постоянные изменения действующего законодательства, определяющего правовой статус специализированных прокуратур, в том числе транспортной прокуратуры, разграничение их компетенции с территориальными и иными специализированными прокуратурами, обусловлены последствиями, которыми являются проблемы правоприменения при осуществлении прокурорского надзора транспортной прокуратурой РФ.
Литература:
- Кобзева Е. И., Мамина О. И. Обеспечение прав инвалидов при перевозке железнодорожным транспортом // Электронный научный журнал «Транспортное право и безопасность». 2018. № 2 (26). С. 141–145.
- Новости Московской межрегиональной транспортной прокуратуры // Официальный сайт Московской межрегиональной транспортной прокуратуры URL: http://www.mmtproc.ru/news/1/12876 (дата обращения: 08.05.2023).
- Новости Южной транспортной прокуратуры // Официальный сайт Южной транспортной прокуратуры URL.: http://www.utprok.ru/news/16798.html (дата обращения: 09.05.2023).
- Статистические данные Московской межрегиональной транспортной прокуратуры // Официальный сайт Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. URL.: http://www.mmtproc.ru/stat/ (дата обращения: 22.04.2023).
- Талашко А. А. Оценка организации работы специализированных прокуратур Российской Федерации//Отечественная юриспруденция. 2016. № 6 (8). С. 76–77.