Потенциал развития взаимодействия Туркменистана со Всемирной торговой организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 13.05.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Айназаров, Нурягды. Потенциал развития взаимодействия Туркменистана со Всемирной торговой организацией / Нурягды Айназаров, О. Б. Мырадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 153-155. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102637/ (дата обращения: 18.12.2024).



В рамках реализуемого на стадии Возрождения новой эпохи могущественного государства политики «Открытых дверей» Туркменистан наладил, поддерживает и всесторонне развивает плодотворное сотрудничество с более чем со 120 государствами мира [1, с. 241]. Наблюдаемую в последние годы зримую интенсификацию внешнеэкономического партнёрства Туркменистана можно объяснить приоритетностью целенаправленного наращивания объёмов внешнеторгового оборота в качестве одного из базовых факторов обеспечения устойчивого социально-экономического прогресса государства.

Важная роль в контексте последовательного расширения диапазона внешнеторговых отношений отводится вопросам дальнейшего развития партнёрского взаимодействия со Всемирной торговой организаций (ВТО). Приоритетные векторы целенаправленной активизации партнёрства Туркменистана с ВТО находят отражение в «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальной программе социально-экономического развития Туркменистана в 2022–2052 гг.». [1, с. 37].

ВТО является единственной в своём роде структурой по регулированию торговых норм и квот между мировыми государствами. В качестве правопреемника генерального Соглашения о тарифах и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, 1947 год), Всемирная торговая организация была образована на основе Марракешского Соглашения от 1994 года и начала функционировать с 1 января 1995 года. Изменилось не просто наименование, ощутимую трансформацию претерпело её функциональное наполнение, отныне оно помимо вопросов реализации товаров и услуг, включает в себя также защиты прав интеллектуальной собственности.

В настоящее время в состав ВТО входит 164 страны [2]. Государства-члены все без исключения пользуются равными с другими странами-членами преимуществами, предоставляемыми при осуществлении торговой деятельности. В свою очередь, страны-члены берут на себя обязательство обеспечивать открытость собственных рынков и неукоснительно следовать правилам ВТО. Указанные обязательства в отношении каждого государства-члена входят в силу по результатам переговоров о его членстве в ВТО. Страна, ведущая переговоры о членстве, получает статус «наблюдателя» [3]. Основной целью ВТО указывается достижение максимальной либерализации торговли без ущерба на экономическое развитие отдельных государств. Она подразумевает устранение всяческих торговых барьеров. ВТО служит оптимальной площадкой проведения переговоров по соглашениям, направленным на создание равных для всех условий по преодолению барьеров в сфере международной торговли и осуществляет разрешение споров, возникающих в связи с применением торговых правил. ВТО определяет также правовые и институциональные границы контроля реализации указанных соглашений.

В числе приоритетных векторов деятельности Организации указываются также проведение переговоров по последовательному снижению и полному преодолению торговых барьеров (импортных пошлин, иные торговые ограничения и квоты), согласование правил ведения международной торговли, осуществление строгого контроля исполнения уже достигнутых соглашений и договорённостей, а также обеспечение открытости и прозрачности соглашений, заключаемых на двусторонней и региональной основе. Качественным импульсом дальнейшей активизации партнёрского взаимодействия Туркменистана со Всемирной торговой организацией явилось подписанное Президентом Туркменистана Постановление от 24 января 2013 года «О создании Специальной Правительственной комиссии по членству Туркменистана во Всемирной торговой организации» [4]. В целях дальнейшей интенсификации работы по изучению норм и правил членства в ВТО, в соответствии с Постановлением Президента Туркменистана от 15 июля 2019 года состав указанной Правительственной комиссии был обновлён, в него были включены основные министерства и отраслевые ведомства, ответственные за внешнеэкономическую деятельность нашего государства. В результате, 22 июля 2020 года Туркменистану был присвоен статус государства-наблюдателя. Позднее, 23 июля 2022 года Туркменистан получил статус страны, присоединяющейся к ВТО («активный наблюдатель»), решение об этом было принято на очередном заседании Генерального Совета Всемирной торговой организации в штаб-квартире данного авторитетной организации в городе Женева [5].

Статус страны, присоединяющейся к ВТО («активный наблюдатель»), является очередным важным шагом на пути реализации намеченных в данном направлении комплексных мер, дальнейшего укрепления позиций Туркменистана во внешнеторговой сфере, упрочения авторитета нашей страны в качестве надёжного и ответственного партнёра, привлечения инвестиционных средств и, как итог, последовательного расширения спектра эффективного взаимодействия со Всемирной торговой организацией в целом. Кроме того, получение статуса страны, присоединяющейся к ВТО («активный наблюдатель»), призван способствовать углублённому интегрированию Туркменистана в плоскость международных торгово-экономических взаимосвязей, дальнейшему развитию внешнеэкономического оборота.

На пути к получению статуса страны, присоединяющейся к ВТО («активный наблюдатель») Туркменистаном были осуществлены масштабные, комплексные по своему характеру мероприятия. Герой Аркадаг в своей приветственной речи на церемонии открытия Первого Каспийского экономического форума, в частности, подчеркнул: «Важно отметить роль ВТО в качестве одной из трёх действенных площадок, обеспечивающих защиту от недобросовестной конкуренции и функционирующих на принципах открытости и прозрачности для налаживания эффективного торгового взаимодействия с внешними рынками» [6].

В ходе Международной конференции «Туркменистан и международные организации: сотрудничество во имя мира и развития», состоявшейся 14 января 2020 года, Лидер Нации также отметил готовность Туркменистана и впредь активизировать партнёрство с различными международными финансовыми институтами, в том числе с ВТО, решительный настрой и конкретные шаги нашего государства по изучению норм и правил членства в составе Всемирной торговой организации [7]. В рамках своего визита в Туркменистан 4–5 июля 2022 года Генеральный директор Всемирной торговой организации в продолжение переговорного процесса полноформатного членства акцентировал внимание на таких важных аспектах как обеспечение внутренней институциональной интеграции, популяризация преимуществ членства, имплементация национального законодательства нормам ВТО.

Важно детальное исследование наиболее оптимальных в контексте национальных интересов Туркменистана аспектов членства в ВТО. Специальной Правительственной комиссии по членству Туркменистана во Всемирной торговой организации в данной связи была проведена плодотворная работа по изучению многолетнего опыта других стран-членов, а также суть и содержание обязательных для членства в ВТО торговых соглашений, в том числе: Соглашения по тарифам и торговле, Соглашения по торговым инвестициям, Соглашения о порядке лицензирования импортной торговли, Соглашения по протекционным мерам, Генерального соглашения по торговле услугами, Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Меморандума о взаимопонимании норм и правил разрешения спорных вопросов, соглашений в области методологии обзоров торговой политики и других многочисленных нормативных актов.

Туркменистан был избран также членом Комиссии по международному торговому праву ООН на период 2022–2028 гг.

Изучение вопросов, связанных с членством Туркменистана в ВТО, проходят красной линией и определены в числе приоритетных задач в различных Концепциях, Программах и Стратегиях развития нашей страны по различным направлениям. В Концепции внешнеполитического курса нейтрального Туркменистана на 2017–2023 гг., в частности, предусмотрено «последовательное изучение процедуры вступления в ВТО» [8]. Пунктом 6 главы IV Программы развития внешнеэкономической деятельности Туркменистана на 2020–2025 г.г. намечено: «В период реализации Программы наша страна будет взаимодействовать со Всемирной торговой организацией, в частности, в плане изучения порядка регулирования процедур членства, а также изучения позитивного опыта, накопленного различными зарубежными государствами в данном направлении» [9]. Внешнеторговой стратегией Туркменистана на 2021–2030 годы, в свою очередь, также намечает конкретные шаги и мероприятия по вступлению Туркменистана в ряды ВТО [10]. На первой стадии реализации данной Стратегии (2020–2025 г.г.) намечено завершить все подготовительные процедуры. Указанные процедуры предусматривают имплементацию законодательства Туркменистана во внешнеторговой сфере нормам Соглашений и правил ВТО, устранение технических барьеров в торговле, а также реализацию комплекса мер по последовательной оптимизации и совершенствованию внутренних и внешних экономических, валютно-финансовых, торговых отношений и иных процедур.

В силу актуальности вопросов членства Туркменистана в составе ВТО в контексте приоритетных целевых векторов Стратегии, успешное и своевременное исполнение всех намеченных ею целей и задач становится фактором ускоренного нивелирования внешнеторговых норм и правил Туркменистана к нормам базовых Соглашений ВТО, что позволит ускоренному приёму Туркменистана в состав ВТО, минуя необходимость переходного периода по множеству направлений.

Рассмотрим позитивный опыт членства в ВТО, накопленный некоторыми крупными зарубежными торговыми партнёрами Туркменистана. Китай, к примеру, вступил в ряды ВТО в 2001 году, что позволило этой стране более чем в 4 раза нарастить собственные экспортные объёмы. Результат: Китай занимает второе место в глобальном рейтинге по объёму валового внутреннего продукта. В то же самое время, за 10 лет величина таможенных пошлин в стране сократился в среднем в 5 раз. Экономика Китая обрела устойчивый высокотехнологичный характер. Достижению этой страной уверенно высоких экономических показателей способствует также реализуемый внутренний курс денежно-кредитной политики. В настоящее время национальная денежная единица — юань — уверенно вошла в мировую корзину надёжных валютных запасов.

Другой крупный зарубежный торгово-экономический партнёр Туркменистана — Российская Федерация в рамках подготовки к членству в ВТО взяла на себя обязательство снизить величину таможенных пошлин для всех видов товаров в среднем с 10 % до 7,8 %, в том числе: на промышленные товары — с 9,5 % до 7,3 %; аграрную продукцию — с 13,2 % до 10,8 %. Вхождение России в состав ВТО зримо усилил отток капитала через дочерние филиалы крупных западных компаний в этой стране, сильно вырос объём зарубежного сырьевого экспорта, понизились показатели производства промышленной и аграрной продукции. Кроме того, ощутимый урон был нанесён слабой на фоне усиливающейся глобальной рыночной конкуренции российской отрасли сельскохозяйственного машиностроения [11].

По нашему мнению, успешное вступление Туркменистана в ряды ВТО напрямую зависит от эффективности осуществляемых в стране институциональных преобразований, направленных на индустриализацию национальной экономики, а также решительной нацеленности на последовательное совершенствование национальной правовой базы, в том числе посредством разработки и принятия законов, отвечающих нормам и требованиям ВТО. Указанные меры призваны обеспечить надёжную защиту наиболее чувствительные к реформам отрасли национальной экономики.

Литература:

1. Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана. — 2013. — № 1, статья 2401.

2. Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана.. — 2017. — № 2, статья 66.

3. Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана.. — 2019. — № 12, статья 1349.

4. Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана.. — 2021. — № 2, статья 1832.

5. «Возрождение новой эпохи могущественного государства: Национальная программа социально-экономического развития Туркменистана на 2022–2052 г.г».. — A.: Туркменская государственная издательская служба, 2022.

6. «Türkmenistan» gazeti. — 2022-nji ýylyň 25-nji fewraly.

7. «Türkmenistan» gazeti. — 2019-njy ýylyň 12-nji awgusty.

8. «Türkmenistan» gazeti. — 2020-njy ýylyň 15-nji awgusty.

9. WTO: 2012 PRESS RELEASES PRESS/668 23 July 2012 PRESS RELEASE: Lamy hails Russia’s WTO accession ratification

10. Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL https://www.wto.org/.

11. Всемирный банк. Интернет ресурс. Режим доступа: URL http://www.world bank.org

Основные термины (генерируются автоматически): Всемирная торговая организация, Туркменистан, ВТО, активный наблюдатель, состав ВТО, ряд ВТО, членство Туркменистана, аграрная продукция, внешнеторговая сфера, дальнейшее развитие.


Похожие статьи

Важность геостратегического расположения Узбекистана в развитии логистического потенциала со странами Центральной Азии и Афганистаном

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Потенциал и особенности развития экотуризма в Узбекистане

Обоснование усиления роли России в развитии экономического сотрудничества со странами — членами Шанхайской организации сотрудничества

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане

Актуальность системы защиты права интеллектуальной собственности в контексте наращивания интеллектуального потенциала Туркменистана

Похожие статьи

Важность геостратегического расположения Узбекистана в развитии логистического потенциала со странами Центральной Азии и Афганистаном

Направления совершенствования торгово-экономического сотрудничества Таджикистана с КНР

Развитие инвестиционной деятельности Республики Узбекистан в условиях модернизации экономики

Потенциал и особенности развития экотуризма в Узбекистане

Обоснование усиления роли России в развитии экономического сотрудничества со странами — членами Шанхайской организации сотрудничества

Инновационное партнерство РФ и Таджикистан в сфере услуг как фактор повышение инновационной способности национальной экономики республики

Активизация мер и механизмов инвестиционного климата в Республике Узбекистан

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Возможности использования кластерной модели развития бизнеса в Узбекистане

Актуальность системы защиты права интеллектуальной собственности в контексте наращивания интеллектуального потенциала Туркменистана

Задать вопрос