В статье представлены сведения о сущности и значении мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста. Раскрыт психолого-педагогический потенциал лепки для комплексного развития детей. Описаны основные техники лепки из глины.
Ключевые слова: лепка, пластичный материал, глина, мелкая моторика, развитие.
В настоящее время психолого-педагогическая наука все больше внимания уделяет проблемам формирования мелкой моторики рук у детей. Доказано, что сенсомоторное развитие является главным фактором гармоничного развития ребенка.
Согласно данным исследований Б. Г. Ананьева, мелкая моторика является совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идёт о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идёт бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет [1, с. 54].
Мелкая моторика объединяет большое количество разного рода движений: от простых жестов, например, удержания какого-либо предмета до достаточно мелких и точных движений, которые, кстати, оказывают большое влияние на почерк.
В быту человеку постоянно приходится производить какие-либо действия мелкой моторики: расстегивание пуговиц или замков, пользование маленькими предметами, использование ручки в письме и рисовании и т. д., поэтому формирование мелкой моторики напрямую влияет на качество жизни. А. А. Волкова отмечает, что непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними [2, с. 34].
Говоря о формировании мелкой моторики, Л. В. Кузнецова говорит о его естественном характере. В частности, что она формируется ещё с самого начала младенческого возраста на базе общей моторики. Первым делом ребёнок учится брать предметы, затем уже проявляются навыки перебирания предмета из руки в руку, можно сказать «пинцетный захват» и т. д., на втором году жизни он уже может рисовать, правильно держать предметы в руках (кисточка, ложка и т. д.). В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки обретают всё более разнообразные и сложные черты. Увеличивается часть действий, требующих организованных действий обеих рук [5].
Огромным потенциалом для развития мелкой моторики дошкольников обладает лепка. Занятие лепкой является самым осязательным видом художественного творчества (ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и изменяет). Как основной инструмент выступают руки, из чего следует то, что уровень умения зависит от уровня контроля собственными руками, который повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию предмета, пластики, фактуры, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук [4, с. 45].
Кроме привычного пластилина, в лепке используются очень разнообразные пластичные материалы. Одним из таких материалов является глина, которая обладает огромными преимуществами в плане доступности и пластичных свойств. При этом в работе с глиной присутствуют свои особенности [6, с. 12].
Чтобы определить степень готовности глины к работе, нужно помять в руках небольшой кусочек и скатать из него шарик. Если глина прилипнет к рукам, то она слишком жирная, а если потрескается, она тощая. В работе чаще используется глина средней жирности.
Существует множество техник и приемов лепки. К приемам относятся: расплющивание, вдавливание, загибание краев, прищипывание, скручивание, сплетение, вытягивание. Рассмотрим основные техники лепки из глины.
1. Конструктивный способ.
С помощью этой техники образ создаётся из отдельных частей, будто из деталей конструктора (так и появилось название). Ребёнок придумывает какой-нибудь образ, представляет, из каких частей он будет состоять, и далее приступает к лепке. Все дети начинают лепить конструктивным способом довольно рано — уже в 2–3 года — и иной раз сами «открывают» его для себя. В лепке маленьких детей очень часто наблюдаются следующие варианты форм:
— объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
— объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
— объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).
2. Скульптурный способ.
Бывает, что этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет какой-то определённый образ, берёт нужный по размеру кусок глины, разминает его. Вспоминает общие очертания образа и начинает придавать глине схожую форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если был взят образ какого-то животного или хочется сделать пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т. д. На общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части и старается передать характерные особенности, будь то длинная шея или грива, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши. Он делает форму-основу разными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д. там, где нужно, сверху, по бокам, снизу [3].
3. Комбинированный способ.
В этом способе объединяются сразу два способа: конструктивный и скульптурный. Он даёт возможность использовать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. В большинстве случаев, большие детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и крепятся к скульптурной форме с помощью насечек. Дети в возрасте 5–8 лет предпочитают такой способ, ведь он наиболее доступный и универсальный по своим возможностям.
4. Модульная лепка.
Этот способ чем-то похож на собирание объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. Он позволяет очень быстро и легко создать абсолютно любой образ из нескольких или множества одинаковых элементов — модулей. Существует несколько видов модульной лепки, отличающиеся в зависимости от формы модуля.
5. Лепка на форме.
В лепке иногда можно использовать готовые твёрдые формы: это могут быть банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они выполняют функцию твёрдой и удобной основы, и позволяют миновать лишнюю работу. Материал равномерным слоем раскатывают и покрывают форму вокруг, лишнее отрезают, затем края соединяются, а шов разглаживается. По необходимости, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала можно сделать основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом вполне удобно лепить вазу, карандашницу и т. д.
6. Способы оформления и декорирования образа.
В лепке используется большое множество различных вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. С их помощью любой образ можно сделать неповторимым. При работе, дети чаще всего используют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.
Получившийся образ дополняют различными элементами из других материалов. Бисером можно украсить ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок можно сделать глазки для насекомых и птиц, пуговицы также используются для глаз, а ещё шляпок и других мелких деталей, для брошек как основа используются перышки и стружки — для комбинированных поделок.
Сенсорные основы лепки тесно связаны с развитием мелкой моторики детей. В основе данного процесса лежат четыре этапа:
— исследование формы предмета тактильно, с помощью руки, а также взором. Анализ объекта начинается с верхней точки к нижней;
— обследование основных деталей предмета;
— предмет анализируется полностью, форма предмета повторно воспринимается тактильно вместе с его деталями;
— исследование фактуры предмета.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что занятия лепкой оказывают огромное влияние на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Кроме того, они комплексно воздействуют на развитие ребенка, в частности: повышают чувствительность (способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики); развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость; развивают правильную работу обеих рук; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить в него коррективы. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев; под ред. А. А. Бодалева. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 210 с.
- Волкова, А. А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию / А. А. Волкова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 4. — С. 64–72.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Просвещение, 1991. — 90 с.
- Гусарова, И. Л. Лепка в детском саду: лекции для студ. пед. вузов / И. Л. Гусарова. — М.: ЮНИТИ, 2011. — 86 с.
- Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. вузов / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480 с.
- Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.