Шоу-бизнес, как и массовая культура в целом, вызывает множество споров и суждений. В течении длительного времени ведется дискуссия о корректности терминов, о времени возникновения тенденций и т. д. В частности, социологом Д. Уайтом предполагается, что к первым элементам шоу-бизнеса можно отнести бои гладиаторов, Т. Адорно, в свою очередь, видит, признаки шоу-бизнеса в викторианских романах XVII в. и т. д.
Изначально понятия «шоу-бизнес» не существовало: использовался термин «эстрада». И только сама суть проектов «шоу» и «бизнес» привело к возникновению данного феномена. То есть знаменитости получают приличное вознаграждение за шоу, которые они демонстрируют зрителям. Причем за рубежом для характеристики шоу-бизнеса сегодня применяются такие понятия, как индустрия развлечений, индустрия досуга. Сегодня шоу-бизнес включает в себя и рекламу, и торговые отношения, индустрию музыкально-информационных программ, процесс распространения фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, организацию концертной деятельности и др. В шоу-бизнесе активно используются разнообразные рыночные способы позиционирования и продвижения, которые активно изменяются, нуждаются в постоянном обновлении и совершенствовании. В связи с этим, анализ коммуникационных стратегий создания и продвижения имиджа эстрадного исполнителя, является сегодня крайне актуальной проблемой.
Создание персонального имиджа исполнителя — это творчество, основанное на глубоком знании рынка; является сложным процессом, цена ошибки может стоять очень большую сумму, по этой причине большинство личностей не занимаются разработкой бренда самостоятельно, а обращаются за помощью к фирмам-профессионалам в этой сфере.
Прежде чем начать работу над каким-либо персональным имиджем необходимо определить его позиционирование на рынке — пути, по которым будут использоваться ресурсы человека для создания ценности бренда. Как утверждает знаменитый коуч У. Арруда, в процессе создания персонального имиджа, нужно учитывать много аспектов. В частности, в самом начале, должна осуществляться деятельность, направленная на выявление или «извлечение» своего имиджа, его выражении. Задача — сделать его видимым и, в конечном итоге, распространяемым на целевую аудиторию; также необходимо создавать условия для его поддержки во всех предпринимаемых действиях [1, с. 106].
Имидж исполнителя может быть признан успешным, если в приоритете становятся нематериальные составляющие. Причем они должны быть достаточно эффективны и способны обеспечивать осуществление постоянного контакта со слушателями и зрителями вне зависимости от восприятия его проектов.
Данная тенденция может быть достигнута в случае превращения имиджа в миф, т. е. самодостаточного, существующего длительно и вне зависимости от территории, нарратива, способного оказывать эмоциональное воздействие на слушателей, формируя их мировоззрение. Поэтому исполнители стараются как можно быстрее мифологизировать свое творчество посредством создания нарратива, который, с одной стороны, должен быть эксклюзивным, уникальным, новым, с другой — понятным и близким зрителям и слушателям, которые не обладают необходимыми глубокими знаниями и компетенциями. Выполнение этих положений и объясняет создание мифов об исполнителе, превалирующих над художественностью самого исполняемого произведения.
С точки зрения бизнеса миф воспринимается как эффективный рекламный инструмент, позволяющий продвигать на рынке проекты и персональные бренды исполнителей. Мифоконструирование, таким образом, — это инструмент брендинга исполнителя. Это означает конструирование их биографии, фактически ее редактирование в выгодном коммерческом направлении, которое выгодно для продажи его творчества.
В начале ХХI в. П. С. Гуревич анализировал персональный имидж исполнителя с точки зрения его восприятия как некоего экранного образа [3, с.101]. Автор попытался проанализировать психологические условия, в которых исполнители принимали решение о выборе черт для своего бренд-имиджа. Неоспоримым тот факт, что именно эмоции являются главным стимулом формирования бренд-имиджа исполнителя.
Также для формирования и продвижения персонального имиджа исполнителя способствуют и PR-, рекламные инструменты.
— продвижение на ТВ. При всей востребованности интернета, телевидение все же остается главным медиа, играющим ведущую роль в формировании системы культурно-исторических и нравственных ценностей, в продвижении брендов. При помощи участия в передачах, репортажах, включающих слова комментатора, интерпретацию ведущего, съемку и монтаж — создается новый образ исполнителя, происходит его «эстетизация», оказывающая влияние на культуру зрителей.
— печатные СМИ являются главным источником информации для большей части населения страны в условиях коронавируса, формируя социальное сознание, и помогая привлекать внимание к творчеству исполнителя. Электронные версии глянцевых журналов пользовались огромной популярностью в период локдауна. Печатные СМИ в процессах продвижения аккумулируют в себе несколько составляющих: они могут опубликовать «горячие» факты о творчестве исполнителя, его жизни и т. д.
— аmbient media — современных носителей, применяемых как в социальной, так и коммерческой рекламе. Основными преимуществами аmbient media являются:
- точечное воздействие на целевую аудиторию,
- эмоциональное воздействие;
- креативность,
- нестандартность и оригинальность подачи рекламного сообщения.
— Product placement — «процессов размещения определенных товаров/услуг в кино, музыке и т. д., которые имеют сюжет и нацелены среднестатистических потребителей» [1, с.33].
К коммуникационным особенностям Product placement относятся:
- использование минимальных бюджетов,
- большой охват целевой аудитории;
- одностороннюю направленность обращения;
- присутствие неличных каналов передачи информации;
- щадящий характер коммуникационного воздействия;
- продолжительное по времени воздействие на аудиторию.
— PR . В современном научном дискурсе насчитывается множество трактовок и определений PR. С. Блэк определял PR как искусство и науку «достижения гармонии взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» [2, с.12].
В свою очередь, Э. Бернейс главной функцией PR называл социальную, которая способствует информированию общества о деятельности и развитии коммерческой деятельности для привлечения дополнительного внимания.
Таким образом, PR — это интеграция социально выраженных идей, которые значительно укрепляют бренд на рынке, оказывают значительное влияние на потребителей.
Литература:
- Березкина О. П. Product placement. Технологии скрытой рекламы / О. П. Березкина. — СПб: Питер, 2019. — 122 с.
- Блэк С. Паблик рилейшнз: что это такое? / С. Блэк. — М.: Новости, 2018. — 590 с.
- Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление, оценка эффективности/ Г. Даулинг. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 671 с.
- Капустина Л. М., Мосунов И. Д., Сысоева Т. Л. Инструменты продвижения бренда в Интернете: алгоритм выбора / Л. М. Капустина. // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2015. — № 2(116). — С. 104–112.