На обложке
изображен Леонид Владимирович Занков (1901–1977),
советский психолог, специалист в области дефектологии, памяти,
запоминания, педагогической психологии. Ученик Л. С. Выготского.
Проводил экспериментальные исследования детского развития, в которых
выявлялись условия эффективного обучения.
Леонид Владимирович Занков родился
23 апреля 1901 года в Варшаве, городе Российской империи. Детство его
прошло в семье офицера в окружении сестры и двух братьев. Детей
обучали не только базовым наукам — математике, естествознанию, истории, но
и иностранным языкам, творчеству. Будущий психолог особенно хорошо
проявлял себя в музыке.
Любимым предметом Занкова была
литература. Эмоции вызывали не столько произведения, сколько подача учителя,
его заинтересованность в образовании учеников. Поэтому, окончив гимназию в
1916 году, Леонид задумался о будущем педагога. И тут же реализовал
свое желание: уехал в Турдей, поселок Тульской области, и устроился
в школу.
В 1919 году Занков впервые
познакомился с трудными подростками. Он возглавил детскую
сельскохозяйственную колонию Тамбовской губернии, где содержались
беспризорники. Нужно было всерьез постараться, чтобы заразить их энтузиазмом,
заинтересовать учебой. Леонид в этом деле преуспел.
В 1920 году его перевели в колонию
«Островня» Московской области, где он трудился вплоть до поступления в Московский
государственный университет в 1922 году.
В МГУ Леонид Занков познакомился со
своим наставником Львом Семеновичем Выготским, которому было на тот момент
всего 26 лет. Молодые люди очень подружились, вместе постигали основы и глубинные
понятия психологии. Кончину товарища в 1934-м Леонид Владимирович воспринял как
личную потерю.
По объективным причинам в СССР процент
рождаемости детей с отклонениями был высоким. Ученые видели своей главной
задачей создание уникальной концепции их обучения и развития. По этой теме
Леонид Занков внес весомый вклад в науку.
Объектами его исследования были дети
с пониженным уровнем концентрации, умственно отсталые, глухие и немые .
Пообщавшись с ними, дефектолог пришел к выводу, что обучать обычных
и особых детей совместно нельзя: каждому ребенку нужны индивидуальные
условия для комфортного принятия знаний. Особые дети, наблюдая за успехами
своих талантливых сверстников, закрываются и разочаровываются в себе,
у них быстрее возникают дополнительные комплексы.
До Леонида Владимировича мало кто
всерьез уделял внимание умственно отсталым. Именно он написал первые
фундаментальные труды по дефектологии, описал принципы развивающего обучения,
впервые заговорил о том, что нужно создать классификацию умственной
отсталости.
В своих работах Леонид Занков делал
упор не на то, что дети с отклонениями в развитии отстают от своих
сверстников, а на то, что их в принципе следует воспитывать иначе.
Психология воспитания детей с отставанием
в развитии не главное достижение Леонида Владимировича. Стоит обратить
внимание и на его педагогические труды, которые сложились в авторскую
дидактическую систему. В 1960-х годах она активно внедрялась в начальную
школу.
Суть системы Занкова состоит
в том, что каждый ребенок индивидуален. Школьная программа не должна
строиться по принципу среднего арифметического, а слабых учеников не нужно
искусственно подтягивать до отличников. Каждый может стать вундеркиндом, если
будет получать знания в комфортной обстановке и в своем темпе.
Леонид Занков подчеркивал, что детям
нужно давать время на поиск ответа даже в самых трудных темах, позволять
ошибаться и не ругать за это. Не будет толка от знаний, монотонно
надиктованных учителями по учебнику. Также в школьную программу стоит
вводить интерактивные занятия, например преподавать естествознание на
природе, а уроки музыки проводить в театре.
Индивидуальный подход, кажущийся
разумным в XXI веке, в СССР считался новаторским. Многие
преподаватели и психологи критиковали Леонида Владимировича. Поэтому после
его смерти дидактическую систему искоренили. Второе дыхание она получила в 1996
году, став государственной наравне с принципами Даниила Эльконина и Василия
Давыдова.
До 2014 года по системе Занкова
занимались около 30 % школ, затем его учебники убрали из списка
рекомендованных к использованию. Но учителя, которые считают подходы
дефектолога правильными, до сих пор обучают детей по его концепции.