В данном исследовании автор рассматривает понятие и содержание категории «экологическое правонарушение», а также указывает на некоторые проблемы современной юридической ответственности за совершение экологических правонарушений.
Ключевые слова : экология, административная ответственность, правонарушение, экологическое правонарушение, окружающая среда.
Очевидно, что в отношении России перспективно определение новой роли государства в условиях обострения экологических проблем ее развития. В этом контексте важен отказ от полного устранения или дальнейшего ослабления регулирующего влияния государства относительно реализации им экологической функции как одного из направлений деятельности государства3 с целью охраны и сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений. Последнее десятилетие показало, что отвергать административные возможности в этой сфере преждевременно. Без эффективного управления, административного контроля и влияния неэффективно работают и экономические рычаги обеспечения экологических требований хозяйственной деятельности. Поэтому в основу осуществления экологической стратегии в современных условиях следует положить эффективный экономико-правовой механизм охраны окружающей среды, построенный на взаимодействии административных и экономических средств решения экологических проблем и обеспечения устойчивого развития.
В теоретическом и практическом понимании проблемы юридической ответственности связывают с правонарушением, что является логично-правовым следствием неправомерного поведения лица, которое противоречит предписанию правовой нормы. То есть основанием юридической ответственности является правонарушение, а именно виновное, противоправное деяние, причиняющее вред обществу и совершенное право-дееспособным лицом. Однако привлечение лица к юридической ответственности предопределяет возникновение правоотношений, а это происходит лишь в том случае, когда конкретное противоправное деяние в качестве такового и его юридические признаки предусмотрены в правовой норме. Также непременным условием этого является наличие в законе прямого указания о применении соответствующих мер воздействия к правонарушителю, то есть правовым основанием ответственности являются правовые нормы, которые закрепляют в области экологии санкции за несоблюдение или нарушение этих обязанности. Следовательно, основанием для привлечения к юридической ответственности в экологической сфере является факт совершения экологического правонарушения.
Под экологическим правонарушением следует понимать вину, противоправное действие или бездействие, которое нарушает установленный государством правопорядок, права и обязанности граждан и организаций в сфере рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей природной среды, за совершение которого законом предусмотрена юридическая ответственность [4].
Содержание экологического правонарушения составляют действия или бездействие, противоречащие требованиям эколого-правовых норм. Практически, это виновное, противоправное, экологически опасное или экологически вредное деяние, посягающее на установленный порядок в сфере экологической безопасности, природопользования, охраны окружающей природной среды, то есть экологический правопорядок. Экологический правопорядок-это система установленных экологическим законодательством норм и правил, которые регулируют взаимодействие человека, общества с окружающей природной средой и использование природных ресурсов.
Общий признак экологических правонарушений-направленность их против требований о рациональном, комплексном, целевом использовании природного ресурса, против требований о сохранении полезных свойств, как самого ресурса, который используется, так и смежных с ним. Экологическое правонарушение характеризуется такими чертами как:
— экологическая направленность;
— экологическая опасность;
— экологическая противоправность.
Сущность экологической направленности правонарушения заключается в том, что поведение конкретного правонарушителя направлено на негативное изменение состояния окружающей природной среды, нарушение соответствующего правового режима природных ресурсов. Экологическая опасность правонарушения в сфере экологии включает не только вероятность, возможность нарушения экологических интересов общества, но и повышенную опасность для существующих экологических связей в экосистемах. Экологическая противоправность обуславливается тем, что любое экологическое правонарушение с учетом объективных свойств представляет собой противоправное деяние лица (физического или юридического), которое совершается путем действия или бездействия.
Экологическая противоправность деяния означает несоответствие его требованиям правовых норм в сфере экологии. Оно заключается в полном или частичном невыполнении требований, игнорировании правил, закрепленных нормами экологического законодательства. При этом надо иметь в виду, что противоправность экологического правонарушения означает как невыполнение норм законов в сфере экологии, так и действующих в этой сфере подзаконных актов. В последнем случае речь идет также и о нормах, принятых на локальном уровне правовой регламентации. Нарушение нормативных актов в сфере экологии могут выражаться как в форме активных действий (самовольное использование природных ресурсов, нарушение сроков внесения платежей за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей природной среды), так и в форме бездействия (невыполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации экологических последствий и иного вредного воздействия на окружающую природную среду и т. п) [5]. Поскольку экологическое законодательство закрепляет сложную и многогранную систему требований по экологической безопасности, рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, то нарушение указанных требований и правил характеризуется видовым разнообразием.
В зависимости от того, в какой сфере совершено экологическое правонарушение, можно различать земельные, лесные, горные, атмосферно-воздушные и другие экологические правонарушения. Также правонарушения можно условно разделить на две группы:
1) правонарушения, которые заключаются в незаконном распоряжении природными ресурсами и их самовольном восторге (занятия самовольно земельного участка, самовольный обмен земельными участками и тому подобное);
2) правонарушения, связанные с нарушениями, правил, порядка пользования природными ресурсами.
Однако такое разделение является весьма условным. На практике некоторые критерии классификации экологических правонарушений могут пересекаться между собой. Например, самовольное занятие земельного участка может привести к его загрязнению, засорению или порче.
Причины совершения экологических правонарушений могут быть различными. В частности: несоответствие законов; отсутствие экономической основы выполнения эколого-правовой нормы; недостатки организационно-исполнительной деятельности; господство потребительской психологии.
Отметим, что юридическая ответственность за экологические правонарушения — это применение предусмотренных законом мер воздействия к нарушителям законодательства об охране окружающей среды. Институт юридической ответственности занимает особое место в системе экономико-правового механизма охраны окружающей среды, поскольку взаимосвязан со всеми его подсистемами. Оставаясь институтом экологического права, юридическая ответственность включается как вид деятельности по применению санкций к нарушителям эколого-правовых норм всех элементов институциональной системы, а как их функция — функциональной подсистемы. Юридическая ответственность выступает в форме экологических санкций, определенных законодательством. Поэтому такие виды санкций, как штрафы за сверхлимитное использование природных ресурсов или сверхлимитное загрязнение окружающей среды, являются составляющими экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды и одновременно составляющими юридической ответственности за экологические правонарушения.
Анализ института юридической ответственности за экологические правонарушения дает основания сделать вывод о, по меньшей мере, трех важных проблемах, которые стоят на пути его эффективного использования: кроме эколого-правового нигилизма еще уклонение отдельных должностных лиц от применения санкций в отношении нарушителей, а также слабость и малозначительность этих санкций. Имеются в виду законодательные противоречия, несогласованности в определении определенных деяний как правонарушение в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды» [3], Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации [2], Уголовном кодексе Российской Федерации [1] и между Земельным, Лесным, Водным кодексом, другими законами. И наконец, противоречия между Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации и отраслевыми законодательными актами, законодательством в целом. По нашему мнению, институт юридической ответственности следует в дальнейшем совершенствовать путем расширения санкций имущественного характера, поскольку уголовно-правовая репрессия, даже смертная казнь не обеспечивают повышение эффективности юридической ответственности в демократическом обществе.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // СПС Консультант Плюс
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // СПС Консультант Плюс
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс
- Боголюбов Сергей Александрович Особенности юридической ответственности в системе экологических правоотношений // Журнал российского права. 2019. № 4. С. 71–79.
- Руденко А. В., Юридическая ответственность за экологические правонарушения // Инновационная наука. 2018. № 12. С. 37–42.