Статья посвящена истории использования методики скорочтения, ее особенности и преимущества, а также предложены методические рекомендации для повышения скорости чтения. В статье рассмотрена методика скорочтения с точки зрения науки.
Ключевые слова: наука о скорочтении, скорочтение, методические рекомендации по использованию методики скорочтения, скорость чтения.
The article is devoted to the history of using the speed-reading technique, its features, and advantages, as well as methodological recommendations for improving reading speed. The article discusses the method of speed reading from the point of view of science.
Keywords: the science about speed reading, speed reading, methodological recommendations on the use of speed-reading techniques, reading speed.
Скорочтение — это умение быстро, эффективно и полно понимать информацию с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Педагоги дополнительного образования используют в своей работе труды таких деятелей как В. Н. Зайцева, И. Г. Пальченко, Г. Г. Мисаренко, О. А. Андреев, Л.Н Хромов и др. Скорочтение способствует устранению ошибок в чтении, автоматическому увеличению скорости чтения за счет устранения «тормозящих» моментов. [1]
В 1879 г. французский учёный Луис Эмиль Жаваль первым занялся проблемой движения глаз при чтении. Он выяснил, что при чтении не происходит сплошного скольжения глазами по тексту, как считалось ранее, а происходит серия коротких остановок, названных фиксациями. Это открытие послужило началом поиска ответов на вопросы о процессе чтения.
Развитие интереса к изучению вопроса повышения скорости чтения пришло из совершенно другой области — военной.
Во время Первой мировой войны специалисты обнаружили, что в процессе полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. Поиск специалистами Королевских военно-воздушных сил Великобритании способа решения данной проблемы привел к изобретению прибора под названием тахистоскоп. Он проецировал на экран изображения самолётов в различных размерах и с различной скоростью. Благодаря такому тренингу средний человек оказывался в состоянии различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совсем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды. Был сделан вывод, что раз глаза способны фиксировать объекты с такой высокой скоростью, то наверняка можно значительно увеличить и скорость чтения.
Следующая волна интереса к скорочтению возникла в середине XX столетия. В 1945 году будущая учительница Эвелин Вуд принесла для рецензирования профессору К. Лису объёмную статью. Профессор быстро просмотрел статью и практически сразу написал рецензию, чем сильно удивил Эвелин. После этого случая заинтересовавшаяся феноменом Эвелин Вуд в течение двух лет наблюдала ещё за пятьюдесятью людьми, обладавшими такими же способностями к быстрому чтению. В ходе работы были выявлены общие для группы особенности техники чтения: глаза движутся вертикально вниз по странице. [2]
Курсы скорочтения существуют с 1950-х годов, а в 1959 году преподаватель Эвелин Вуд представила один из наиболее популярных курсов — «Динамика чтения». Как и во многих последующих курсах скорочтения, курс Вуда был направлен на сведение к минимуму количества возвратно-поступательных движений глаз читателя при сканировании страницы. Методы Эвелин Вуд и сейчас являются основой для всех курсов скорочтения (за исключением, пожалуй, фоточтения). [4]
Пик популярности скорочтения пришелся на 1960–1970 гг. В то время популярность этой методики в США была обеспечена за счет людей, которые хотели прочитать книги «обязательной образовательной программы», не успев это сделать в школе. В последующем скорочтение было востребовано среди тех, кто не мог справиться с информационными потоками.
Основная теория заключалась в том, что ученики могли бы улучшить скорость чтения за счет повышения эффективности чтения. Другими словами, если бы ребенок мог усваивать больше информации с каждым просмотром (например, сосредотачиваясь только на каждом втором слове или заостряя внимание только на начале и конце предложений или абзацев), то теоретически ребенок мог бы значительно сократить время, затрачиваемое на чтение чего-либо.
Современные приложения для скорочтения, такие как Spritz, основаны на том же базовом принципе. Фактически, отображая отдельные слова в быстрой последовательности, такие приложения не просто уменьшают возвратно-поступательные движения глаз, они, по сути, устраняют их. Это приводит к высокоэффективному стилю чтения.
Для профессоров психологии Джеффри М. Закса и Ребекки Трейман утверждения о скорочтении всегда звучали слишком хорошо, чтобы быть правдой. Одна из самых больших выявленных ими проблем, которая также применима к приложениям для чтения, таким как Spritz, заключается в том, что люди не понимают разницы между восприятием (простым просмотром слов) и обработкой языка.
В отличие от восприятия, языковая обработка включает в себя связывание слов воедино, чтобы извлечь из них более широкое значение. Таким образом, хотя курсы скорочтения действительно могут помочь вам воспринять больше слов за один взгляд, это не гарантирует, что у вашего мозга будет достаточно времени, чтобы действительно обработать все, что вы видите. Это означает, что при быстром чтении вы не так глубоко понимаете текст по сравнению с обычным чтением — даже если вы видите каждое отдельное слово. [3]
В качестве рекомендаций мы предлагаем рассмотреть 4 стратегии скорочтения, с помощью которых вы сможете повысить скорость чтения или научить этому ребенка:
1. Ключевые слова.
Вместо того чтобы произносить сочетания букв, которые мы складываем в слова, и читать их все по отдельности, сосредоточьтесь на том, как ваши глаза перемещаются по странице. Мы рекомендуем, чтобы вы сначала просматривали текст, пока ваш взгляд не зацепится за определенное слово или тему, которые вас интересуют. С самого первого дня нас учили читать каждое отдельное слово в предложении и абзаце, но этот процесс такой длительный и утомительный! На самом деле нам нужно читать только существительные и прилагательные, чтобы понять основную идею предложения; глаголы, наречия и другие части речи обычно не нужны, когда вы просто пытаетесь получить основную, наиболее важную информацию. К этому совету может быть трудно привыкнуть, но вы будете делать это постоянно, как только освоите его! Выделение этих ключевых слов и фраз также является отличной идеей для ознакомления с текстом.
2. Принцип начала и конца.
Попробуйте сначала прочтите первое и последнее предложения абзаца. Это может сэкономить вам много времени, если в первом предложении абзаца вводится тема, которую вы уже знаете. Тогда вы поймете, что не стоит тратить свое время на прочтение абзаца целиком, и сможете перейти к следующему абзацу.
3. Осмысленность прочитанного.
Наш мозг хранит все, что мы читаем, мы просто не знаем, что это там есть, потому что большая часть этого поступает в наше подсознание. Из-за этого может быть трудно вспомнить тему или интересный факт, о которых вы читали ранее. Чтобы лучше восстановить его, мы рекомендуем вам соотнести прочитанное с чем-то, что вы уже знаете, например, с личным опытом.
4. Заметки.
Как только вы закончите чтение, мы рекомендуем вам вернуться назад и сделать несколько заметок, по ключевым словам, и темам, которые вы выделили ранее. Включая краткое изложение наиболее важной информации, которую вы нашли — вы можете просмотреть это через несколько дней или лет и вспомнить, о чем была книга или отрывок.
Литература:
- Аскарова, В. Я. Скорочте́ние / В. Я. Аскарова, Н. Н. Сметанникова // Чтение. Энциклопедический словарь / Под редакцией Ю. П. Мелентьевой. — Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. — С. 229–230. — EDN PVIUDS.
- Медведев, Николай. Тема скорочтение: история вопроса / Технологии чтения: личная система чтения, 2014.
- Erik Devaney. The Science of Speed Reading: How Well Does It Actually Work / HubSpot, Inc., 2017.
- Vanessa Van Edwards. How to Speed Read / Science of people, 2021.