Правовое регулирование мероприятий по охране земель на сегодняшний день имеет особенно важное значение, поскольку от рационального использования земельными ресурсами фактически зависит качество жизни человека. На сегодняшний день охрана земель осуществляется с применением федерального законодательства, без учета существенных, на взгляд автора, проблем. В настоящей статье мы освятим правовую природу мероприятий по охране земель в Российской Федерации, обозначим некоторые правовые коллизии, а также предложим пути решения существующих проблем.
Ключевые слова: земельные ресурсы, охрана, право, мероприятия, охрана земли сельскохозяйственного назначения.
The legal regulation of actions for protection of the earths nowadays has special importance as quality of human life actually depends on rational use of the earth resources. For today protection of the lands is carried out with application of the federal legislation, without taking into account essential, in the author's opinion, problems. In the present article we will describe the legal nature of land protection measures in the Russian Federation, outline some legal collisions and suggest ways to solve existing problems.
На сегодняшний день для эффективного проведения экономической политики государства и извлечения максимальной прибыли из сферы природопользования, необходимо особенно учитывать неукоснительное следование правилам охраны земель для того, чтобы своими действиями не причинять вреда среде обитания человека и животных. Особенно важно здесь придерживаться рациональных мер по охране земель, закрепленные на сегодняшний день в действующем законодательстве.
Наряду с этим мы можем наблюдать ежегодную тенденцию по изменению экологической обстановки в стране. Появление новых промышленных заводов, образование стихийных мусорных свалок как правило негативно сказываются на окружающей среде и состоянии земельных ресурсов.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что от состояния земельных ресурсов в любой стране напрямую зависит качество жизни животных и человека. В этих условиях приоритетной задачей направления политики государства в области охраны земель должно быть принятие соответствующих законодательных актов и наблюдение за их реализацией на практике в области защиты земель от пагубного влияния стихийных бедствий и человеческой деятельности.
С. А. Боголюбов рассматривает правовое положение охраны земель как определенные положения закона средства защиты, нацеленные на предотвращение порчи, сохранение и приумножение полезных свойств земель, а помимо этого соблюдение прав собственности физических и юридических лиц на земельные участки различных видов [7, 78].
В. Х. Улюкаев понимает это социально-правовое явление в качестве охраны указанного объекта посредством законодательных норм, иначе говоря, посредством закрепления за публичными органами власти соответствующих обязанностей̆ [8, 71].
В Российской Федерации на сегодняшний день основным документом, отвечающим за гарантии охраны правового положения земель, отвечает Конституция РФ.
Подробнее этот вопрос раскрывается в Земельном Кодексе и ряде других нормативно-правовых актов.
Так, ст. 1 ЗК РФ провозглашает приоритет охраны земель как одного из наиважнейших компонентов окружающей среды, на основе чего стоится вся политика соответствующего производства в области сельского хозяйства, лесного хозяйства.
Содержание охраны земли закреплено в ст. 13 ЗК РФ. Эта норма вменяет соответствующий перечь обязанностей субъектов землепользования на осуществление своих интересов, не причиняя при этом вреда окружающей среде.
Статья 42 ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, которые состоят в проведении защитных мероприятий по охране земель и почв от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В этой же статье устанавливается необходимость установления санитарно-защитных сооружений и специальных очистных сооружений, исключающих негативное воздействие земли.
Статья 43 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает требования к осуществлению мелиорации — при ее осуществлении недопустимо нанесение вреда иным компонентам окружающей среды.
На сегодняшний день в области правового регулирования охраны земель существуют ряд существенных проблем, на которые нам хотелось бы обратить внимание в настоящей работе.
Так, на сегодняшний день нет структурированного и четкого кодифицирования природоохранных требований. Все требования к природоохране на сегодняшний день предусматривают огромное количество законодательных актов. Консолидация мер по охране земель упростит и позволит более эффективно использовать законодательство при рассмотрении споров, связанных с природоохраной.
Отсутствие в законодательных актах на сегодняшний день понятий, связанных с рациональным использованием природных ресурсов. Наравне с этим закон не содержит требований по охране земель, которые предъявлены к субъектам природопользования. Четкого понятия «охрана земель» закон также не содержит. В правовой доктрине, рассматривающей эти вопросы до сих пор идут ожесточенные споры относительно понятийного аппарата природоохраны. На наш взгляд, это значительное упущение законодателя порождает ненужные правовые споры, судебные решения по таким спорам могут быть разрознены в своих трактовках действующего законодательства, что лишь увеличивает объем правовых коллизий и в итоге не решает проблем рационального пользования землей.
На наш взгляд также поможет в вопросах охраны природы введение таких понятий как экологическая культура. С помощью урегулирования этого вопроса землепользователи смогут более эффективно и бережно относиться к земельным ресурсам, находящимся в их ведении.
На основании изложенного, в качестве выводов к настоящей работе хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что на сегодняшний день федеральное законодательство в области охраны земель требует переработки.
Установление понятийного аппарата, прививание экологической культуры землепользователям, обозначить критерии использования земли и меры ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей поможет государству в значительной степени повысить качество правового регулирования охраны земли в Российской Федерации.
Особенно важно хотелось бы отметить еще разрушительную деятельность хозяйствующих субъектов. Ввиду отсутствия суровых мер по ответственности таких субъектов, это провоцирует халатное отношение к природопользованию. Государство же, в свою очередь, должно приложить все свои усилия в область надлежащего реагирования на нарушения в области земельного законодательства.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.07.2020).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 No 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. No 32. Ст. 3301
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 No 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. No 44. Ст. 4147.
- Федеральный закон от 18.06.2001 No 78-ФЗ «О землеустройстве» // Собрание законодательства РФ. 2001. No 26. Ст. 2582.
- Федеральный закон от 10.01.2002 No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2002. No 2. Ст. 133.
- Федеральный закон от 29.12.2006 No 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2007. No 1 (1 ч.). Ст. 27.
- Улюкаев В. Х., Чуркин В. Э., Нахратов В. В. Земельное право: учебник. М.: Частное право, 2010. 344 с.
- Черноморец Р. В., Егоров В. В. Конституционно-правовые основы рационального использования и охраны земель кооперативными хозяйствующими субъектами // Вестник Российского университета кооперации. 2020. No 4 (42). С. 137–141.