Особенности правового регулирования инклюзивного образования в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 686 раз

Библиографическое описание:

Тургульдинова, С. М. Особенности правового регулирования инклюзивного образования в Республике Казахстан / С. М. Тургульдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 636-639. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102676/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрены особенности правового регламентирования инклюзивного образования в Республике Казахстан, под которым понимается доступность сферы образования для всех категорий населения, в частности для детей с особыми образовательными потребностями предусмотрено полное и равное включение в систему образования. Однако несмотря на достаточно разработанную нормативно-правовую базу, на практике реализация процессов инклюзивного образования сталкивается с определенными трудностями. В статье также приведен сравнительно-правовой анализ международного опыта внедрения инклюзивного образования на примере США, Великобритании и ряда скандинавских стран.

Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с особыми образовательными потребностями, нормативно-правовые основы, права инвалидов, интеграция.

Введение

Казахстанское общество, как и большинство других, состоит из нескольких социальных групп, одни из которых включают в себя наиболее уязвимую группу как люди с инвалидностью, с ограниченными возможностями и дети с особыми образовательными потребностями, несомненно нуждающиеся не только в социальной защите, но и в оказании поддержки при интеграции в общество. Так, провозглашая себя социальным государством, согласно ст.1 Конституции Республики Казахстан (далее — Конституция), последняя принимает на себя обязательства по надлежащей реализации социальной функции, к которой как раз таки относится обеспечение достойного уровня жизни для всех членов общества в независимости от их возможностей здоровья. Соответственно в целях должного осуществления социальной функции государства, в Республике Казахстан последнее десятилетие значительно меняется отношение к вышеуказанной группе населения посредством разработки соответствующего законодательства, способного действительно обеспечить правовое регулирование данных отношений, реализацию мер по созданию равных возможностей для жизни лицам с ограниченными возможностями.

Предметом исследования являются нормы закона Республики Казахстана и ряда зарубежных стран, регулирующих вопрос инклюзивного образования.

Цель научного исследования заключается в выявлении состояния правового регулирования инклюзивного образования в РК в настоящее время. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд задач: провести обзор законодательных актов, регулирующих данные правоотношения, изучить международный опыт регулирования процесса образования лиц с особыми образовательными потребностям, сравнив его с отечественным опытом.

Основная часть

Механизм реализации мер по социальной защите предоставляет гарантии прав на образование каждому гражданину Республики Казахстан, в том числе и детям с особыми образовательными потребностями. Согласно ст.30 Конституции гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно [1]. При этом ст.15 и 31 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» предусматривает право ребенка, в том числе ребенка-инвалида не только получение бесплатного образования, но и на образование, которое будет соответствовать его физическим, умственным способностям и желаниям [2].

При этом принципы доступности качественного образования и интеграции лиц с особыми образовательными потребностями в образовательные процессы находят свое отражение через призму инклюзивного образования, которое на сегодняшний день находится на стадии своего развития.

Так, до недавнего времени в Казахстане отсутствовало надлежащее правовое регулирование инклюзивного образования, несмотря на ратификацию множества международных документов, затрагивающих вопросы в данной сфере, поскольку дети с особыми образовательными потребностями были вынуждены обучаться или в специализированных центрах, что естественным образом препятствовало их адаптации и реабилитации.

Однако в 2021 году был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования», согласно которому государство приняло на себя новые обязательства по обеспечению детям с особыми образовательными потребностями специальных условий для получения образования, разработке специальных учебных программ; обязало организации дошкольного и среднего школьного образования принимать всех детей, проживающих на территории их обслуживания, включая детей с особыми образовательными потребностями [3].

Стоит отметить, что п.21–7 ст.1 Закона РК «Об образовании» содержит официальное определение инклюзивного образования, под которым понимает такой процесс, который способен в полной мере обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех обучающихся, принимая во внимание их особые образовательные потребности и индивидуальные особенности развития [4].

Однако в литературе встречается мнение, что инклюзией является абсолютное включение молодых людей с различными возможностями во все позитивные аспекты жизни учреждений, осуществляющих образовательные процессы, в которых задействованы их ровесники [6]. Иными словами, инклюзия закладывает основную идею о том, что каждый ребенок вне зависимости от его ментальных и физических возможностей особенный и способный.

Отмечается также более широкое толкование инклюзивного образования как процесс интеграции, создающий равную доступность образования для всех детей, а также такой уровень развития общего образования, который бы был способен подстраиваться к различным нуждам и потребностям каждого ребенка [7].

Стремясь совершенствовать нормативное регулирование инклюзивного образования, Казахстан опирается на ряд ратифицированных международных документов, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН и Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, применяемых как методическая основа при разработке отечественной нормативной базы регулирования инклюзивного образования.

Отдельно стоит выделить Конвенцию ОНН «О правах инвалидов» от 13.12.2006, которая стала причиной разработки и развития в Казахстане ряда условий для реализации лиц с инвалидностью своих прав во всех сферах жизни, в том числе в сфере образовании. Так, ст.24 Конвенции указывает на обязанность государств-участников обеспечить применение повсеместного инклюзивного образования, т. е. на всех уровнях на основе равенства и без дискриминации [5].

По данным Министерства просвещения в Республике Казахстан проживает более 100 000 человек с особыми образовательными потребностями, среди которых имеются как дошкольники, так и учащиеся средних общеобразовательных учреждений, а также в высших учебных заведениях. Сообщается, что государственная поддержка по созданию условий повсеместного инклюзивного образования планирует довести к 2025 году процент образовательных учреждений, имеющих условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями до высокого уровня.

В данном случае, стоит отметить, что стремление государства в развитии инклюзивного образования — это своевременный ответ на реалии сегодняшних дней и вызовы международных стандартов. Соответственно, изученное выше правовое регулирование отечественного инклюзивного образования позволяет установить гарантии прав всех детей на получение доступного качественного образования.

При этом расширение на законодательном уровне категории лиц, которые подлежат обучению посредством инклюзивного образования согласно ст.29 Закона РК «Об образовании» позволило каждому ребенку, имеющему особые образовательные потребности обучаться наравне со сверстниками в массовых школах, где обязательно должны будут учитываться особенности развития и склонности. Аналогично данная позволяет и родителям детей с особыми образовательными потребностями осуществить выбор между образовательными учреждениями.

Данные принципы находят свое отражение и в приказах исполнительных органов, поскольку согласно п.36 Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан № 595 от 30.10.2018 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования» на последних возлагается новая обязанность по оснащению требуемой мебелью и оборудованием учебные места при поступлении к ним детей с особыми образовательными потребностями, обеспечением их специальными учебниками и психолого-педагогическим сопровождением. Более того, нормы этого же Приказа МОН РК предусматривают обязанность по сопровождению таких детей помощниками — тьюторами.

Кроме того, стоит отметить, что лица с особыми образовательными потребностями вправе обучаться дистанционно, т. е. на расстоянии с использованием информационно-коммуникационных технологий. В отношении лиц с особыми образовательными потребностями в учебном процессе могут применяться дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 августа 2020 года № 374.

ДОТ в данном случае включают в себя наличие образовательного интернет-портала с учебно-методической и организационно-административной информации для лиц с особыми образовательными потребностями, цифровые образовательные ресурсы, системы аутентификации для идентификации личности учеников и т. д.

Дистанционное обучение позволяет не только обеспечить индивидуальное участие и доступ лиц с особыми образовательными потребностями к процессу образования, но и повысить качество их образования, тем самым организую безбарьерную среду в учреждениях.

Однако для реализации ДОТ в полной мере следует в Приказ № 374 внести изменения в части закрепления особенностей применения ДОТ в отношении лиц с о особыми образовательными потребностями, а именно закрепление обязательности наличия и применения адаптивных и ассистивных технологии, специальных технических средств для лиц с нарушением слуха, зрения, и иными специфическими физическими проблемами.

Для многих зарубежных стран реализация инклюзивного образования при обучении детей с особыми образовательными потребностями стало естественной тенденцией развития, где применяются собственные модели интеграции.

Например, Соединенные Штаты Америки стали одними из первых, кто стал учреждать инклюзивные образовательные учреждения. Так, государственные школы США являются инклюзивными и обеспечивают равный доступ к среднему образованию всем детям без исключения. Это обеспечивается Законом «Об обучении лиц с ограниченными возможностями» (Individuals with Disabilities Education Act) и Законом «Об образовании для всех детей-инвалидов (Education for All Handicapped Children Act), которые предписывают обеспечение равного доступа к образованию путем создания в федеральных школах дополнительных двух видов классов: закрытый и инклюзивный; наличия индивидуального учебного плана и специализированной учебной программы; координации работы специалистов для детей с физическими и умственными отклонениями [8].

В Великобритании с 1995 г. действует Закон «О борьбе с дискриминацией инвалидов, в соответствии с которым не разрешается проявлять дискриминацию в любой форме в отношении детей с инвалидностью, в том числе в сфере образования. Также имеется Акт «Об особых образовательных потребностях и нарушениях» от 2001 г., который обязывает государственные и частные школы принимать всех детей, в т. ч. с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство, тогда как признается незаконными и влечет ответственность разграничение обучающихся по признаку наличия инвалидности.

Скандинавские страны на примере Швеции, Финляндии и Норвегии также имеют собственные законы, регулирующие активное применение инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями. Например, в Швеции действует Закон «О специальных школах», который стал поворотным для реализации прав детей с особыми потребностями на получение равного образования, поскольку с его введением нормой стало оказание в общеобразовательных учреждениях психолого-педагогической поддержки детям с нарушениями развития, поддержание численности таких детей средних школах.

На мой взгляд, надлежащее правовое регулирование инклюзивного образования в ряде вышеотмеченных странах позволило им продемонстрировать одни из самых высоких показателей в мире по соотношению количества учеников-инвалидов.

Вероятнее всего одной из причин подобного эффективного развития и применения инклюзивного образования стало наличие значительной административной и уголовной ответственности за нарушение и дискриминацию прав и интересов лиц с особыми образовательными потребностями.

Таким образом, очевиден факт становления собственной модели инклюзивного образования в Республике Казахстан и сформирована некая практика обеспечения системы инклюзивного образования. Имеется соответствующая нормативно-правовая база регулирования данной сферы, которая в настоящее время не нашла должного отражения в общеобразовательных учреждениях. В связи с чем, необходимо по аналогии с зарубежным опытом ужесточить ответственность за нарушение прав на получение качественного образования лиц с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Конституция — Основной Закон страны // Источник: http://www.adilet.gov.kz/ru/ node/38914 (дата обращения: 05.04.2024 г.)
  2. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан»
  3. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2021 года № 56-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования»
  4. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2023г.
  5. Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61 106 от 13 декабря 2006 года.
  6. Лиходедова Л. Н. Теория и практика инклюзивного образования: учебное пособие для группы специальностей «Образование» // Костанай: КГПИ, 2017.
  7. Андреев В. Н. Дистанционное образование детей-инвалидов: зарубежный опыт: учебное пособие. — Тула, 2010.
  8. Турлубекова М. Б., Бугубаева Р. О. Сравнительный анализ процесса организации инклюзивного образования в зарубежных странах и его применение в условиях Казахстана // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, Казахстан, потребность, ребенок, возможность, образование, качественное образование, надлежащее правовое регулирование, повсеместное инклюзивное образование, полная мера.


Ключевые слова

инклюзивное образование, интеграция, нормативно-правовые основы, лица с особыми образовательными потребностями, права инвалидов

Похожие статьи

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Система регионального управления профессиональной ориентацией и трудоустройством выпускников профессиональных организаций региона

В статье описываются задачи управления в масштабе региона (на примере Красноярского края) успешным трудоустройством выпускников высших учебных заведений, как одновременно фактором экономического развития и фактором обеспечения социального благополучи...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Микрофинансовые организации как субъекты предпринимательской деятельности

В данной статье дается оценка деятельности микрофинансовых организаций, выступающих в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Автором анализируется вопрос правового положения таких субъектов, раскрывается определение понятию «микрофинанс...

Создание социального инклюзивного пространства для личностного развития детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в городах Луганской Народной Республики

В статье рассматриваются различные аспекты, такие как адаптированные образовательные программы, доступность инфраструктуры, социальная и психологическая поддержка, спортивные и творческие занятия. Предложенный анализ основывается на успешных мировых ...

Правовой статус самозанятых в предпринимательских отношениях

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выя...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане

В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи,...

Похожие статьи

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Система регионального управления профессиональной ориентацией и трудоустройством выпускников профессиональных организаций региона

В статье описываются задачи управления в масштабе региона (на примере Красноярского края) успешным трудоустройством выпускников высших учебных заведений, как одновременно фактором экономического развития и фактором обеспечения социального благополучи...

Национально-региональный компонент в преподавании иностранного (английского) языка как инструмент формирования социокультурной компетенции

Статья посвящена основным способам формирования социокультурной компетенции обучающихся начального курса посредством интеграции национально-регионального компонента в процесс обучения иностранному (английскому) языку. Автором были изучены такие аутен...

Микрофинансовые организации как субъекты предпринимательской деятельности

В данной статье дается оценка деятельности микрофинансовых организаций, выступающих в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Автором анализируется вопрос правового положения таких субъектов, раскрывается определение понятию «микрофинанс...

Создание социального инклюзивного пространства для личностного развития детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в городах Луганской Народной Республики

В статье рассматриваются различные аспекты, такие как адаптированные образовательные программы, доступность инфраструктуры, социальная и психологическая поддержка, спортивные и творческие занятия. Предложенный анализ основывается на успешных мировых ...

Правовой статус самозанятых в предпринимательских отношениях

В данной статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с правовым положением лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть самозанятых. Это исследование направлено на то, чтобы осветить и выя...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане

В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи,...

Задать вопрос