Ключевые слова: предпринимательство, экономический рост, шумпетерианский рост, исследования экономики в масштабах всей страны.
Предпринимательская функция долгое время считалась жизненно важным компонентом экономического роста, и последние эмпирические исследования, которые утверждают, что исторические теории, объясняющие экономический рост накоплением капитала и расширением рабочей силы, в настоящее время не удовлетворяют имплицитному объяснению производственной функции, и уроки, извлеченные из опыта стран, подтверждают это приближаться. В настоящее время предпринимательство рассматривается как важная основа экономического развития за счет расширения занятости, инноваций и благосостояния. Однако такие факторы, как институциональный контекст и уровень экономического развития принимающей страны, могут различать динамику предпринимательства, что приводит к значительной диверсификации предпринимательской деятельности в разных странах.
Шумпетер (1934) — один из первых ученых, обративших внимание на значение предпринимательской деятельности в дебатах о функции предпринимательства в экономическом развитии. Он утверждает, что предприниматели занимаются поиском, открытием, оценкой возможностей, мобилизацией производственных факторов для бизнеса, принимают своевременные меры, берут на себя административные обязательства и проявляют непредсказуемость в условиях несовершенства рынка. Однако, хотя с момента появления первых аргументов прошло значительное время, теории экономического роста четко охватывают переменные, связанные с предпринимательством. В то время как модели общего равновесия сталкиваются с проблемами в связи с динамикой инновационного предпринимательства, неоклассический постулат совершенной конкуренции не признает возможности получения прибыли предпринимателями. Связь между предпринимательскими особенностями экономических показателей еще недостаточно исследована, а эмпирические доказательства взаимосвязи между экономическим ростом и предпринимательством все еще ограничены и дают неоднозначную картину.
Растущее значение предпринимательства . Когда к последнему десятилетию 20-го века малые и особенно новые предприятия были признаны инструментом предпринимательства, их вклад в инновационный и конкурентоспособный потенциал наряду с занятостью и социальной и политической стабильностью начал привлекать внимание. В дальнейшем ожидания в отношении малого бизнеса изменились: он превратился из социального блага в инструмент экономического роста посредством предпринимательства. На самом деле то, что предпринимательская функция является важным фактором, определяющим экономический рост, также подтверждается эконометрическими данными, и утверждается, что отсутствие предпринимательства приведет к снижению экономического роста. С этой точки зрения положительная связь между предпринимательством и экономическим ростом оправдана в широком спектре единиц наблюдения, связывающих истеблишмент, бизнес, промышленность и страну.
Потенциальная трансформация в экономике была постулирована Шумпетером (1908), который в начале 20-го века продемонстрировал, что предприниматель является движущей силой экономического развития. Переход к наукоемким отраслям в новой бизнес-среде привел к появлению предпринимательства, в котором особенно активную роль играет малый бизнес. Распространение знаний и эволюция отраслей как механизма обучения, выступающего в качестве проводников изменений в малом бизнесе. Однако, хотя малый бизнес и предпринимательство являются связанными понятиями, они не идентичны, поскольку предпринимательство — это вид поведения, ориентированный больше на ресурсы, чем на возможности. В этом отношении ясно, что такого рода поведение может проявляться как в крупном бизнесе, так и в малом.
Роль предпринимателя уже давно привлекает внимание в сообществе экономистов как благодаря статичной роли организации других факторов производства, так и динамичной роли инноваций и созидания. Таким образом, по этой теме существует значительная литература и бесчисленное множество определений. Чтобы кратко изложить суть вопроса, традиционные определения этого термина можно сгруппировать в четыре основные категории следующим образом (рис.1):
Рис. 1. Основные категории термина
Что касается этих функций предпринимательства, то ясно, что динамика предпринимательства в рамках любой данной экономики определяется экономическим климатом, который может быть представлен восприятием предпринимателей, доступом к капиталу, качеством управления, взаимозависимостями между экономическим развитием и институтами и другими ресурсами.
Предпринимательство и экономический рост. Шумпетер (1934) в своей теории экономического развития подчеркивает роль предпринимателя как основного элемента экономического развития. В исследовании определено, что инновационные усилия предпринимателя вынуждают фирмы внедрять новые изобретения, которые приводят к устареванию существующих продуктов и технологий. Этот механизм, называемый созидательным разрушением, является ведущей особенностью режима Шумпетера Марка I.
Эти исторические аспекты предпринимательства, которые связывают предпринимательство и экономический рост, позже проявились во многих областях исследований, таких как менеджмент и экономика. В литературе предполагается, что экономическим показателям способствует предпринимательская деятельность, такая как внедрение инноваций, создание изменений, создание конкуренции и усиление соперничества. В сегодняшней бизнес-среде то, как предпринимательские действия могут повлиять на экономический рост, можно увидеть на рисунке 2.
Рис. 2. Стратегическое предпринимательство
Предпринимательство может влиять на экономический рост многими различными способами, такими как внедрение существенных инноваций, которые приводят к появлению производственных процессов или новых продуктов. Решающая роль, сыгранная такими предпринимателями, как Сэм Уолтон, Рэй Крок, Билл Гейтс, Майкл Делл, Генри Форд, Эндрю Карнеги и Томас Эдисон, привела к трансформации многих первоначальных отраслей промышленности. Еще одним способом повышения производительности труда предпринимателей является создание конкуренции. Они могут улучшить наши знания о том, что технически применимо, и предложить альтернативы существующим на рынке продуктам и услугам, которые предпочитают потребители.
Способы, с помощью которых предпринимательство может быть эффективным для экономического роста, могут быть расширены еще больше. Чтобы оставаться в рамках темы, мы можем суммировать эти эффекты тремя основными способами следующим образом (рис.3):
Рис. 3. Способы эффективности предпринимательства
При рассмотрении на уровне страны такие переменные, как нормативно-правовая база, объем образовательного капитала и доступность финансового капитала, направленного на предпринимательство, значительно влияют на предпринимательские усилия.
В результате, долгое время считалось, что предпринимательская функция является важнейшим элементом экономического роста. Уроки, извлеченные из накопленного опыта, и последние эмпирические данные подтверждают этот аспект.
Литература:
- Acs Z. J., Audretsch D. B., Robert J. S., Предпринимательство, экономический рост и государственная политика, 2009;
- Фрич М. Справочник по исследованиям в области предпринимательства и регионального развития, 2013;
- Шумпетер Дж. Теория экономического развития, 1934.