В статье раскрывается понятие передачи трансгенерационных связей, моделей и типов семейных сценариев, которые нуждаются в изучении и диагностики для последующей коррекции. Делается вывод, что трансгенерационные связи оказывают влияние на развитие семейных сценариев, в частности при доминирующем патриархальном или матриархальном типе семейных взаимоотношений.
Ключевые слова: трансгенерационная связь, семья, отношение, ребенок, связь, матриархальный тип, патриархальный тип, родительское отношение
Введение
Трансгенерационные связи — понятие новое и нечасто используемое в консультирующей психологии, так как мало изучено и требует большой работы которое занимает не один сеанс консультирования.
Трансгенерационные связи, или проекции, понимаются как межпоколенческая передача опыта на бессознательном и сознательном уровне. Межпоколенческая передача является своего рода феноменом, разворачивающийся между поколениями, через который реализуется их преемственность, передача от предшествующих поколений потомкам как структурирующих элементов, так и патологичных, в частности, психической травмы.
Таким образом, актуальность исследования исходит из того, что современные молодые пары не всегда транслируют адаптивные семейные отношения, то есть вступая в брак будучи не готовыми к ним, они демонстрируют ранее приобретенные посредством трансгенерационных связей (проекций) модели и типы семейных взаимоотношений, которые нуждаются в изучении и диагностики для последующей коррекции. Тем самым определяется потребность в изучении и диагностики трансгенерационных связей в процессе психологического консультирования на примере детско- родительских отношений.
Основателем трансгенерационного подхода в семейной терапии является М.Боуэн, он впервые начал изучение передачи паттернов взаимодействий в семье через поколения. Также в работах З. Фрейда, К. Г. Юнга, Я. Л. Морено, Ф. Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надя, Н. Абрахам, М. Терек и др. прослеживаются раскрытие проблемы трансгенерационных связей и проекций, где говориться о том, что в истории семьи чётко прослеживаются повторяющиеся жизненные и семейные сценарии.
Так, например, в работах З.Фрейд уделялось внимание тому, что индивидуальный опыт человека имеет отражение накопленного ранее опыта предков. Так он заявлял о том, что человеку пришлось бы заново учиться жить, не имея ранее приобретённого опыта предками, которые передавались из поколения в поколения, тем самым осуществляя прогрессивное развитие как личности, так и общества в целом [3].
Такие представители как Ф.Дольто, Н. Абрахам, И. Бузормени-Надь ставят сложную проблему трансгенерационной передачи не полностью разрешенного конфликта, семейных тайн, преждевременных смертей и выбора профессии [2].
Так Ф.Дольто говорит о том, что каждый ребенок вынужден преследовать прежний жизненный опыт, доставшийся ему от матери и отца. Изучая механизм передачи трансгенерационных связей, автор приходит к мысли о том, что уже в утробе матери в процессе развития плода возникает тесная связь между бессознательным матери и будущего ребенка [1].
Основная часть
В эмпирическом исследовании приняло участие 10 семей, с одним ребенком в возрасте от 13 до 15 лет, из них 7 полных семей и 3 семьи в разводе Общее количество испытуемых 27 человек, из них 17 взрослых и 10 детей.
На первоначальном этапе проведения эмпирического исследования, с каждой семьей была проведена беседа и опросник на тему «Семейные традиции» и предложена к составлению генограмма, что позволила нам в дальнейшем провести более глубокий анализ и диагностику.
На последующих встречах были применены психодиагностические методики, позволяющие оценить детско- родительские отношения, выявление трансгенерационных связей. Все процедуры проходили в рамках психологического консультирования.
Участникам исследования была предложена к составлению генограмма позволяющая нам оценить и проследить, какие установки человек перенял от родителей, бабушек и дедушек и какие он передаст своим детям по наследству.
По результатам анализа генограмм, нами были выделены две генограммы полной семьи (СЕМЬЯ А) и семьи в разводе (СЕМЬЯ Б).
Таким образом сделаем заключение что оба участника исследования «СЕМЬИ А» росли в полной семье. Их отношения в семьях были сплоченные и положительные. Анализируя сегодняшние отношения, то данная семья уделяет большое внимание воспитанию своего ребенка, приучают к спорту и активному образу жизни. Оба родителей работают, главой семьи является отец. Также наблюдаем течении трансгенерационных процессов на примере того, как развивались отношения в «СЕМЬЕ А» где мать унифицировала себя со своей материю и приняла роль хозяйски, встретив властного и мужественного партнера. У отца же наоборот сформировалась позиция, в которой он как мужчина является лидером и главой семьи.
По итогу генограммы «СЕМЬИ Б» делаем заключение о том, что между партнёрами были конфликтные взаимоотношения что привили к скорому разводу. Между участницей исследования и ее матерью наблюдаются близкие отношения. В данной семье матриархальный тип, здесь женщина выполняет мужские и женские функции, обеспечивает и воспитывает самостоятельно. Так же по данной генограммы мы можем наблюдать наличие трансгенерационных процессов, которые передавались от матери к дочери. А именно властность, независимость и самостоятельность.
Оценивая каждую составленную генограмму, выделяем несколько критериев оценки типов сценариев развития семей, рассмотрим их на рисунке 1.
Рис. 1. Доминирующие типы сценариев
Таким образом доминирующими типами сценариев в семьях выступает матриархальный и патриархальный. Вероятнее всего на наш взгляд, это связанно с современными тенденциями развития семей. Каждый из партнеров стремится к финансовому благосостоянию, поэтому наблюдается противостояние гендеров. Современные женщины стали более властны и целеустремлены, а мужчины по своей природе, не готовы уступать.
При анализе ретроспективного интервью, в котором приняло участие 20 представителей старшего поколения. Длительность интервью составляла около часа с каждым представителем старшего поколения. Все вопросы были направлены на изучение наличия традиций, семейных взаимоотношений, травмирующих событий, возможных воспоминаний, оценку семейных сценариев.
Анализируя ответы, приходим к выводу о том, что жизненные сценарии имеют сходства. Так, например, матери женщин, находящихся в разводе, также были в разводе со своими мужьями и имели негативный опыт построения семейных отношений. На момент проведения интервью женщины не имели партнёра. «Когда отец Е. (имя респондента) ушел, я была разбита, и больше не смогла построить новых отношений», «Развод с моим мужем мне принес много страданий, были и другие мужчины, но я так и не научилась доверять, я так и сказала своей дочери, доверяй, но проверяй, вот и теперь она в разводе»
Другой пример семей, которые являются полными. Старшее поколение указывало на то, что их семьи были полными и имели много детей. Так, например: « Мой отец работал в поле, а мать на кухне, нас было много братьев и сестер, мы были дружны и сплочены. Отец любил мать, хотя были разные случаи, но они оставались всегда вместе. Так и у меня с моим мужем».
Так мы видим, что среди испытуемых, есть отношения, которые не сложились и закончились разводом, где мать выполняет функции мужчины, как и ее мать. Также есть семьи, где каждый член семьи занимает свою роль и живут в гармонии.
Таким образом можно сделать вывод о том, что дети повторяют сценарий своих родителей. Усвоенный пример передается из поколения в поколение.
Далее перейдём к рассмотрению результатов, полученных в ходе проведения опросника. По результатам опроса тему «Семейные традиции», участие в котором приняли взрослые (17 человек), были получены следующие результаты рассмотрим их на рисунке 2:
Рис. 2. Доминирующие механизмы трансгенерационных связей
Результаты данного опросника дают основание полагать о наличии трансгенерационных процессов в семьях. Наличие таких механизмов как знакомство с семейными историями, соблюдение семейных традиций или создание новых, передача реликвий, являются критериями влияние трансгенерационных проекций на развитие внутрисемейных отношений.
Анализ результатов, полученных в ходе применения методики «Шкала оценки семейного окружения» что позволил оценить социальный климат в семьях принимавшие участие.
На рисунке 3 отражены представления о социальном климате в семьях с разными семейными сценариями.
Рис. 3. Социальный климат семьи
При помощи теста родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) определили родительское отношение к детям. По результатам теста были получены следующие показатели родительских установок по отношению к своим детям. Результаты представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Типы родительских отношений (Тест родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин))
Таким образом, сделаем заключение о том, что в семьях с патриархальным сценарием, ярко выражены такие параметры как контроль, принятие и кооперация. Здесь наблюдается строгий уклад семьи в совокупности с заботой и вниманием. В семьях с матриархальным сценарием присуще такие виды отношений как отвержение и контроль, а также недооценивание своих детей, прослеживается такой механизм передачи трансгенерационных связей как «долг лояльности семьи».
Далее рассмотрим результаты по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним». Здесь принимали участие 10 подростков, из них 6 мальчиков и 4 девочки, они оценивали поведение и отношение своих родителей. По итогам данной методике были получены следующие результаты рассмотрим их на рисунке 5:
Рис. 5. Поведение родителей и отношение подростков к ним. Е. Шафер (ПОР — Подростки о родителях))
Далее были изучены взаимосвязи ролевых распределений с детско-родительскими отношениями.
Рис. 6.
Примечание:
* — значение коэффициента корреляции достоверны верны при р≤0,05
** — значение коэффициента корреляции достоверны верны при р≤0,01
Таким образом, сделаем заключение о том, что при патриархальном и матриархальном типе ролевого распределения в семьях, наиболее выражены проявления трансгенерационных связей. Влияние пережитого опыта и травмирующих событий, наличие семейных традиций и вербальных семейных историй оказывают непосредственное влияние на трансляцию семейных сценариев.
Выводы
В результате глубинного анализа было определённо, что трансгенерационные связи транслируют семейные сценарии, которые реализуют последующие поколения. Так, в ходе исследования было установлено, что дети, воспитывающиеся в матриархальных семьях, демонстрируют подобное поведение. В патриархальных семьях наблюдается подобная тенденция. Не полные и полные семья по-разному передают различные семейные сценарии. Не полные семьи в большей степени передают травматичный опыт.
Литература:
- Берн, Э. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. — М.: Эксмо. — 2010. — 576 с.
- Браун, Д. Теория и практика семейной психотерапии. / Д.Брацн, Д.Кристенсен. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
- Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: учебное пособие / под редакцией О. В. Токарь, О. А. Усанова. — 3-е издание, стереотипное. — Москва: ФЛИНТА, 2019– 48 с. — ISBN 978–5-9765–2012–7– URL: https://e.lanbook.com/book/122697 (дата обращения:18.03.2023).