Данная статья посвящена рассмотрению основ государственной молодежной политики в Российской Федерации. В данной статье определено понятие молодежной политики в России, ее основные меры и цели осуществления. Изучены стратегические приоритеты и критерии эффективности реализации государственной молодежной политики в России, а также проанализирована утвержденная стратегия государственной молодежной политики до 2025 г., определены основные мероприятия, необходимые для ее осуществления, выявлены механизмы обеспечения соблюдения политики.
Ключевые слова: молодежная политика, государственная молодежная политика, подрастающее поколение, государственная власть, государственно-частное партнерство, патриотическое воспитание, талантливая молодежь, участие молодежи.
Комиссия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) заявила, что население мира, как ожидается, увеличится на пятьдесят процентов до девяти миллиардов к 2050 году. К этому же году половина населения мира будет моложе двадцати лет, а 90 % молодых людей населения будет проживать в развивающихся странах. Также утверждается, что молодежь будет важным участником мировой экономики и очень важной движущей силой перемен в ближайшем будущем [4, с. 1].
В развивающихся и слаборазвитых странах быстро растет молодое население. В этот момент молодежная политика начала приобретать все большее значение. Участие молодых людей, которые рассматриваются как гарантия будущего в странах, в процессах принятия решений и механизмах участия имеет очень важное место с точки зрения более эффективного управления страной.
Важным недостатком является тот факт, что серьезная политика не проводится в отношении молодежи, которая является наиболее динамичным членом общества и предстает в качестве залога будущего страны.
В молодежной политике, помимо образования, трудоустройства и социально-культурного развития молодых людей, есть еще один вопрос, не менее важный, чем эти, — участие молодежи в политике.
Проведя анализ литературы по теме исследования можно сделать вывод, что вопрос молодежного участия в политики России еще недавно решался символически и совершенно поверхностно [2, с. 303].
Сегодня государственная молодежная политика в Российской Федерации — это деятельность по расширению полномочий, возможностей для реализации своего потенциала, реализации системы финансово-экономических, нормативных, научных, кадровых, организационно-управленческих и просветительских мероприятий, направленных на духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения [1, с. 1].
Эти меры осуществляются на основе активного межведомственного взаимодействия с различными государственными структурами и отдельными гражданами. Целями государственной молодежной политики являются обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, ее конкурентоспособности и национальной безопасности, укрепление ее позиций на международной арене.
В России существуют разные социально-демографические группы, в которые входят люди разного возраста. Особое место среди них занимает молодежь. В настоящее время большое внимание уделяется развитию подрастающего поколения.
По общим правилам возраст молодых людей колеблется от 14 до 30 лет, а в отдельных случаях в законодательных актах оговаривается до 35 и более лет.
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяющаяся по возрастному и социальному признаку. Для нее характерны особые интересы и ценности [8, с. 84].
Программа мероприятий разработана властями в соответствии с Конституцией, федеральными законами, указами Президента, постановлениями правительства и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми в России с учетом международных соглашений.
Как показывает анализ современных условий, страны, активно работающие с социально активной молодежью, имеют стратегические преимущества. Она является основным носителем инновационного потенциала.
Будучи самой чувствительной и высокомобильной частью населения, российская молодежь всегда поддерживала прогрессивные преобразования и участвовала в их реализации. Ее политические устремления способствовали развитию промышленности и науки, экономическому росту, повышению качества жизни общества.
Новые вызовы, связанные с глобальными изменениями на международной арене, качественно новые социально-экономические цели требуют разработки механизмов и задач государственной молодежной политики. Это означает, что в числе приоритетных направлений государственной деятельности должны быть усилены воспитательные функции государства, общества и института семьи.
Основы государственной молодежной политики в России стали достаточно ясными. В настоящее время она реализуется не только на федеральном и региональном уровне, но и в муниципальных образованиях. Потребности и интересы молодежи учитываются при разработке программ социально-экономического развития страны [8, с. 91].
За последние несколько лет правительству удалось обратить вспять некоторые негативные тенденции в обществе и добиться значительного улучшения качества жизни подрастающего поколения. Значительно снизилась смертность среди молодежи, возросло стремление вести здоровый образ жизни, снизился уровень безработицы и преступности. Сегодня многие молодые люди становятся специалистами в различных областях, побеждают и награждаются на международных конкурсах, олимпиадах, творческих конкурсах.
В настоящее время отмечается, что влияние ряда негативных факторов, как внутренних, так и внешних, повышает риск усиления угрозы социально-экономического, ценностного характера. Одним из проблемных факторов является деструктивное воздействие знаний на молодежь. Результатом может стать религиозная, национальная нетерпимость, агрессия, что может привести к социальной напряженности. Сокращение численности молодежи, являющееся следствием демографического кризиса последних десятилетий, может иметь системное влияние на экономическое развитие страны, вызывая уменьшение трудовых резервов, убыль населения и пр. [9, с. 299].
Молодежь России заслуживает того, чтобы получать и реализовывать возможности для построения как своего будущего, так и будущего страны в целом. Важнейшей задачей власти является продвижение приоритета национального самосознания в молодежной среде, воспитание чувства гордости за свою Родину.
Стратегическим приоритетом государственной молодежной политики является создание необходимых условий для формирования гармоничной, постоянно развивающейся, конкурентоспособной личности с нравственным стержнем и в то же время быстро адаптирующейся к меняющемуся миру. Основная задача — воспитать патриотическое поколение с независимым мышлением, сформировать мировоззрение и профессиональные знания [1, с. 1]. Молодежь должна проявлять высокую культуру, включающую в себя межнациональное общение, умение принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. В этом плане особенно важна поддержка талантливой молодежи. Власть и общество должны создать основные условия, при которых страна сможет в полной мере реализовать себя в социально-экономической, общественно-политической, культурной и других сферах жизни. Развитие индивидуальных качеств должно сопровождаться проявлением высокой социальной активности.
Комплекс всех этих факторов определяет важность формирования адекватной государственной молодежной политики. А это значит, что она должна не просто соответствовать современным реалиям, а учитывать возможные новые политические, социальные, экономические и культурные вызовы.
Эффективность государственной молодежной политики проявляется в неуклонном увеличении количества позитивно ориентированной молодежи, работающей над развитием своих личностных и профессиональных качеств, разделяющей национальные и общечеловеческие нравственные ценности, обладающей крепким здоровьем, любящей свою страну и готовой защищать свои интересы. Основной целью государственной молодежной политики является улучшение социально-экономического положения подрастающего поколения, повышение степени участия в государственных делах [7, с. 84].
Утвержденная до 2025 года молодежная государственная политика основана на конституционных гарантиях неприкосновенности и равенства свобод и прав граждан. Он реализуется на основе ряда принципов:
— Ответственность государства за интересы подрастающего поколения;
— Признание молодежи в качестве равноправного партнера в разработке и реализации молодежной политики;
— Ответственность молодого поколения за реализацию своих прав и обязанностей в сфере общественной и государственной жизни;
— Приоритетная государственная поддержка наиболее незащищенных категорий граждан;
— Коллективное оказание государственных услуг по культурному, духовному, социальному, физическому развитию, предоставление возможности получения образования, создания семьи, начала профессиональной деятельности и в целом выбора жизненного пути человека;
— Поддержание работы молодежных организаций и объединений;
— Развитие государственно-частного партнерства и сотрудничества с государственными институтами;
— Развитие инфраструктуры для реализации молодежной политики, а также эффективность использования имеющихся информационных ресурсов;
— Укрепление механизмов регулирования, единство деятельности органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях;
— Взаимодействие различных ведомств в реализации стратегий, разработанных и утвержденных в отношении молодежной политики [1, с. 12].
Государственная молодежная политика представляет собой комплексную программу, направленную на создание системы нравственно-нравственных ценностей с учетом многонациональности государства. Реализация этой задачи включает в себя создание необходимых условий для патриотического воспитания и развития подрастающего поколения, знающих и ответственно реализующих возложенные Конституцией обязанности и права, обладающих гуманным мировоззрением, уважающих свое разнообразие, демонстрирующих знание культурного, исторического и национального наследия. Для этого необходимы следующие мероприятия:
— Разработка и активная реализация образовательных (в том числе интерактивных) проектов и программ гражданско-патриотической направленности, посвященных пропаганде символов Российской Федерации, достижений страны, ее героев, важных событий новейшей истории России;
— Осуществление просветительской деятельности, направленной на укрепление межнационального, социального и межконфессионального согласия;
— Популяризация русской литературы и литературного языка, национальных, культурных традиций. Для этого организуются различные молодежные и студенческие фестивали;
— Привлечение молодежи к реализации проектов, направленных на сохранение культуры, исторического наследия и традиционных ремесел страны;
— Оказание системной поддержки программам, способствующим формированию гражданской позиции, воспитанию уважения к различным этносам, укреплению нравственных ценностей, предотвращению неформальных движений, субкультур и экстремизма;
— Участие молодежи в активной деятельности археологических, исследовательских, краеведческих, военно-исторических объединений;
— Участие в творческой деятельности, поддержка молодежи, занимающейся современным искусством;
— Популяризация людей, достигших вершин в профессиональной деятельности;
— Повышение удобства использования туризма и развитие туристической инфраструктуры;
— Мероприятия, связанные с поощрением участия молодежи в реализации экологических программ, реставрации культурно-исторических памятников;
— Разработка инструментов и механизмов обеспечения доступности объектов духовного наследия. Это касается выставок, музеев, театрально-концертных учреждений и т. д.;
— Расширение сети физкультурно-спортивных, компьютерных, военно-патриотических, художественных кружков, библиотек и других организаций [1, с. 13].
Воспитательная работа в данной сфере включает в себя внедрение инновационных образовательных и обучающих технологий, создание условий для самообразования молодежи. Для выполнения этих задач разработаны конкретные меры государственной молодежной политики:
— Развитие правового и гуманитарного воспитания молодой культуры, повышение уровня финансовой культуры;
— Повышение качества образования. В первую очередь внимание уделяется инженерно-техническому и педагогическому направлениям;
— Создание системы самообразования молодежи и условий для их мотивации, организация открытого доступа к обучению и обучающим курсам в дистанционном режиме;
— Разработка способов поощрения талантливой молодежи;
— Улучшение условий инклюзивного образования для людей с инвалидностью;
— Развитие системы сертификации приобретенных компетенций и знаний, включая самообучение;
— Повышение профессионального уровня работников комитетов по делам молодежи и других учреждений и организаций, занимающихся вопросами молодежи;
— Активное использование положительного потенциала неформальных объединений и общественных ресурсов для дальнейшего воспитания молодежи;
— Создание условий для привлечения к профессиональной деятельности молодых специалистов, волонтеров, индивидуальных предпринимателей, студентов, представителей науки и вузов;
— Развитие системы молодежного самоуправления в образовательных учреждениях, участие молодежных объединений в мониторинге качества образовательных услуг [1, с. 18].
Для реализации такой комплексной программы необходимо несколько механизмов: правовой, организационный, информационный, научно-аналитический, социальный.
Правовой механизм включает в себя:
— Совершенствование норм федерального и регионального законодательства, законодательных актов, принимаемых исполнительными органами государственной власти;
— Разработка и анализ программ реализации молодежной политики, других комплексных проектов, реализуемых в соответствии с ее положениями;
— Разработка методов межведомственного взаимодействия;
— Развитие механизмов государственно-частного партнерства для вовлечения бизнес-сообществ, граждан и общественных объединений в реализацию молодежной политики;
— Создание условий для самореализации молодежи в разных уголках страны, способствование образованию и трудовой мобильности [3, с. 21].
Организационный механизм включает в себя:
— Создание совещательных, совещательных, координационных органов. Это касается не только молодежных комитетов, но и молодежных объединений, рабочих групп и пр.;
— Подготовка ежегодных отчетов о положении подрастающего поколения в России и реализации молодежной политики;
— Разработка комплексных планов, контроль эффективности их выполнения;
— Проведение научно-аналитических исследования по проблемам молодежи на местном, региональном и федеральном уровнях;
— Финансирование реализации молодежной политики и привлечение внебюджетных средств из государственного, муниципального, областного бюджетов [10, с. 636].
Информационный механизм включает в себя:
— Публикация информации о реализации молодежной политики в сети Интернет и в СМИ;
— Развитие муниципальных и государственных информационных систем, в том числе экспертных сетей, баз данных, оказание государственных услуг в электронной форме, минимизация неблагоприятного взаимодействия молодежи с государственными структурами [6, с. 71].
Научно-аналитический механизм включает в себя:
— Расширение молодежных исследований;
— Регулярная организация межрегиональных, региональных, всероссийских учебно-методических, научно-практических конференций, семинаров, фестивалей молодежи и студентов;
— Составление и регулярная оптимизация перечня социологических, статистических, иных показателей реализации политики, для обеспечения сбора актуальной информации [4, с. 29].
Таким образом, молодежная политика Российской Федерации направлена на воспитание поколений, уважающих и любящий свою Родину. Методология молодежной политики учитывает быстро меняющиеся интересы и запросы молодежи Основной метод воспитания государственнического сознания — знакомство со своей страной и различными сторонами жизни в ней.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/ (дата обращения: 09.05.2023)
- Борзенко, Г. В. Государственная молодежная политика в России и перспективы ее современного развития / Г. В. Борзенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 301–304.
- Гуляев, И. И. Гражданская и правовая культура российской молодежи: учебное пособие для вузов / И. И. Гуляев. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 124 с.
- Гуслякова, Л. Г. Основы социального образования: учебное пособие для вузов / Л. Г. Гуслякова, Г. В. Говорухина, С. И. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 164 с.
- Демографические изменения. Электронный ресурс. URL: https://www.un.org/ru/un75/shifting-demographics#:~:text=Как %20ожидается %2C %20к %202050 %20году,возрасте %2065 %20лет %20и %20старше (дата обращения: 09.05.2023)
- Лунева, Е. В. Информационное обеспечение молодежной политики: учебное пособие для вузов / Е. В. Лунева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 163 с.
- Профессиональное образование и социальное партнерство в работе с молодежью: монография / А. В. Пономарев [и др.]; под общей редакцией А. В. Пономарева, Н. В. Поповой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 253 с.
- Ростовская, Т. К. Молодежная политика в современной России: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, Е. А. Князькова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 155 с.
- Соловей, А. А. Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации / А. А. Соловей. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 298–300.
- Ченских, А. А. Особенности реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации / А. А. Ченских. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 634–638.