В статье рассматривается потенциал образовательных ситуаций в формировании социальной компетентности дошкольников. Приводятся примеры разработанных конспектов образовательных ситуаций.
Ключевые слова: образовательная ситуация, социальная компетентность, дети дошкольного возраста .
Одной из актуальных задач дошкольного образования является формирование социальной компетентности детей. Социальная компетентность рассматривается учеными как интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к саморазвитию, самообучению, а с другой — осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из общих целей, на основе ценностей как общечеловеческих, так и того сообщества, в котором ребенок развивается.
В дошкольном детстве на становление социальной компетентности оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка, его настроение и психические состояния, уровень и форма общения и взаимодействия c другими людьми. В педагогической литературе указывается, что одним из эффективных средств формирования социальной компетентности у дошкольников являются образовательные ситуации [3, с. 36].
Образовательная ситуация может быть направлена на формирование у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества [2].
Образовательная ситуация в дошкольном образовании — это такая форма совместной деятельности педагога с детьми, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности. Л. М. Кларина, З. А. Михайлова определяют образовательную ситуацию как совместное решение детьми и взрослыми познавательных и практических задач, проблем [5].
Образовательная ситуация, по мнению А. В. Хуторского [7], всегда обозначает конкретный временной и пространственный участок, который выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции. Возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций, в последнем случае они образуют педагогическую технологию [4, с. 86].
М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко [6, с. 172] выделяют следующие способы классификации образовательных ситуаций:
— по месту возникновения (на занятии, дома и др.);
— по степени проектности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные);
— по степени оригинальности (стандартные, оригинальные);
— по степени управляемости (управляемые, неуправляемые, стихийные);
— по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
— по содержанию (проблемные, воспитательные, дидактические, политехнические).
Учитывая особенности дошкольного детства, Т. И. Бабаева выделяет имитационно-игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Имитационно-игровые ситуации позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся знания, отработать различные навыки; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации, в реально-практических ситуациях дети реально разрешают различные жизненные проблемы [1].
Отличительной особенностью образовательной ситуации является то, что она предполагает взаимодействие как минимум двух или более участников, каждый из которых может создать неопределенность, внести инициативу, использовать личный опыт, выступить внешним фактором для остальных. Участниками ситуации в образовании выступают педагог и обучающийся, поэтому условия формулируются как для одного, так и для другого участника. Следовательно, образовательная ситуация — в отличие от традиционно понимаемой учебной ситуации — это не просто учебное задание и совокупность условий окружающей среды, но, прежде всего, сценарий взаимодействия субъектов — педагогов и обучающихся — по поводу определенного содержания образования для выполнения образовательных задач [4, с. 86].
Для формирования социальной компетентности дошкольников нами были разработаны конспекты образовательных ситуаций на основе содержания мультипликационных фильмов, отобранных для просмотра детьми. Разрабатывая конспекты, мы исходили из того, что образовательная ситуация как единица педагогического процесса должна быть сконструирована особым образом.
Структурной основой образовательной ситуации выступает учебная задача, содержащая в себе учебную проблему.
При формулировке учебной проблемы мы учитывали:
1) наличие противоречия, его «наглядность» для детей;
2) чёткость и ясность формулировки проблемы, отсутствие лишней информации, соответствие языковым нормам;
3) соответствие возрастным возможностям и интересам детей;
4) соответствие содержанию и объёму программных задач;
5) соответствие культурно-этическим нормам.
Структура каждой образовательной ситуации выстраивалась в соответствии со структурой деятельности и включала в себя четыре компонента: мотивационно-ориентировочный, поисковый, практический и рефлексивно-оценочный.
Приведем примеры разработанных нами конспектов образовательных ситуаций. Структура каждого конспекта построена по единому алгоритму и включает несколько компонентов: задачи, оборудование и материалы, ход работы на четырех этапах.
Образовательная ситуация «Как важно быть добрым человеком»
Задачи:
— учить детей оценивать поведение персонажей мультфильма;
— формировать элементарные умения, связанные с прогнозированием ситуаций (что может произойти, если думать только о себе);
— формировать представления о доброте, помощи другим людям;
— воспитывать ответственность.
Оборудование и материалы: оборудование для показа мультфильма, мультфильм «Цветик-семицветик», материалы для рисования.
Ход работы:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик». Педагог предлагает детям посмотреть фрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик». Героиня мультфильма Женя, в руки которой попал волшебный цветок, начинает исполнять свои желания и таким образом использует 6 лепестков из 7. После чего, она знакомится с соседним мальчиком и начинает задумываться, что можно сделать, чтобы ему помочь. Желание помочь Жене найти решение в сложившейся ситуации становится мотивационной основой деятельности.
Поисковый этап.
Организуется обсуждение: что и как может сделать Женя для того, чтобы помочь соседскому мальчику? Обобщая идеи воспитанников, педагог предлагает детям спрогнозировать что, могло бы ещё произойти с Женей, при исполнении каждого ее желания.
Практический этап.
Просмотр оставшегося фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик».
Анализ ситуации «Последнее желание Жени». Воспитатель организует обсуждение действий Жени и предлагает детям рассказать, что же могла загадать Женя в сложившейся ситуации. Важно пояснить, что не всегда желания должны быть только для себя, но и то, что они могут принести радость, когда помогаешь другому человеку.
Рисование «Мои желания». Воспитатель предлагает детям нарисовать «цветик-семицветик» и рассказать, на какие бы желания они потратили волшебные лепесточки.
Рефлексивно-оценочный этап.
Педагог предлагает детям рассказать о проделанной работе, пояснить, почему так важно думать не только о себе, но и о других.
Образовательная ситуация «Хорошие манеры»
Задачи:
— учить детей оценивать поведение персонажей мультфильма;
— формировать элементарные умения, связанные с прогнозированием ситуаций (что может произойти, если не соблюдать хорошие манеры);
— формировать представления о хороших манерах;
— воспитывать осознанное отношение к своему поведению.
Оборудование и материалы: оборудование для показа мультфильма, мультфильм «Ми-ми-мишки. Хорошие манеры», картинки с правилами поведения.
Ход работы:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Просмотр мультфильма «Ми-ми-мишки. Хорошие манеры». Педагог предлагает детям посмотреть мультфильм «Ми-ми-мишки. Хорошие манеры». Герой мультфильма считает, что хорошие манеры не важны, но так ли это? Желание помочь нашему герою становится мотивационной основой деятельности.
Поисковый этап.
Организуется обсуждение: нужны ли нам хорошие манеры или же нет? А, если всё-таки нужны, то почему? Педагог обобщает и дополняет ответы детей и предлагает составить правила культурного поведения.
Практический этап.
Составление правил культурного поведения. Педагог демонстрирует детям картинки с различными правилами поведения, а дошкольники выбирают те картинки, на которых изображены подходящие правила. В итоге педагог озвучивает ребятам выбранные картинки и подводит итог, правильно ли они справились с выбором, зачитывая правила культурного поведения.
Игровая ситуация «Мы пришли в гости к друзьям». Ребятам предлагается продемонстрировать, как они запомнили правила культурного поведения.
Рисование «Хорошие манеры». Воспитатель предлагает нарисовать детям правила культурного поведения, чтобы потом украсить ими группу, для того чтобы, если кто-то забыл, то он мог посмотреть на рисунки и сразу вспомнить о том, как необходимо себя вести.
Рефлексивно-оценочный этап.
Педагог предлагает детям рассказать о проделанной работе, пояснить, почему важны хорошие манеры.
Мы предполагаем, что включение детей в образовательные ситуации поможет обогатить социальные представления дошкольников за счет ознакомления с нравственными, эстетическими и этическими качествами, которые необходимы для жизни в обществе.
Литература:
- Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду / Т. И. Бабаева // Методические советы к программе «Детство»: методическое пособие. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. — С. 47–63.
- Вербенец А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие / А. М. Вербенец, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 272 c.
- Гримовская Л. М. Формирование социальной компетентности у дошкольников посредством образовательных ситуаций / Л. М. Гримовская, Е. А. Абрамкина // Аксиологические проблемы педагогики. — 2021. — № 12. — С. 35–41.
- Землянская Е. Н. Образовательные ситуации как единица событий образовательного процесса / Е. Н. Землянская // Наука и школа. — 2020. — № 3. — С. 84–90.
- Михайлова З. А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З. А. Михайлова, Л. М. Кларина. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. — 160 с.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под редакцией В. Д. Симаненко. — М.: Вентата-Граф, 2005. — 368 с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов /А. В. Хуторской. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 544 с.