Африка находится на перекрестке серьезных социально-экономических проблем и проблем в области безопасности. Столкнувшись с насущной террористической угрозой, которая процветает на преобладающей социальной нестабильности, Африканский союз (АС) принял широкий спектр правовых и организационных инструментов, чтобы остановить свою экспансию на континенте. Беспрецедентному джихадистскому прорыву, злоупотребляющему аппаратами госбезопасности, противостоит слабость механизмов, разработанных АС для противодействия террористической угрозе на региональном и континентальном уровне. Несмотря на некоторый прогресс, который можно оценить, по-прежнему существует множество недостатков, из-за которых панафриканский институт низводится до уровня слабого звена в международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Трансграничный характер угрозы требует подхода к проблеме на континентальном уровне. Но это должно быть сделано последовательно и скоординировано путем разработки подлинной стратегии борьбы с терроризмом. Кроме того, решение многих патологий, которые влияют на АС, было бы преимуществом в этой битве за то, чтобы вывести Африку из порочного круга отсутствия безопасности.
Ключевые слова: работа в альянсе, сопротивление террористическим группам, противодействие безнаказанности, ответственность политических властей за мир, региональная интеграция и мир, безопасность и мир, Африканский союз.
Africa is at the crossroads of serious socio-economic and security problems. Faced with a pressing terrorist threat that thrives on prevailing social instability, the African Union (AU) has adopted a wide range of legal and institutional instruments to halt its expansion on the continent. An unprecedented jihadist breakthrough that abuses state security apparatuses is countered by the weakness of the mechanisms developed by the AU to counter the terrorist threat at the regional and continental level. Despite some measurable progress, there are still many shortcomings that have reduced the pan-African institution to the weak link in international cooperation against terrorism. The transboundary nature of the threat requires an approach to the problem at the continental level. But this must be done in a consistent and coordinated way through the development of a genuine counter-terrorism strategy. In addition, addressing the many pathologies that affect AS would be an advantage in this battle to get Africa out of the cycle of insecurity.
Keywords: work in the Alliance, resistance to terrorist groups, countering impunity, responsibility of political authorities for peace, regional integration and peace, security and peace, African Union.
Переход от Организации африканского единства (ОАЕ) к Африканскому союзу (АС) на заре нового тысячелетия стал решающим поворотным моментом в динамике интеграции континента. Это была не просто смена названия, а реальная структурная трансформация, направленная на решение двух основных задач: дать Африке возможность играть свои карты прямо в игре глобализации и реагировать на различные кризисы, свирепствовавшие на континенте.
Через тринадцать лет после создания Африканской архитектуры мира и безопасности результатов нет. Как это ни парадоксально, воинственная динамика продолжает распространяться на значительные части Африки. Карта конфликтов и очагов напряженности значительно расширилась, умножились очаги радикализма, политическое насилие продолжает распространяться по континенту. Рост террористической угрозы в Африке подчеркивает медлительность АС перед лицом новых трансграничных угроз, которые набирают силу на континенте. Тунис, Алжир, Египет, Ливия, Мали, Нигерия, Камерун, Чад, Нигер, Сомали, Кения стали жертвами терроризма в 2015 году. Это доказательство того, что Африка становится центром транснационального терроризма. Здесь представлены все капеллы: от бегемотов салафитской галактики до террористических стартапов, стремящихся к международному статусу. Появление очагов экстремизма в Сенегале, а также теракты в Уагадугу (Буркина-Фасо) и Гранд-Бассаме (Кот-д'Ивуар) показывают масштабы угрозы, которую представляют террористические движения для африканских государств, и вызывают опасения побочный эффект, который может ввергнуть весь континент в спираль экстремистского насилия.
Терроризм не является новой угрозой для Африки, поскольку он постепенно укоренялся на континенте с начала 1990-х гг. Северная Африка была первым регионом, столкнувшимся с этой новой угрозой, сначала в качестве жертвы, но также и в качестве тыловой базы для обосновавшихся там движений. провести ряд мероприятий по набору и обучению комбатантов. Однако именно с разрушением 7 августа 1998 г. двух американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе терроризм перестал восприниматься как простое неудобство и превратился в реальную стратегическую угрозу в Африке. Через год, на 35-м саммите ОАЕ в июле 1999 г., была принята Алжирская конвенция, ставшая воплощением первого общеконтинентального соглашения о предотвращении терроризма и борьбе с ним. В этой конвенции были рассмотрены несколько моментов, в частности определение терроризма и обязательство государств: воздерживаться от любой поддержки террористических групп, принимать в своих странах законы о наказании за террористические акты, сотрудничать в борьбе с терроризмом и выдавать лиц, совершивших террористические акты. действует по запросу государства-участника.
Замечание о том, что в различных конвенциях и резолюциях о борьбе с терроризмом отсутствуют надежные механизмы обеспечения их соблюдения, коренится в слабости механизмов предотвращения, борьбы и сотрудничества между государствами-членами в области борьбы с терроризмом.
Усилия АС по предотвращению терроризма и борьбе с ним также заметны в его институциональной архитектуре и в механизмах, принятых им на континентальном и региональном уровнях.
Чтобы положить конец угрозам миру, безопасности и стабильности на африканском континенте, среди которых террористическая угроза занимает видное место, Комиссия Африканского союза — исполнительный орган организации — объединила Департамент мира и безопасности (ДМБ). в своем административном плане.
Роль ДМБ заключается в поддержке Совета мира и безопасности Африканского союза посредством реализации Общеафриканской политики обороны и безопасности, продвижения программ структурного предотвращения конфликтов, координации, гармонизации и укрепления мира и безопасности. программы в Африке, ввод в действие африканской архитектуры мира и безопасности.
Границы между террористическими группами и преступными организациями, действующими в Африке, становятся все более размытыми. Можно обоснованно предположить, что терроризм в Африке является разновидностью серьезной организованной преступности, учитывая образ действий некоторых экстремистских движений и способ их финансирования, в основном за счет контрабанды (незаконный оборот наркотиков, торговля оружием и людьми, похищения людей). Так обстоит дело со многими террористическими движениями, действующими в Сахеле. Первоначально организованные в картели, эти группы постепенно мутировали в салафитские небольшие группы благодаря оппортунистическим союзам с фанатиками в регионе. Они нашли в Джихаде платформу для придания религиозной легитимности своей практике.
Транснационализация «преступно-салафитских» или «наркотеррористических» группировок вынудила африканскую полицию задуматься о механизме расширения полицейского сотрудничества, чтобы отреагировать на угрозу, которую представляет собой эта транснациональная организованная преступность. Это размышление привело к созданию Африканского механизма сотрудничества полиции под названием «АФРИПОЛ».
Дублирование на одном и том же театре действий механизмов или инициатив, направленных на борьбу с терроризмом, связано с отсутствием общих рамок, определяющих преследуемую миссию, основных направлений или направлений вмешательства, сопровождаемых целями, четким планом, подробным план действий, услуги или инструменты, предназначенные для выполнения этих действий, ресурсы, которыми должен пользоваться каждый инструмент или услуга, график выполнения каждого вида деятельности и обязанности АС и региональных экономических сообществ. Такой подход, который имеет место на начальном этапе, обеспечивает большую читабельность и наглядность различных предпринимаемых действий и облегчает их координацию и их постоянную корректировку с учетом внутренних ограничений (слабости и недостатки механизма) и внешних ограничений (изменения, наблюдаемые на местах). Это также позволяет задействовать другие органы и специализированные учреждения Африканского союза для обеспечения оптимальной работы.
Есть регионы, в которых несколько программ, преследующих одни и те же цели в одной и той же области вмешательства, перекрываются для сдерживания одной и той же угрозы. Сахельский регион представляет собой довольно поучительный пример феномена дублирования инструментов борьбы с терроризмом. В этом регионе, страдающем от активности нескольких исламистских группировок, благодаря сотрудничеству «страны поля», объединяющей Алжир, Мавританию, Нигер и Мали, родилась первая инициатива, направленная на борьбу с терроризмом. После подписания в 2009 г. Меморандума о сотрудничестве и координации действий по борьбе с терроризмом и организованной преступностью страны в рамках этого в апреле 2010 г. создали Оперативно-штабной комитет (ОШК), отвечающий за координацию их контртеррористических военных действий.
Дублирование на одном и том же театре действий механизмов или инициатив, направленных на борьбу с терроризмом, связано с отсутствием общих рамок, определяющих преследуемую миссию, основных направлений или направлений вмешательства, сопровождаемых целями, четким планом, подробным план действий, услуги или инструменты, предназначенные для выполнения этих действий, ресурсы, которыми должен пользоваться каждый инструмент или услуга, график выполнения каждого вида деятельности и обязанности АС и региональных экономических сообществ. Такой подход, который имеет место на начальном этапе, обеспечивает большую читабельность и наглядность различных предпринимаемых действий и облегчает их координацию и их постоянную корректировку с учетом внутренних ограничений (слабости и недостатки механизма) и внешних ограничений (изменения, наблюдаемые на местах). Это также позволяет задействовать другие органы и специализированные учреждения Африканского союза для обеспечения оптимальной работы.
Есть регионы, в которых несколько программ, преследующих одни и те же цели в одной и той же области вмешательства, перекрываются для сдерживания одной и той же угрозы. Сахельский регион представляет собой довольно поучительный пример феномена дублирования инструментов борьбы с терроризмом. В этом регионе, страдающем от активности нескольких исламистских группировок, благодаря сотрудничеству «страны поля», объединяющей Алжир, Мавританию, Нигер и Мали, родилась первая инициатива, направленная на борьбу с терроризмом. После подписания в 2009 г. Меморандума о сотрудничестве и координации действий по борьбе с терроризмом и организованной преступностью страны в рамках этого в апреле 2010 г. создали Оперативно-штабной комитет (ОШК), отвечающий за координацию их контртеррористических военных действий.
Региональный подход Африканского союза в борьбе с терроризмом достаточно известен и заключается в создании или поддержке Региональных сил вмешательства (РИФ), которые подразделяются на полицейский, гражданский и военный компоненты. Мандат, возложенный на эти силы, везде одинаков, АС воспроизводит классические модели разрешения конфликтов, охватываемые жаргоном «поддержание мира» и «строительство мира». Иными словами, для этой региональной силы речь идет о: восстановлении безопасности в регионе путем силового вмешательства, содействии доставке гуманитарной помощи, восстановлении государства (если оно разваливается) или восстановлении его авторитета (если оно серая зона), реформировать армию и службы безопасности или просто усилить их возможности, облегчить оперативное взаимодействие между органами безопасности и обороны зоны вмешательства. Многонациональные смешанные силы, АМИСОМ, СКР-ЛРА, по сути, используют одну и ту же дорожную карту с небольшими различиями, связанными со спецификой контекста вмешательства.
Но помимо этого подхода, который частично отвечает потребностям на местах, следует признать, что АС демонстрирует отсутствие инноваций в своих методах вмешательства. Его действия весьма разрозненны и вряд ли вытекают из системного и методичного подхода к предупреждению терроризма и борьбе с ним. Это отчасти объясняет трудности, возникающие при координации существующих механизмов. Тем не менее, есть примеры, на которых АС мог бы учиться.
Распространение террористических движений в Африке вынудило Африканский союз вооружиться широким спектром правовых и организационных инструментов для адаптации своей архитектуры обороны и безопасности к новой трансграничной угрозе.
Несмотря на опасность, которую эта угроза представляет для Африки, она также дает африканским государствам возможность сотрудничать, затрагивая области, которые до сих пор находились под суверенитетом государств.
Под влиянием Африканского союза объединяются усилия в борьбе с терроризмом, множатся рамки сотрудничества в области безопасности, но эффективность всех этих инициатив снижается из-за отсутствия стратегической основы, которая направляет действия и пороки, присущие Панафриканское учреждение.
Используя социологический словарь, террористическая угроза в Африке — это тотальный социальный факт. То есть в данном случае своего рода патология, из которой мы можем прочитать все пороки и структурные слабости, которые влияют на континент. Терроризм, несомненно, является подходящей единицей анализа для понимания противоречий в Африке.
Однако ничего не потеряно, поскольку хорошая координация и реальная политическая воля лидеров борьбы с терроризмом позволили бы сдержать распространение этой угрозы на Африканский континент и обозначить значительный шаг в реализации идеала мирная и безопасная Африка», выраженная в Повестке дня Африканского союза на период до 2063 года.
Литература:
- Нкалво Нгула Джозеф Леа, «Африканский союз подвергается испытанию терроризмом: сильные стороны и проблемы африканской политики безопасности», Thinking Africa, Аналитическая записка № 35, апрель 2016 г.
- «Доклад Председателя Комитета по борьбе с терроризмом и насильственным экстремизмом», Найроби, 2 сентября 2014 г.
- Франсуа Судан, «Разведка: необходимо построить целую систему наблюдения», Jeune Afrique, сентябрь 2015 г.
- Нкалво Джозеф Леа, «Исламское государство в Западной Африке (бывшая Боко Харам): стратегия отвлечения внимания от нападения вооруженной коалиции», Thinking Africa, NAP № 30, август 2015 г.
- Уильям Асанво, «Террористическая угроза в Западной Африке: состояние национальных, региональных и международных мер реагирования», OVIDA, сентябрь 2012 г., стр. 33.
- https://africacenter.org/fr/focus-sur/sahel/
- https://africacenter.org/fr/programs/elaboration-de-strategies-nationales-contre-terrorisme-en-afrique/
- https://www.cairn.info/revue-afrique-contemporaine1–2004–1-page-81.htm