Цель: научить ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития самостоятельно пользоваться общественным транспортом и соблюдать правила дорожного движения.
Очень важной задачей и необходимым навыком является обучение детей безопасному поведению на улицах и в общественном транспорте. Сложно научить особого ребенка правильному поведению на дороге и в общественном транспорте, но начинать нужно как можно раньше. Также очень важно признать, что детям с тяжелыми нарушениями развития не хватает лишь теоретического понимания, вместо этого они должны применять эту информацию на практике.
Родители, которые ежедневно возят детей в реабилитационный центр на автобусах, метро и других специализированных учебных заведениях, обратились к педагогам с просьбой обучить воспитанников правилам дорожного движения, которые помогают при передвижении по городу, а также правилам пользования общественным транспортом.
Обучение детей происходило поэтапно.
Вначале в центре была проведена большая подготовительная работа, в том числе изучение наглядных пособий, основных дорожных знаков и сигналов светофора во время просмотра обучающих телепередач. На базе центра велись беседы о том, как правильно вести себя на дороге, в общественном транспорте, при оплате проезда, навыки отрабатывались в искусственно придуманных сценариях. На территории центра были отмечены пешеходные переходы, островки безопасности и дороги, а также проводились мероприятия на свежем воздухе, чтобы помочь воспитанникам лучше понять, как вести себя на дороге. После занятий, во время похода в магазин или прогулки в парк, ребята могли продемонстрировать свое понимание ПДД.
Самым важным уроком для детей было всегда держать взрослого за руку при переходе улицы и всегда следить за светофором и движущимися автомобилями, когда переход осуществляется самостоятельно.
В качестве практики мы использовали наземный общественный транспорт города, сопровождая воспитанников в типографию для применения теоретических знаний. По пути от центра до автобусной остановки воспитатель и ребенок регулярно шли пешком, соблюдая и проговаривая все правила техники безопасности, запоминали номер нужного автобуса, наблюдали, как другие пассажиры садятся и выходят из других транспортных средств на автобусной остановке. В результате воспитатель и ребенок совместно установили следующий порядок посадки в общественный транспорт: дождаться высадки пассажиров, сесть в автобус, приложить проездную карту к валидатору для оплаты, занять свободное место, если оно есть, или встать, держась за поручень, соблюдая правила поведения в общественном транспорте: разговаривать тихо, не толкаться. Вместе с воспитанниками воспитатель, находясь в салоне автобуса, следовал по пути к обозначенной остановке, вместе считали их количество, запоминали ориентиры по пути и определяли остановку, на которой необходимо было выйти.
На втором этапе обучения воспитанники самостоятельно добирались до автобусной остановки и пользовались общественным транспортом под наблюдением взрослых. Они сообщали воспитателю о своих действиях, маршруте и поведении при использовании общественного транспорта.
Родители отметили, насколько активно ребята применяли полученные знания в повседневной жизни и как это было практично.
В настоящее время учащиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития могут добираться до полиграфической мастерской на общественном транспорте под пристальным наблюдением взрослых.
Знания, «впаянные» в повседневную жизнь, облегчают соблюдение правил в любой ситуации. Ребенку будет проще вести себя правильно, если родители сами будут приучены к соблюдению правил дорожного движения, ребенок будет свидетелем этого, а также если дети будут проинструктированы о безопасном поведении на подготовительных уроках.
Чтение книг (например, «О правилах дорожного движения» Волкова, «О правилах дорожного движения» Усачева, стихотворения Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть»), отгадывание загадок и просмотр ярких изображений помогают наглядно изучить правила и отработать знания правила дорожного движения и поведения в общественном транспорте. Однако в современном мире общепринятой практикой является использование фильмов и мультфильмов на уроках в качестве наиболее ярких материалов.
Персонажи, с которыми ребенок знаком, объяснят основные правила через мультфильмы: Смешарики «Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы», «Поли и его друзья», «Робокар», «Аркадий Паровозов спешит на помощь».
Игры для закрепления
Цель игры — задействовать нейронные пути, лежащие в основе способности ребенка запоминать информацию и применять ее на практике.
Игра в песочнице «Улица нашего города». В этой игре участвуют несколько детей, для игры используем машинки, куклы, кубики и строительный материал. Взрослые создают из бумаги или картона дорожные знаки и светофор, разукрашивая из соответствующими цветами совместно с детьми, делают постройки из кубиков и строительного материала.
Вместе с детьми размещаем все объекты на песке: обозначаем дорогу, расставляем здания и дорожные знаки. Распределяем роли по желанию между детьми и взрослыми: пешеходы и водители. Проигрываем жизненную ситуацию с помощью кукол и машинок, чтобы добраться до магазина, школы или детского сада. Все это происходит в соответствии с ПДД, родители и воспитатели напоминают и проговаривают вместе с детьми все правила, контролируют их выполнение, оказывают помощь при допущении ошибок.
Игра «Магазин Детский мир» может проводиться на улице, в которой несколько детей делятся на группы, или только с одним ребенком, который будет исполнять роль по очереди.
Мелом отмечаем пешеходный переход на асфальте, можно также использовать бумажную ленту, если игра проходит дома. За перекрестком расположен магазин. Вместо прилавков с товаром дома могут использоваться диван или кровать, заполненные игрушками, а на улице — скамейка или стол.
Взрослый берет на себя роль экзаменатора и проверяет знание ребенка правил дорожного движения, задает ему вопросы, для чего нужен пешеходный переход, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу, а когда машинам можно ехать, какие знаки ему знакомы и что они означают. Цель состоит в том, чтобы дойти или доехать до магазина игрушек, соблюдая все правила дорожного движения. Для закрепления знаний дети и взрослые меняются ролями.
Помимо описанных рекомендаций (игр, мультфильмов и книг) используются множество других материалов для обучения правилам дорожного движения и использования общественным транспортом.