Процесс обучения детей с ОВЗ правилам дорожного движения и пользования общественным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 312 раз

Библиографическое описание:

Андросова, Т. В. Процесс обучения детей с ОВЗ правилам дорожного движения и пользования общественным транспортом / Т. В. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102710/ (дата обращения: 17.10.2024).



Цель: научить ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития самостоятельно пользоваться общественным транспортом и соблюдать правила дорожного движения.

Очень важной задачей и необходимым навыком является обучение детей безопасному поведению на улицах и в общественном транспорте. Сложно научить особого ребенка правильному поведению на дороге и в общественном транспорте, но начинать нужно как можно раньше. Также очень важно признать, что детям с тяжелыми нарушениями развития не хватает лишь теоретического понимания, вместо этого они должны применять эту информацию на практике.

Родители, которые ежедневно возят детей в реабилитационный центр на автобусах, метро и других специализированных учебных заведениях, обратились к педагогам с просьбой обучить воспитанников правилам дорожного движения, которые помогают при передвижении по городу, а также правилам пользования общественным транспортом.

Обучение детей происходило поэтапно.

Вначале в центре была проведена большая подготовительная работа, в том числе изучение наглядных пособий, основных дорожных знаков и сигналов светофора во время просмотра обучающих телепередач. На базе центра велись беседы о том, как правильно вести себя на дороге, в общественном транспорте, при оплате проезда, навыки отрабатывались в искусственно придуманных сценариях. На территории центра были отмечены пешеходные переходы, островки безопасности и дороги, а также проводились мероприятия на свежем воздухе, чтобы помочь воспитанникам лучше понять, как вести себя на дороге. После занятий, во время похода в магазин или прогулки в парк, ребята могли продемонстрировать свое понимание ПДД.

Самым важным уроком для детей было всегда держать взрослого за руку при переходе улицы и всегда следить за светофором и движущимися автомобилями, когда переход осуществляется самостоятельно.

В качестве практики мы использовали наземный общественный транспорт города, сопровождая воспитанников в типографию для применения теоретических знаний. По пути от центра до автобусной остановки воспитатель и ребенок регулярно шли пешком, соблюдая и проговаривая все правила техники безопасности, запоминали номер нужного автобуса, наблюдали, как другие пассажиры садятся и выходят из других транспортных средств на автобусной остановке. В результате воспитатель и ребенок совместно установили следующий порядок посадки в общественный транспорт: дождаться высадки пассажиров, сесть в автобус, приложить проездную карту к валидатору для оплаты, занять свободное место, если оно есть, или встать, держась за поручень, соблюдая правила поведения в общественном транспорте: разговаривать тихо, не толкаться. Вместе с воспитанниками воспитатель, находясь в салоне автобуса, следовал по пути к обозначенной остановке, вместе считали их количество, запоминали ориентиры по пути и определяли остановку, на которой необходимо было выйти.

На втором этапе обучения воспитанники самостоятельно добирались до автобусной остановки и пользовались общественным транспортом под наблюдением взрослых. Они сообщали воспитателю о своих действиях, маршруте и поведении при использовании общественного транспорта.

Родители отметили, насколько активно ребята применяли полученные знания в повседневной жизни и как это было практично.

В настоящее время учащиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития могут добираться до полиграфической мастерской на общественном транспорте под пристальным наблюдением взрослых.

Знания, «впаянные» в повседневную жизнь, облегчают соблюдение правил в любой ситуации. Ребенку будет проще вести себя правильно, если родители сами будут приучены к соблюдению правил дорожного движения, ребенок будет свидетелем этого, а также если дети будут проинструктированы о безопасном поведении на подготовительных уроках.

Чтение книг (например, «О правилах дорожного движения» Волкова, «О правилах дорожного движения» Усачева, стихотворения Гуриной «Непослушный пешеход», «Зебра», «Тротуар и проезжая часть»), отгадывание загадок и просмотр ярких изображений помогают наглядно изучить правила и отработать знания правила дорожного движения и поведения в общественном транспорте. Однако в современном мире общепринятой практикой является использование фильмов и мультфильмов на уроках в качестве наиболее ярких материалов.

Персонажи, с которыми ребенок знаком, объяснят основные правила через мультфильмы: Смешарики «Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы», «Поли и его друзья», «Робокар», «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

Игры для закрепления

Цель игры — задействовать нейронные пути, лежащие в основе способности ребенка запоминать информацию и применять ее на практике.

Игра в песочнице «Улица нашего города». В этой игре участвуют несколько детей, для игры используем машинки, куклы, кубики и строительный материал. Взрослые создают из бумаги или картона дорожные знаки и светофор, разукрашивая из соответствующими цветами совместно с детьми, делают постройки из кубиков и строительного материала.

Вместе с детьми размещаем все объекты на песке: обозначаем дорогу, расставляем здания и дорожные знаки. Распределяем роли по желанию между детьми и взрослыми: пешеходы и водители. Проигрываем жизненную ситуацию с помощью кукол и машинок, чтобы добраться до магазина, школы или детского сада. Все это происходит в соответствии с ПДД, родители и воспитатели напоминают и проговаривают вместе с детьми все правила, контролируют их выполнение, оказывают помощь при допущении ошибок.

Игра «Магазин Детский мир» может проводиться на улице, в которой несколько детей делятся на группы, или только с одним ребенком, который будет исполнять роль по очереди.

Мелом отмечаем пешеходный переход на асфальте, можно также использовать бумажную ленту, если игра проходит дома. За перекрестком расположен магазин. Вместо прилавков с товаром дома могут использоваться диван или кровать, заполненные игрушками, а на улице — скамейка или стол.

Взрослый берет на себя роль экзаменатора и проверяет знание ребенка правил дорожного движения, задает ему вопросы, для чего нужен пешеходный переход, на какой сигнал светофора можно переходить дорогу, а когда машинам можно ехать, какие знаки ему знакомы и что они означают. Цель состоит в том, чтобы дойти или доехать до магазина игрушек, соблюдая все правила дорожного движения. Для закрепления знаний дети и взрослые меняются ролями.

Помимо описанных рекомендаций (игр, мультфильмов и книг) используются множество других материалов для обучения правилам дорожного движения и использования общественным транспортом.

Основные термины (генерируются автоматически): общественный транспорт, дорожное движение, ребенок, автобусная остановка, игра, правило, безопасное поведение, пешеходный переход, повседневная жизнь, строительный материал.


Похожие статьи

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности

Профессиональная подготовка специалистов автотранспортного комплекса и обеспечение безопасности дорожного движения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Похожие статьи

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста в рамках различных видов детской деятельности

Профессиональная подготовка специалистов автотранспортного комплекса и обеспечение безопасности дорожного движения

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения посредством проектной деятельности

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Оперативное информирование участников учебного процесса в условиях дистанционного и смешанного обучения

Приёмы и методы внеурочной подготовки обучающихся к ГИА (ЕГЭ и ОГЭ)

Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Задать вопрос