В статье автор рассматривает теоретические основы, характерные особенности когнитивных процессов, закономерности развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста 6–7 лет с задержкой психического развития (ЗПР).
Ключевые слова : задержка психического развития, фонематические процессы, дошкольное образование.
Современные нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание воспитания и обучения дошкольников, предъявляют высокие требования к сформированности речи у детей.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из целевых ориентиров, относящихся к речевому развитию детей, является овладение речью как средством общения и культуры [1].
Для дальнейшего усвоения программы начальных классов школы, дошкольникам необходим высокий уровень речевого развития. Недостаточный уровень развития речи оказывает отрицательное влияние на усвоение чтения и письма.
Задержка психического развития (ЗПР) — временное отставание в развитии психики в целом или отдельных ее функций, характеризующееся недостаточным уровнем развития внимания, памяти, мышления, моторики, речи, регуляции и саморегуляции поведения, неустойчивостью эмоций, и в дальнейшем плохой успеваемостью в школе проявляющиеся в незрелости эмоционально-волевой сферы у детей, которые могут быть преодолены с помощью специально организованного воспитания и обучения. [12].
В. И. Лубовский определяет детей с задержкой психического развития как таких, которые отстают в развитии, но которые имеют потенциальные возможности интеллектуального развития. Он отмечает, что задержка психического развития преодолевается тем успешнее, чем более адекватно создаются специальные условия обучения и развития [8].
Т. В. Алейников утверждает, что понятие «задержки психического развития» нужно употреблять по отношению к детям с минимальными органическими нарушениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. [3].
Анализируя проблему ЗПР, Е. Н. Инденбаум неоднократно говорил об относительном сохранении практического интеллекта детей с ЗПР. Дети с ЗПР учитывают свойства предметов в непосредственной практической деятельности, но испытывают трудности при необходимости проанализировать, обобщить опыт своей работы, четко осознать ее результаты, перенести усвоенный способ действия в аналогичную ситуацию. Поэтому новое действие сначала должно выполняться ребенком в максимально развернутом практическом виде, в максимально возможном количестве конкретных ситуаций [6].
Снижение психической активности детей с ЗПР как первичный дефект, приводит к недостаточности когнитивных процессов, к трудностям в формировании социальных потребностей и познавательных интересов и учебной деятельности в будущем [4].
Н. В. Голованова и З. А. Абасалиева говорят, что одной из основных особенностей психических процессов у детей с ЗПР следует назвать нарушение внимания, проявляющееся в таких свойствах, как распределяемость, переключаемость и избирательность. Также З. А. Абасалиева пишет о том, что дети с ЗПР в принципе дезорганизованы из-за неумения сконцентрировать внимание на зрительном объекте, рассеяны [5], [2].
Автор предполагает у детей с ЗПР:
— астенические явления, которые наблюдаются у таких детей;
— несформированный механизм произвольности й детей с ЗПР;
— несформированный механизм мотивации — такие дети хорошо концентрируют внимание, однако только на том, что им интересно, если объект выпадает из поля их интереса, внимание будет нарушено [2].
Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают, что уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, У. В. Ульенкова и др.).
У детей этой категории детей оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне, что, в свою очередь, ограничивает возможности осознания сложных языковых закономерностей. Дети с ЗПР плохо овладевают грамматическими конструкциями. [9].
Овладение произношением фонем предполагает сопряженную деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников с ЗПР.
Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. У детей с задержкой психического развития нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Недоразвитие слухового восприятия звуков стимулирует нарушение звукопроизношения, что в свою очередь, приводит к нарушенному фонематическому восприятию [11].
Для дошкольников с ЗПР характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. На первом месте среди звукопроизносительных расстройств находятся дефекты произношения сонорных звуков, далее следуют дефекты произношения свистящих и шипящих звуков. Преобладающими являются смешения звуков. Нарушение произношения свистящих связывают преимущественно с нарушением речеслухового анализа. Работу по постановке и автоматизации звуков затрудняет повышенная истощаемость нервных процессов и недостатки произвольной регуляции речевой деятельности.
Среди дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза много детей с дизартрией, имеющих склонность к раздражительности, изменениям настроения. Эти дети отличатся нарушениями общей и артикуляционной моторики и дискоординации. В будущем в школе у детей формируется плохой почерк.
Несформированными в нормальные возрастные сроки бывают такие важные компоненты речи, как фонематический анализ и синтез. Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникнуть серьезные затруднения при овладении грамотой. При нарушении фонематического слуха возникают определенные затруднения в понимании устной речи, ошибки при чтении и письме.
С учетом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет три группы детей с задержкой психического развития:
У детей имеется изолированный фонетический дефект. Причина, как правило, в недостаточности артикуляционного аппарата и недостаточности речевой моторики. К этой группе можно отнести 24,7 % детей.
Дети имеют фонетико-фонематические нарушения. Не произносят звуки из 2–3 фонетических групп, часто заменяют их на сходные по произношению. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. У детей данной группы также отмечаются нарушения письменной речи (чтения и письма). На письме много ошибок: замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, неправильное оформление предложения. Это 52,6 % детей с ЗПР, имеющих нарушения речи.
Все вышеперечисленные особенности развития фонематических процессов влияют на формирование письменной речи. Примерно у 70 % младших школьников с ЗПР наблюдаются затруднения в процессе овладения письмом и чтением. У большинства из них эти затруднения переходят в стойкие дисграфию и дислексию [7].
Так, у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонетической стороны речи. Задержка в формировании фонетического уровня у дошкольников с ЗПР к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению [10].
Литература:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ред. от 21.01.2019). https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
2. Абасалиева З. А. Особенности внимания детей с ЗПР / З. А. Абасалиева. // Наука и общество: проблемы современных исследований. ХII Международная научно-практическая конференция: сборник статей в 2 ч. — Ч. 2; под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. — Омск: Изд-во ОмГА, 2018. — 136 с.: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027125
3. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология: учебное пособие / Т. В. Алейникова.- Ростов-на Дону: Феникс, 2018.- 285 с.
4. Выготский Л. С. Воображение в детском творчестве / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 2019. — 190 с.
5. Голованова Н. В. Социализация и воспитание ребенка с ЗПР / Н. В. Голованова. — СПб.: Речь, 2018. — 324 с.
6. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. -: https://pedlib.ru/Books/7/0020/index.shtml
7. Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, СВ. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004\_— 303 с. — (Коррекционная педагогика). https://perviydoc.ru/
8. Лубовский В. И. Специальная психология / В. И. Лубовский. — М.: Академия, 2017. — 274 с.
9. Нищева Н. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Р. Нищева. — М.: Детство-Пресс, 2020–40 с.
10. Прохоров А. О., Габдреева Г. Ш. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / Под ред. А. О. Прохорова. — СПб.: Речь, 2019. — 480 с.
11. Странадко М. В. Особенности формирования фонематического слуха у детей с задержкой психического развития / М. В. Странадко. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 146–149. https://moluch.ru/
12. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. псих. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Академия, 2019. — 416 с.