В статье проанализированы проблемы применения мер административной ответственности к несовершеннолетним лицам. Выделены основные проблемы в вопросах связанных, с применением мер административной ответственности в правонарушениях, связанных с мелким хулиганством; употреблением различных наркотических средств и психотропных препаратов. Исследованы вопросы, связанные с минимальным возрастом административной ответственности несовершеннолетних. Были представлены аргументы в пользу неэффективности таких мет административной ответственности как, административный штраф и административный арест
Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, административное наказание, правонарушения, КоАП, мера административной ответственности, административный арест, административный штраф.
The article analyzes the problems of applying measures of administrative responsibility to minors. The main problems are identified in matters related to the application of measures of administrative responsibility in offenses related to petty hooliganism; the use of various narcotic drugs and psychotropic drugs. Issues related to the minimum age of administrative responsibility of minors are investigated. Arguments were presented in favor of the ineffectiveness of such methods of administrative responsibility as an administrative fine and administrative arrest.
Keywords: juvenile offenders, administrative punishment, offenses, Code of Administrative Offenses, measure of administrative responsibility, administrative arrest, administrative fine.
На данном этапе развития общества и государства очень современными проблемами в области административного права являются, проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности. С несовершеннолетними правонарушителями необходимо бороться, так как по статистике 40 % правонарушений в РФ, совершаются несовершеннолетними. Также необходимо заметить, что несмотря на то, что «Кодекс РФ об административных правонарушениях» [4] часто подвергается реформированию, он не регулирует необходимым образом институт административной ответственности несовершеннолетних.
Важно отметить, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее КоАП) нет законодательного закрепления определения «административная ответственность». Однако ст. 2.3 КоАП определяет несовершеннолетних, в качестве специального субъект административной ответственности. Согласно ст. 2.3 КоАП РФ: «административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».
Дела об административных правонарушениях, совершенных лицами не достигшими возраста совершеннолетия, могут рассматриваться Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их права. ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» [5] закрепляет полномочия КПДН по назначению к несовершеннолетним административного наказания. Тщательно рассмотрев различные меры ответственности несовершеннолетних, мы пришли к выводу, что чаще всего к ним применяется предупреждение и административный штраф. Административным законодательством не предусмотрены отдельные инструменты воздействия для несовершеннолетних. В таком случае применяются некоторые наказания, закрепленные в ст. 3.2 КоАП, и правоприменитель сталкивается с определенными проблемами. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее важной проблемой, вокруг которой происходят, множество дискуссий правоведов является возраст несовершеннолетнего правонарушителя, который препятствует полной реализации целей наказания. А в определенных случаях полное его отсутствие в связи с привлечением к ответственности законных представителей. Рост числа случаев совершения правонарушения несовершеннолетними, подталкивает законодателя задуматься о необходимости изменения возрастных ограничений административной ответственности несовершеннолетних. В качестве примера следует привести мнения ученых-правоведов в области административного права: Л. Б. Антонова и Н. В. Полякова считают, что снижение возраста административной ответственности для несовершеннолетних является рациональным решением для предотвращения роста числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, так как: «опасность и противоправность которых очевидно должны осознаваться большинством подростков уже в раннем возрасте». [6, 166]
Проиллюстрируем данную проблему на примере трудностей назначения для несовершеннолетних административного наказания за совершение мелкого хулиганства. Исходя из ч. 1. ст. 20.1 КоАП под мелким хулиганством следует понимать: «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. За данное правонарушение исходя из ст. 2.3 КоАП предполагается наказание для лиц, достигших 16-летнего возраста.
Также необходимо отметить, что последствием совершения мелкого хулиганства являются достаточно суровые виды административного наказания, а именно штраф и административный арест, что же касается применения административных мер воздействия, то следует отметить, что к несовершеннолетним административный арест не применяется. Если обратиться к мнению законодателя в этом вопросе, то стоит отметить, что административный арест применяется только к лицам, достигшим 18-летнего возраста.
Относительно административного штрафа, мнения ученных разняться по этому поводу. Одни считают, что административный штраф является вполне эффективным наказанием, посредством которого реализуется цель административного наказания как «покарать правонарушителя». Другая половина правоведов придерживается такого мнения, что административный штраф не является эффективной мерой административного наказания для несовершеннолетних правонарушителей. Например, А. Я. Сеньчура, считает, что «штраф является самым мягким видом наказания в системе наказаний». [8, с. 242]. Так как штраф, как мера административной ответственности может применятся в случае наличии у несовершеннолетнего правонарушителя своего имущества. Но также исходя из ст. 32.2 КоАП следует, что административный штраф назначается и тогда, когда правонарушитель не обладает имуществом, в такой ситуации административный штраф взыскивается с родителей. В такой ситуации несовершеннолетний правонарушитель фактически остается безнаказанным. В качестве решения данной проблемы многие правоведы в области административного права предлагают: введение обязательных работ.
К примеру, А. А. Беженцев считает: «принятие таких мер принудительного воздействия явилось бы действенным средством воспитания и уважительного отношения к труду несовершеннолетних». [1, с. 24]. Для осуществление данной меры необходимо внести изменения в правоприменительную практику, использования механизмов, вышесказанного вида административной ответственности.
Очередной трудностью установления мер административной ответственности к несовершеннолетним является присутствие в административной нормативно-правовой базе пробелов, а также противоречий. К примеру, за употребление наркотических средств без назначения врача ответственность предусматривается для лиц, достигших возраста 16 лет. Однако в соответствие со ст. 20.22 КоАП: «предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за данное неправомерное поведение несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, в общественных местах». [3, с. 91].
Среди проблем применения мер административной ответственности к несовершеннолетним, можно также выделить затруднения в привлечении несовершеннолетних лиц, имеющих иностранное гражданство к административной ответственности. КоАП не регулирует данную сферу.
В заключение стоит сделать определенные выводы:
- В КоАП следует закрепить основы регулирования административной ответственности несовершеннолетних, а именно предусмотреть понятие, особенности применения к данным субъектам мер административной ответственности.
- Законодателю следует задуматься о рациональности использования такой меры административной ответственности, как обязательные работы.
- Усовершенствовать административное регулирование в сфере привлечения несовершеннолетних к ответственности за совершение таких правонарушений как, употребление наркотических средств и мелкое хулиганство.
- Законодательно урегулировать вопросы связанные с административной ответственность несовершеннолетних иностранных граждан и лиц без гражданства.
Литература:
- Беженцев А. А. Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. — 2012. — № 1. — С. 23–24.
- Ирлицин В. И., Суслова Г. Н. Проблемы применения мер административного принуждения к несовершеннолетним лицам и их законным представителям // Концепт. — 2014. — № 12 (декабрь).
- Кайнов В. И. Актуальные проблемы привлечения несовершеннолетних лиц к административной ответственности // Актуальные проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. А. Смирновой. Псков. — 2015. — С. 88–92.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195- ФЗ (в ред. от 30 окт. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федер. закон Рос. Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 26, ст. 3177.
- Полякова Н. В., Антонова Л. Б. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних // Вестник ВИ МВД России. 2016. № 1.
- Сеньчура А. Я. Об эффективности наказаний несовершеннолетних // Молодой учёный. — 2017. — № 9 (143). — С. 242–244.