В статье представлен краткий анализ рынка предоставления образовательных услуг языковых школ. Проведен опрос населения с целью выявления причин их выбора языковой школы и показан анализ ценовых политик основных конкурентов. Описаны основные моменты реализации бизнес-проекта языковой школы.
Ключевые слова: курсы английского языка, языковая школа, рынок образовательных услуг, бизнес.
Образовательные услуги и в частности изучение иностранных языков на сегодняшний день является довольно востребованной услугой [1]. В данной статье речь пойдет о создании языковой школы (английский язык) в г. Астана. Английский язык в Казахстане набирает популярность, его внедряют в рамках полиязычия во всех средних школах по стране, всё чаще при поиске работы люди соискатели сталкиваются с требованиями хотя бы базового знания английской языка, а в некоторых случаях требуется как минимум средний уровень владения. В университетах некоторые предметы стали преподаваться на английском языке, при этом профессорско-преподавательский состав пока ещё не полностью владеет им на должном уровне, чтобы преподавать свои дисциплины. Английский язык является также в мире языком науки и технологий [2]. Поэтому можно отметить, что английский язык стал третьим по значимости языком среди населения Казахстана после казахского и русского языка. Эти три языка стали своеобразным минимальным набором, которым должен обладать человек, который стремиться развиваться [3].
Владение иностранным языком, а как минимум английским является неотъемлемой частью развития человеческого капитала в современных условиях. Являясь открытой страной для иностранного капитала и взаимодействия, создаются большое количество зарубежных предприятий, в которых возрастает потребность в сотрудниках, которые владеют языком и могут решать профессиональные задачи, используя его.
Огромный спрос на изучения английского языка способствовал появлению множества языковых школ разного формата и уровней, включая как преподавателей местных, так и носителей языка. Кроме этого, с развитием коммуникационных технологий и стремления бизнеса масштабироваться активно используются онлайн технологии обучения языка, а также разрабатываются крупными языковыми школами мирового масштаба интерактивные уроки и задания. Стоит отметить довольно высокую конкуренцию на данном рынке образовательных услуг. Но если четко определить свою целевую аудиторию и их проблемы при изучении языка, то можно построить успешный бизнес-проект на этом конкурентном рынке.
Поэтому в рамках настоящего исследования автор проводил мини опрос среди населения города. В генеральную выборку опроса отбирались респонденты, которые ранее уже имели опыт изучения английского языка в школах города Астана. Целью данного опроса было найти проблемные вопросы при изучении языка среди тех, кто уже пытался изучить его. Кроме этого, важно было определить, на какой фактор больше всего обращали внимание респонденты, когда выбирали языковую школу, и какую цель преследовали. А также в результате анализа опросов предполагалось оценить приоритетные направления развития школы. В итоге было опрошено 100 человек от 18 до 40 лет, проживают в городе Астана.
Кроме опроса проводилось кабинетное исследование, и изучалась статистика по образовательным услугам и расходам населения на эти услуги. В последние два-три года во всем мире и в Казахстане наблюдается высокая инфляция, особенно на продовольственные товары. В связи с этим из-за снижения реальных доходов население стало меньше тратить денег на другие платные услуги. Так по данным статистики в 2017 году на платные услуги население в г. Астана тратило в среднем 29,4 %, а в 2021 году этот показатель снизился до 22,2 %. При этом, что номинальные денежные доходы семьи за этот период вырос с 227000 тенге в 2017 году до 344691 тенге в 2021 году.
Рис. 1. Расходы населения г. Астана на образовательные услуги и средний доход населения
Далее в исследовании проводился анализ цен на услуги дополнительного образования, так как отдельно по языковым курсам статистика на государственном уровне не ведется. Инфляция в разных регионах была на разном уровне. Но в среднем можно отметить, что она находилась в диапазоне от 5 % до 10 %. Например, по данным за 2021 год по сравнению с 2020 годом в г. Астана уровень инфляции на эти услуги составил 10,1 %, а в г. Алматы этот показатель составил 4,4 %, в Шымкенте 5,8 % [4].
Социокультурные и демографические факторы благоприятно влияют на развитие данного проекта в этом регионе. Во-первых, столица является деловым и культурным центром страны, во-вторых, население в городе растет быстрыми темпами и по данным на 1 января 2023 года составила 1354 тысяч человек.
Анализ конкурентов и их ценовых политик показал, что средняя стоимость урока с носителем составляет примерно 7 тысяч тенге в час. Индивидуальные занятия с местными преподавателями от 4,5 до 5 тысяч тенге в час. Групповые занятия оцениваются в диапазоне от 2 до 3,5 тысяч тенге. Анализ цен основных конкурентов представлен на рис. 2.
Рис. 2. Анализ цен основных конкурентов
Приведем некоторые результаты опроса. Опрос проводился через гугл формы. Выяснилось, что почти половина респондентов желали бы делать упор на изучении и практики разговорной речи.
Рис. 3. Ответы респондентов: Выбор самого важного навыка владения языком
Кроме этого, большинство потенциальных клиентов главным фактором выделяют то, чтобы обучение у них вел преподаватель, являющийся носителем языка (около 35 %). На втором месте (около 25 %) по значимости факторов при выборе школы выступает фокус курса на развитие конкретного навыка.
Рис. 4. Какой фактор при выборе языковой школы был для Вас главным?
Проведя анализ рынка, изучив спрос и предложение, было принято решение составить бизнес-план проекта. Акцент в проекте был сделан на привлечение на начальном этапе двух носителей языка и трех местных преподавателей. Сконцентрироваться на взрослом население, так как для детей в городе существует много разных языковых курсов, а для взрослых намного меньше. В связи с этим был выбран соответствующий график работы с 7 утра до 10 утра и с 18:00 до 22:00 вечером. В остальное время проводились индивидуальные занятия или онлайн. Предполагается, что работать языковая школа будет 6 дней в неделю, и выходной день будет вторник или другой будний день. Но выходные дни будут обязательно заполнены уроками, так как взрослое население в будние дни занято и предпочитает заниматься с преподавателем в выходные.
Занятия в школе планируется проводить как оффлайн, так и онлайн. Для онлайн задействованы дополнительно другие преподаватели, которые физически находятся в других городах и странах. Окупаемость проекта ожидается в первые два года. Первоначальные инвестиции составят около 60 млн. тенге.
Литература:
1. Булганина С. В. и др. Исследование факторов формирования спроса на изучение курсов английского языка //Московский экономический журнал. — 2020. — №. 3. — С. 549–554.
2. Васильева Е. А. Преподавание английского языка для специальных целей в свете развития движения «Worldskills» //Педагогика и психология как основа развития современного общества. — 2019. — С. 25–28.
3. Мантаева Майра Куановна, Куатбек Гулнар Куатбековна, Амангосов Ерболат Кабенович Долгосрочный стратегический план Казахстана в сфере развития полиязычия граждан // International scientific review. 2016. № 2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnyy-strategicheskiy-plan-kazahstana-v-sfere-razvitiya-poliyazychiya-grazhdan (дата обращения: 14.05.2023).
4. Статистические данные Бюро национальной статистики АСПиР РК / https://stat.gov.kz