Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение культурного единства и многообразия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Алиев, Д. А. Первая Олимпиада искусств народов Закавказья: воплощение культурного единства и многообразия / Д. А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 665-666. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102728/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова: национальные меньшинства Азербайджана, талышская культура, талышское искусство, талышский музыкальный фольклор, Миргусейн Талышинский

В 1934 году в Тифлисе, столице Закавказья, произошло историческое событие, которое стало вехой в культурной жизни региона. С 30 мая по 2 июня прошла первая Олимпиада искусств народов Закавказья, собравшая под своим крылом почти все национальные меньшинства этого многонационального региона. Несмотря на то, что СМИ того времени часто называли эту Олимпиаду «первой», отражая ее масштаб и значимость, ежегодное проведение подобных музыкальных фестивалей казалось заложенным в планах руководства страны.

Однако Закавказская федерация была распущена в 1936 году и все 3 республики вошли в состав СССР как самостоятельное политическое образование, а художественные олимпиады больше не проводились.

Одно из народностей, активно участвовавших в этом историческом событии, были талыши, представители этой уникальной культуры, наследие которой до сих пор вдохновляет и поражает своим многообразием.

Следует отметить, что власти охарактеризовали этот музыкальный праздник как национальную фольклорную олимпиаду, поскольку в программе главенствующее место занимали народные музыкальные проявления, танцы, хоровые песни, сольные выступления и другие аспекты фольклора. Большинство народов, проживающих в Закавказье, включая талышей, тюрков, курдов, аварцев, азги, грузин, армян, айсоров, аджаров, атаров, сванов, мигре, меретов, рачей, мегрелов, каргалин-кахетинцев, курдов-езидов, айсоров, хевсоров, карталинцев, аджарцев, абхазов и других, принимали участие в олимпиаде.

Общее число участников олимпиады варьировалось от 1300 до 1900, представляя 17 национальностей и 164 коллектива Закавказья. Интересно отметить, что олимпиада привлекла не только представителей художественной сферы, но и Красную Армию, которая участвовала с численностью около 400 человек.

Заслуживает внимания тот факт, что трио Талышского хора представляло команду Аздивизии, которая состояла из 150 человек. Команда Аздивизии включала певцов, артистов, музыкантов и других участников.

Для участия в Олимпиаде в Азербайджане на конкурсном основе из 280 музыкальных коллективов были отобраны 8. Кроме этого, 10 лучших коллективов самодеятельности представляли профсоюз республики. Также на Олимпиаде свое мастерство показали 17 театральных коллективов.

В рамках Первой Олимпиады искусств народов Закавказья Азербайджан представил 300 участников, включая известных деятелей искусства, таких как Бюльбюль, Джаббар Гарьягды, Шавкет Мамедова, Гурбан Пиримов (тар), Самвел Григорян (каманче), Сеид Шушинский и Хагикат Рзаева.

В дни олимпиады в Тифлисе были организованы различные художественные и изобразительные выставки, а также показаны театральные постановки. Председателем оргкомитета Олимпиады был Филипп Махарадзе, председатель ЦИК Закфедерации.

Согласно описанию в газетах «Заря Востока», «Бакинский рабочий», «Восточный рубеж» и других, открытие арт-фестиваля было впечатляющим для того времени: на улицах города звучали трубачи, армейские оркестры, проходили конные упряжки, а участники были нарядно одеты. Во время открытия самолеты кружили над городом, разбрасывая поздравительные листовки.

Выступления лучших коллективов были записаны на аудио и видео с помощью сотрудников Тифлисской консерватории. Вероятно, эти записи можно найти и изучить в государственных архивах Грузии.

По единогласному решению жюри, 30 коллективов были награждены I степенью, 25 коллективов — II степенью, 12 коллективов — III степенью почетной грамотой ЦИК Закавказья. Кроме того, 10 участникам были вручены похвальные грамоты.

На Олимпиаде было распределено общее количество денежных премий в размере 25 тысяч рублей среди 53 участников.

Талышский хор под руководством Народного артиста Азербайджана Гусейнгулу Сарабского и ансамбль лезгинского танца Азербайджанской дивизии были удостоены Почетной грамоты Олимпиады.

Малека Елизарова из Кубинского района Азербайджанской ССР, исполняющая на гармони татский народный танец, курдский народный ансамбль из Лачинского района и аварский танцевальный ансамбль из Закатальского района были награждены Почетной грамотой I степени Олимпиады, а также получили различные денежные премии.

Среди обладателей Почетной грамоты I степени также были Хагикат Рзаева, Гурбан Пиримов, Хан Шушинский, Джаббар Гарьягды, ашук Мамед Гасанов (Гянджа) и Восточный оркестр при Клубе тюркских женщин им. Али Байрамова.Хагикат Рзаева, Гурбан Пиримов, Хан Шушинский, Джаббар Гарьягды, ашук Мамед Гасанов (Гянджа) и Восточный оркестр при Клубе тюркских женщин им.Али Байрамова.

Представленная в газете «Ашкарлыг», издаваемой в Ленкоране, а также в книге «M.Talışlı,E.Əhədov.Lənkəran: ensiklopedik məlumat», свидетельствует о присутствии выдающегося деятеля Талышского региона Азербайджана, Миргусейна Талышинского (1895–1956) на Первой Олимпиаде искусств народов Закавказья. Он, самоотверженный интеллигент, посвятивший всю свою жизнь развитию национальной культуры, образования и искусства, приехал в Тифлис в качестве руководителя талышского хорового коллектива. В связи с особыми обстоятельствами советского периода, Миргусейн Талышинский сменил свою фамилию на Гусейна Атакишиева.

Данные сведения, приведенные в указанных источниках, расширяют наше понимание участия Миргусейна Талышинского в Олимпиаде искусств.

Первая Олимпиада искусств народов Закавказья стала значимым событием в культурной и исторической жизни региона. Этот фестиваль подчеркнул важность культурного наследия каждой из национальностей Закавказья и показал, что многоликость культурных традиций не является препятствием для установления дружественных отношений между народами.

Резюмируя вышеуказанную статью, можно сделать следующие выводы:

Первая Олимпиада искусств народов Закавказья, которая проходила в Тифлисе с 30 мая по 2 июня 1934 года, была организована в виде национальной фольклорной олимпиады, где народные музыки, танцы, хоровые песни и сольные выступления занимали главное место. В мероприятии приняли участие почти все национальные меньшинства Закавказья, включая талышей.

Олимпиада собрала от 1300 до 1900 участников, представлявших 17 национальностей и 164 коллектива. Важно отметить, что на мероприятии также приняли участие представители Красной Армии. Значительные усилия были приложены для документирования выступлений, и лучшие выступления были записаны на аудио и видео.

Значимость участия талышского хора и других азербайджанских коллективов подтверждается награждением ими Почетной грамоты Олимпиады. Также были вручены денежные премии суммарной стоимостью 25 тысяч рублей среди 53 участников. Дополнительная информация указывает на участие Миргусейна Талышинского, выдающегося деятеля Талышского региона Азербайджана, в роли руководителя талышского хорового коллектива. Его самоотверженный вклад в развитие национальной культуры и искусства остается значимым в советский период.

В целом, Первая Олимпиада искусств народов Закавказья была зрелищным и значимым событием, способствующим продвижению и популяризации национальных культур и искусства региона.

Литература:

  1. Газета «Коммунист»,(Баку) 31.05.1934;03.06.1934; 04.06.1934; 05. 06.1934; 06.06. 1934.
  2. Газета «Бакинский рабочий» 31.05.1934;03.06.1934; 04.06.1934; 05. 06.1934; 06.06. 1934.
  3. Газета «Заря Востока» (Тифлис) 31.05.1934;03.06.1934; 04.06.1934; 05. 06.1934; 06.06. 1934.
  4. M.Talışlı,E.Əhədov.Lənkəran: ensiklopediк məlumat.Bakı,2007.стр 58
  5. Q.Atakişiyev.˝Hüseyn-125˝, Məşəl журнал,№ 1, 2020 г.
  6. Etibar Əhədov, Cahangir İbrahimov. ˝Seminariyadan kollecə˝ B.2004
Основные термины (генерируются автоматически): Олимпиада искусств народов Закавказья, олимпиада, талышский хор, Тифлис, Восточный оркестр, историческое событие, Красная Армия, национальная культура, национальная фольклорная олимпиада, Почетная грамота.


Ключевые слова

талышская культура, национальные меньшинства Азербайджана, талышское искусство, талышский музыкальный фольклор, Миргусейн Талышинский

Похожие статьи

Махтумкули Фраги — поэт-просветитель

Культурологический подход к изучению литературного прошлого города Гянджи XIX века

О педагогических основах исследования литературного наследия города Гянджи

Значение и сохранение традиционного танцевального искусства. Танцевальное фольклорное искусство на территории Сурхандарьинского региона

Кавказ в творчестве Эркина Вахидова

Данная статья о великом Узбекском поэте Эркине Вахидове, о его творчестве. О том как великий поэт описывает природу, художественные картины и. т.д.

Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане

В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитов...

К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии

На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Научно-исследовательский кабинет музыки и талышский музыкальный фольклор

Талышский музыкальный фольклор включающие в себе уникальные мелодии, ритмы и тексты представляет собой духовное наследие, отражающее истории, традиции и образ жизни талышского народа. Живя на протяжении столетий бок о бок, они впитали в себя что-то и...

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале

Созданный в 2008 году фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи» стал знаковым событием культурной жизни Дагестана. Социальные приоритеты Фестиваля — образование и просвещение — вызваны необходимостью формировать актуальную культурную...

Похожие статьи

Махтумкули Фраги — поэт-просветитель

Культурологический подход к изучению литературного прошлого города Гянджи XIX века

О педагогических основах исследования литературного наследия города Гянджи

Значение и сохранение традиционного танцевального искусства. Танцевальное фольклорное искусство на территории Сурхандарьинского региона

Кавказ в творчестве Эркина Вахидова

Данная статья о великом Узбекском поэте Эркине Вахидове, о его творчестве. О том как великий поэт описывает природу, художественные картины и. т.д.

Роль личностей в становлении профессионального искусства в Казахстане

В статье рассмотрена роль личностей в становлении профессионального искусства Казахстана. Речь идет о таких известных личностях, как общественный деятель Т. К.Жургенов и первых артистах музыкального театра К. Жандарбекове, К. Байсеитове, К. Байсеитов...

К вопросу об исследовании образов классиков азербайджанской поэзии

На основе исследования важных произведений культуры Азербайджана была изучена проблема отражения образов классиков отечественной литературы, в особенности поэзии в искусстве в период ХХ века.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

В статье рассматривается проблема развития национальных художественных школ в годы независимости в Узбекистане, восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развитие различных направлений националь...

Научно-исследовательский кабинет музыки и талышский музыкальный фольклор

Талышский музыкальный фольклор включающие в себе уникальные мелодии, ритмы и тексты представляет собой духовное наследие, отражающее истории, традиции и образ жизни талышского народа. Живя на протяжении столетий бок о бок, они впитали в себя что-то и...

Фестиваль академической музыки как форма музыкального просветительства: «Порт-Петровские ассамблеи» в Махачкале

Созданный в 2008 году фестиваль академической музыки «Порт-Петровские ассамблеи» стал знаковым событием культурной жизни Дагестана. Социальные приоритеты Фестиваля — образование и просвещение — вызваны необходимостью формировать актуальную культурную...

Задать вопрос