Данная статья раскрывает роль дополнительного образования в нашей стране, рассматривает целевую модель развития региональных систем допобразования, освещает актуальные проблемы, задачи и пути их решения на государственном уровне.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, повышение качества.
Система дополнительного образования детей в России имеет вековую историю, являясь неотъемлемой составляющей общего образования. Нельзя не отметить её уникальность, потому как ни в одной другой стране на государственном уровне не ставится приоритетной задачей развитие дополнительного образования детей (далее — ДОД).
Правительством РФ в марте 2023 года определена Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Первоочередная задача, поставленная перед субъектами РФ — планомерное увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием.
Внедрена целевая модель развития региональных систем ДОД, включающая в себя:
– сеть региональных модельных центров ДОД;
– сеть муниципальных опорных центров ДОД;
– персонифицированный учет обучающихся;
– персонифицированное финансирование ДОД;
– региональные навигаторы ДОД;
– обновление содержания программ;
– доступность ДО для детей с различными образовательными потребностями.
Регистрация детей в региональных навигаторах позволяет вести персонифицированные учет и финансирование, обеспечивая доступность и повышение качества дополнительных общеобразовательных программ. На сегодняшний момент региональные навигаторы функционируют во всех субъектах Российской Федерации, они помогают выбрать дополнительную программу и оплатить обучение. Региональные навигаторы синхронизированы с федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу.
При государственной поддержке динамично развивается современная высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленностей, ежегодно вовлекая в свою деятельность более 1,5 млн. детей.
С 2019 года ведется активная работа по укреплению материально-технической базы ДШИ (в соответствие с федеральными государственными требованиями к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств) — школы оснащаются новыми музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами, проводится капитальный и косметический ремонт зданий.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил статус ДШИ как первой ступени трехуровневой системы подготовки творческих кадров. Министерство культуры РФ регламентировало порядок осуществления образовательной деятельности ДШИ, призванный обеспечить сохранность уникальной отечественной системы начального обучения детей различным видам искусства и преемственность образовательных программ в сфере культуры и искусства всех уровней.
Вместе с тем, в системе дополнительного образования остается ряд нерешенных проблем:
– недостаточное межведомственное и межуровневое взаимодействие в регионах;
– сокращение сети организаций ДОД;
– неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей ребенка;
– несоответствие материально-технической базы, содержания и методов обучения, профессионального уровня педагогов темпам развития науки, техники, культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
– дефицит кадров, в том числе в сельской местности; старение квалифицированных педагогических кадров;
– ограниченная доступность инфраструктуры ДОД для различных категорий детей (в особенности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов);
– неэффективность вклада ДОД в реализацию приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
– недостаточный вклад ДОД в профилактику и преодоление школьной неуспешности;
– недостаточное интегрирование дополнительного и общего образования;
– недостаточное количество негосударственных организаций ДОД;
– в системе дополнительного образования сферы культуры и искусства:
– риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства;
– отсутствие необходимых условий в ДШИ.
Целями развития ДОД являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной и социально ответственной личности. Для их достижения целей необходимо решение ряда задач:
– развитие региональных систем ДОД;
– обновление инфраструктуры ДОД;
– совершенствование системы сертификатов;
– обновление содержания и методов обучения;
– формирование единого открытого образовательного пространства ДОД с участием организаций негосударственного сектора;
– формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности и др.
Развитие отечественной системы ДОД в настоящее время является одним из приоритетных направлений внутренней государственной политики. Целый ряд распоряжений Президента и различных ведомств регламентируют этапы модернизации и повышения качества этого вида образования. Сегодня становится очевидным, что фактор наличия у человека дополнительного образования — это гарантия его высокой востребованности и конкурентоспособности в обществе, важнейшее условие жизненного успеха.
Литература:
- Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/350163313 (дата обращения: 15.05.2023).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 15.05.2023).
- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 года N 11). — Текст: электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/456051225 (дата обращения: 15.05.2023).
- Ситник, Л. Ф. Оценка качества дополнительного образования детей: методическое пособие для специалистов системы дополнительного образования детей / Л. Ф. Ситник. — 2-е изд. — СПб: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017. — 42 c. — Текст: непосредственный.
- Логинова, Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей. Практико-ориентированная монография / Л. Г. Логинова. — Чебоксары: Среда, 2019. — 429 c. — Текст: непосредственный.