Источниковый характер оговорок к международным договорам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Баштавой, Р. А. Источниковый характер оговорок к международным договорам / Р. А. Баштавой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102733/ (дата обращения: 15.11.2024).



Международный порядок, а также растущая тенденция глобализации ведет к все большей открытости государств при коммуникации друг с другом, результатом которых должны являться нахождение решений по проблемам являющихся общемировыми. Помощником при нахождении общезначимых положений, касающихся решения таких проблем выступает международный договор, в котором отражаются цели и задачи, ради которых он заключается. В силу того, что международный договор несет в себе волеизъявление двух и более государств, со своим видением на те или иные постулаты, обсуждаемые в договоре, со своим суверенитетом, возникает несогласие с тем или иным положением договора. В такой ситуации, учитывая с одной страны понимание, что договор является важным и необходимым для развития как общемирового блага, так и для блага конкретного государства, но, с другой стороны, противоречит неким основам конституционного строя государства, встает вопрос как ратифицировать такой договор.

В таких случаях заключая многосторонний договор или присоединяясь к какому-либо договору, государство вправе сделать оговорку о том, что то или иное отдельное условие договора для него неприемлемо. Согласно п. 1(d) ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969г. «Оговорка» означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству» [2].

Фактически речь идет о присоединении к международному соглашению на собственных условиях, когда сам договор рассматривается как некое меню, из которого можно что-то выбрать, а от чего-то отказаться. Примером применения инструмента оговорок может служить принятие решение о ратификации Пакта о гражданских и политических правах 1966г со стороны США в 1990-х годах. В новейшей истории такой возможностью присоединиться к Пакту о гражданских и политических правах 1966г. с использованием многочисленных оговорок, т. е. на собственных условиях решил воспользоваться Катар. В соответствии с этими оговорками целый ряд ключевых моментов Пакта Катар будет применять только в том случае, если это не противоречит нормами шариата, конституции и национальному законодательству.

Таким образом между государством, сделавшим оговорку, и другими сторонами создаются иные отношения по конкретному вопросу, нежели те, которые могут возникнуть, не будь сделано этой оговорки.

Необходимо отметить, что оговорка, в случае несогласия с теми или иными нормами договора, не является абсолютной панацеей. В соответствии со ст.19 Венской конвенции 1969г, установлено, что «оговорка не может быть сделана если:

а) данная оговорка запрещена договором;

б) договор предусматривает, что можно делать только определенные оговорки, в число которых данная оговорка не входит;

в) оговорка не совместима с объектом и целями договора» [2].

В случае формирования оговорки по международному договору она должна быть сформулирована в письменном виде и обязательно доведена до всех договаривающихся сторон. Так же стоит учитывать, что в случае отсутствия формального подтверждения при ратификации международного договора оговорки, такая оговорка не будет иметь юридической силы. Т. е. оговорка должна фигурировать в акте ратификации.

Наличие в международном договоре оговорок не отменяет ратификацию данного договора. Возражения на эту оговорку, сделанные другим государством, не отменяют ратификацию данного договора, а лишь делают неприменимыми в отношениях между государством давшим оговорку, и возразившим на эту оговорку. Так, если Россией была сделана оговорка об исключении для нее действий статьи договора об обязательной юрисдикции Международного суда ООН, то ни одно другое государство — участник данного договора не может привлечь Россию в качестве ответчика в МС ООН по спорам, вытекающим из этого договора.

Необходимо отметить, что о применении/неприменении оговорок в международных договорах, государства свободны договариваться до момента обсуждения договора. В качестве примера такого подхода можно привести Договор о создании ЕАЭС 2014г, в котором оговорки категорически запрещены. Другой подход к оговоркам предложен в Европейской Конвенции по правам человека 1950г, в ст.57 «Любое Государство при подписании настоящей Конвенции или при сдаче им на хранение его ратификационной грамоты может сделать оговорку к любому конкретному положению Конвенции в отношении того, что тот или иной закон, действующий в это время на его территории, не соответствует этому положению. В соответствии с настоящей статьей оговорки общего характера не допускаются» [1].

В настоящих реалиях мировой глобализации и интеграции оговорки воспринимаются как инструмент, несущий в себе необходимое «зло», делающий любой международный договор этаким «решетом», по причине того, что любое государство может внести свою оговорку в этом договоре. В случае, если оговорка не соответствует объекту и целям договора, имеется три возможных варианта правовых последствий:

  1. Сама ратификация договора, сделанная заявителем неприемлемой оговорки, все равно будет считаться действительной, и государство-заявитель будет беспрепятственно и полноценно пользоваться этой оговоркой;
  2. Несовместимая с объектом и целями договора оговорка аннулирует сам акт о ратификации договора, а государство-заявитель признается не участвующим в этом договоре.
  3. Действие оговорки отделяется от действия акта ратификации, оставляя государство-заявителя стороной договора, но при этом лишая его возможности использовать эту оговорку в своих целях.

Рассматривать оговорки со стороны только некоего «зла» не объективно. Оговорки так же исполняют полезную функцию, позволяющую государствам приспособить конкретные элементы в своем внутригосударственном праве, что является актуальным в свете изменений применения международного права Российской Федерацией.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что оговорки являются важным инструментом при работе с международными договорами, позволяющий принимать и перенимать в качестве источника национального права только те нормы международного договора, которые не влияют на основы конституционного строя государства. Оговорки так же являются этаким инструментом настройки или же сотрудничества международного права и национального права. Но в тоже время, и это является немаловажной и значимой особенностью оговорок, является то, что оговорками нельзя настроить международные договора, имеющие общемировую значимость, например Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Литература:

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Конвенция от 04 ноября 1950. Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 08.01.2001, ст. 163

2. Венская конвенция о праве международных договоров. Конвенция от 27 января 1980 Международное публичное право: Сб. документов. В 2т.М.:БЕК,1996 Том 1

Основные термины (генерируются автоматически): оговорка, договор, международный договор, государство, Венская конвенция, Катар, конституционный строй государства, положение договора, Россия, цель договора.


Задать вопрос