В статье рассматривается и раскрывается тема проблематики таких этапов, как: идентификация, анализ и снижение рисков в деятельности метрологической службы. Выявляются проблемы в течение данных процессов и предлагаются пути их разрешения. Составляется реестр рисков и возможностей для конкретного этапа метрологической деятельности поверки средств измерений. Раскрывается процесс управления рисками, и относительно него приводится старт процесса метрологической службы, состоящий из последовательных и конкретно обозначенных стадий.
Ключевые слова: метрологическая служба, риски и возможности, анализ и идентификация рисков, паспорт рисков и возможностей, поверка средств измерений, метрологическая деятельность, управление рисками.
Начиная с производства строительных материалов и заканчивая возведением зданий и сооружений, во всех строительных процессах поэтапно используется множество измерений физических величин. Спустя время, при переходе к централизованному государству создавались единые общегосударственные меры, которые были обязательны к употреблению во всей стране, позже метрические меры стали распространяться и в другие страны.
В настоящее время необходимо разработать процедуру, удовлетворяющую требованиям и объектом которой станут риски. Все метрологические службы теперь (далее — МС) должны включать в свою систему менеджмента документированную процедуру, определяющую необходимые действия, которые должны быть предприняты для управления рисками и возможностями.
Процесс управления рисками и возможностями повышает эффективность МС и предотвращает негативные последствия [1].
При инициировании процесса управления рисками необходимо рассмотреть следующие этапы:
- Выбор объекта управления рисками (объект управления рисками — процесс или группа процессов деятельности МС, на которые распространяется действие процедур по управления рисками).
- Создание внутренней экспертной группы .
Внутренняя экспертная группа определяет риски, которые необходимо предотвратить или снизить до приемлемого уровня, одновременно с выявлением причин этих рисков и участием в разработке стратегий по предотвращению или снижению выявленных и оцененных рисков.
- Определение необходимых ресурсов .
В соответствие с целями измерений определяется объём финансовых, материально-технических и временных ресурсов для того, чтобы процесс управления рисками мог быть эффективно разработан и внедрен.
- Установление критериев риска.
Чтобы установить количественно оценку критичности опасности, нужно определить значение приоритетности риска (Risk Priority Number — RPN). Оно равно произведению средних значений вероятности появления, тяжести последствий и вероятности обнаружения риска. Данные показатели устанавливаются при помощи метода экспертных оценок по 10–бальной шкале. Таким образом, значения RPN будут варьироваться от 1 до 1000. Виды отказов ранжируют в соответствии с их RPN , как показано в таблице 1.
Таблица 1
Классификация по степени значимости риска от RPN
Значение приоритетности риска RPN |
Степень значимости риска |
менее 40 |
Степень незначительная |
от 40 до 100 |
Степень умеренная |
от 100 до 125 |
Степень критическая |
более 125 |
Степень неприемлемая |
- Идентификация риска.
Здесь составляется список рисков на основе тех событий, которые могут быть причинами создания, снижения, задержки или ускорения достижения целей. Исходные данные — это входные данные других процессов, план управления рисками МС, классификаторы рисков. Выходные данные — это условия и признаки возникновения рисков.
Идентификация рисков включает следующие процессы:
- Определение риска, то есть исследование факторов внешней среды и применение методов определения рисков.
- Составление реестра или паспорта рисков с их декомпозицией.
- Описание рисков, которое включает: определение источников риска; анализ событий, способствующих их возникновению; выявление причин возникновения; учет последствий после возникновения риска.
Согласно международному стандарту ISO/IEC 31000 [2] деятельность по управлению рисками включает этапы: установление контекста, идентификация рисков, анализ рисков, их оценка и управление рисками. Важность идентификации риска заключается в возможности определения полноты и адекватности процесса оценки риска.
Поэтому, отметим основные проблемы процесса идентификации:
– Различные определения «риска» противоречивы. Эти различия в определениях зависят от контекста потерь, его оценки и измерения.
– Некоторые риски забываются или отбрасываются до их анализа, в соответствие с принципами ALARA, согласно которым существование риска признается, когда его уровень превышает приемлемое для предприятия значение.
Для предотвращения и устранения обнаруженных проблем используется следующие подходы:
– методы, учитывающие способы воздействия на угрозы;
– применять каталоги рисков из соответствующей области;
– список рисков с наиболее неблагоприятными ситуациями;
– выявлять и учитывать все виды ущерба;
– детализировать цепочку факторов риска, начиная с последствий;
– последствиям, источники которых не определены, сопоставлять фиктивную уязвимость и источник;
– детализировать факторы, начиная с наиболее значимых факторов;
– чтобы оценить важность влияния фактора, рассчитывать размер ущерба от него, в наиболее неблагоприятных случаях;
– учитывать не только прямые пути распространения последствий.
- Анализ рисков.
В этом процессе сравнивается уровень риска с каждой выявленной опасностью. В ходе выявления рисков необходимо учитывать как внешние факторы, которые влияют на деятельность МС по поверке СИ. Внешние факторы — факторы, которые не связаны с деятельностью предприятия, такие как экономические, политические и технологические факторы. Внутренние факторы — причины производственных потерь, происходящие внутри МС.
Обратимся к определению «риск-анализ». Этот процесс относится к деятельности в области науки и менеджмента, которая включает этапы научных исследований для определения точных, надежных характеристик риска, их обоснованности. Здесь также разрабатываются эффективные меры по снижению выявленных рисков.
Одним из элементов риска-анализа является определение и оценка эффективности возможных методов снижения рисков.
- Оценка риска.
Цель этапа оценки риска заключается в определение приоритетности и очередности рисков, которые должны быть предотвращены или уменьшены до минимально приемлемого уровня. Затем риску присваивается одна из четырех характеристик, характерная для него: «незначительный риск», «умеренный риск», «неприемлемый риск», «критический риск».
В целях повышения результативности и эффективности деятельности МС руководство должно расширять свои знания и совершенствовать деловые качества в сфере управления рисками путем разработки и внедрения собственных документированных процедур по управлению рисками.
Для конкретной МС выделим две группы рисков:
1) риски, причиной возникновения которых являются отрицательные последствия недостоверных результатов измерений;
2) риски, которые возникают вследствие неудовлетворения потребности (граждан, общества, государства) получения объективных, достоверных и сопоставимых данных о результатах измерений.
На основе результатов по проведенному анализу факторов среды и заинтересованных сторон, разработан реестр рисков и возможностей на всех этапах процесса поверки СИ.
Таблица 2
Реестр рисков и возможностей МС
Риск/ возможность (название) |
Причина возникновения риска/возможности |
Вероятность наступления риска/ возможности |
Возможные последствия риска/ возможности |
Ранг риска |
Определение политики в области качества |
Цели и задачи в области качества, а также обязанности и ответственность персонала и руководства МС определены недостаточно четко и не в полном объеме |
Вз1 |
Недостаточная результативность и эффективность СМК |
Зн1 |
Управление документацией |
Изменение требований нормативной документации |
Вз1 |
Недостоверность результатов процессов поверки и калибровки СИ |
Зн1 |
Возникновение аварийных ситуаций |
Нарушения условий при эксплуатации оборудования |
Вз1 |
Нанесение вреда жизни и здоровью персонала, а также имуществу организации-исполнителя, то есть: 1. полная утеря имущества или его повреждение; 2. финансовые потери на возмещение ущерба; 3. упущенная выгода из-за вынужденной остановки работы организации. |
Зн4 |
Отсутствие эксплуатационной документации на оборудование |
||||
Отказ оборудования |
||||
Отсутствие и неэффективность процедур ТО и ремонта оборудования и их несоблюдение |
||||
Недостаточная подготовка в области обеспечения безопасных условий работы и отсутствие контроля над соблюдением техники безопасности. |
||||
Проведение поверки на месте эксплуатации |
||||
Риск беспристрастности |
Социальная атмосфера коллектива |
Вз2 |
Необъективность проведения измерений, предвзятость при принятии решений |
Зн2 |
Конфликт интересов |
||||
Фальсификация результатов измерений в интересах третьих лиц |
||||
Риск нарушения конфиденциальности |
Личная выгода |
Вз2 |
Несоответствие критериям аккредитации |
Зн1 |
Случайная оговорка |
||||
Организационный риск |
Ошибки при заключении договора |
Вз2 |
Отсутствие результатов поверки, калибровки СИ в установленные сроки |
Зн2 |
Несоблюдение сроков поверки |
||||
Нарушение методики испытаний |
Поверхностное ознакомление с нормативной документацией |
Вз2 |
Недостоверные результаты измерений и калибровки |
Зн2 |
Управление оборудованием |
Отсутствие технического обслуживания (ТО) |
Вз2 |
Поломка СИ Непригодность СИ при поверке |
Зн2 |
Риски, связанные с закупками материалов |
Низкое качество закупаемых материалов |
Вз2 |
Недостоверные результаты измерений |
Зн2 |
Недостаточное количество денежных ресурсов |
||||
Риск неправильного оформления протокола поверки СИ |
Несоблюдение области аккредитации |
Вз2 |
Административная ответственность Приостановка аккредитации |
Зн2 |
Управление рисками |
Некорректное определение вероятности возникновения риска и его последствий |
Вз2 |
Не эффективно выработаны мероприятия по снижению рисков |
Зн3 |
Внедрение автоматизированной системы учета |
Низкая квалификация сотрудников МС |
Вз2 |
Утеря информации о СИ и спутанность при работе |
Зн2 |
Отсутствие СИ в графиках поверки |
||||
Входной контроль поступающих СИ |
Предоставление неполного комплекта СИ на поверку |
Вз2 |
Неправильное и неполное проведение поверки СИ |
Зн2 |
Отсутствие наличия документации на СИ в комплекте |
||||
Риск нанесенного ущерба имуществу Заказчика |
Отсутствие информирования персонала о требованиях по идентификации СИ |
Вз2 |
Повреждения или потеря имущества Заказчика Финансовые расходы на возмещение убытка Заказчику Негативное влияние на имидж организации |
Зн2 |
Отсутствие форм журнала для регистрации транспортировки СИ внутри организации, специально оборудованных мест для надлежащего хранения СИ Заказчика |
Идентификация рисков дает возможность в детальном и в более полном объеме учесть те или иные внутренние и внешние факторы рисков в процессе деятельности МС, а также помогает в определении путей обеспечения устойчивости и способности, чтобы противостоять неблагоприятным ситуациям.
Рассматриваемый процесс, а точнее результат идентификации рисков представляет собой выстроенный реестр рисков и возможностей на протяжении всех этапах поверки СИ. Эта процедура даст возможность выявлять новые риски, использовать недоступные ранее возможности, оптимизировать существующую область деятельности и разрабатывать новые мероприятия.
Литература:
- ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2019. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий.
- ГОСТ Р ИСО 31000–2019. Менеджмент риска. Принципы и руководство. Введ. 2020–03–01. М.: Стандартинформ, 2020. 20 с.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011. Менеджмент риска.Методы оценки риска. Введ. 2012–12–01. М.: Стандартинформ, 2012. 70 с.
- Спиридонова А. Е. Управление рисками процессов СМК / А. Е. Спиридонова // РИА «Стандарты и качество»: сайт. URL: https://ria-stk.ru/stq/adetail.php?ID=76414.
- Марцынковский Д. А., Владимирцев А. В., Марцынковский О. А. Управление рисками в современных системах менеджмента. СПб.: Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», 2010. 246 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001–2015. Национальный стандарт Российской Федерации. «Системы менеджмента качества. Требования» (утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2015 № 1391-ст).
- Черненький А. В. Управление конкурентоспособностью организаций на основе совершенствования мониторинга систем менеджмента качества // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, № 2 (98), 2016, с. 142–146.
- Окрепилов В. В. Многоуровневая система управления качеством как инструмент модернизации экономики России // Научно-технические ведомости СПбПУ № 1 (187)/2014. Серия «Экономические науки». — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. — С. 9–19
- Никаноров П. А., Управление рисками в менеджменте качества: учебник.— СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2019. — 188 с. (Серия «Учебники Университета при МПА ЕврАзЭС»)