Ситуационный подход к расследованию административных правонарушений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Манвелян, Д. А. Ситуационный подход к расследованию административных правонарушений / Д. А. Манвелян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 559-561. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102754/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ситуационный подход к расследованию административных правонарушений является одним из наиболее перспективных направлений в криминалистике. Так, в криминологии разработка типовых ситуаций способствует повышению качества расследования административных правонарушений. Использование ситуационного подхода позволяет практическим работникам быстро разрешать конфликтные и тупиковые ситуации по делам об административных правонарушениях, тем самым повышая эффективность теоретических предложений при расследовании административных преступлений [1].

При расследовании административных правонарушений возникают три ситуации, каждая из которых требует разного реагирования:

  1. Деяние известно, но лицо, его совершившее, неизвестно. Поскольку данная ситуация характеризуется отсутствием информации о лицах, совершивших административное правонарушение, необходимо приложить все усилия, чтобы получить как можно больше информации о характеристиках преступников и установить их местонахождение. Эта информация может быть получена путем осмотра места преступления и опроса свидетелей.
  2. Известны обстоятельства деяния и лица, его совершившие. В таких случаях необходимо установить детали преступления, чтобы определить, причастно ли данное лицо к преступлению. При необходимости лицо может быть арестовано.
  3. Известны события деяния и известны виновные. В этом случае необходимо установить причину преступления, доказать вину причастных лиц и определить тяжесть преступления [2].

В настоящее время криминалистическая наука разработала ряд криминалистических методов расследования преступлений. Мы считаем, что для разработки жизнеспособных и эффективных методов расследования административных правонарушений необходима четкая категоризация этой сложной ситуации.

Например, по виду административного правонарушения (как расследовать дорожные и таможенные правонарушения), по целевой группе административных правонарушений (как расследовать правонарушения несовершеннолетних, групповые и воинские правонарушения), по месту совершения преступления (как расследовать дорожные правонарушения), по статусу жертвы (как расследовать правонарушения несовершеннолетних) и т. д. [2, c. 106].

Таким образом, хотя многие ученые склонны называть криминалистику наукой об уголовных расследованиях, в научной литературе появляется все больше доказательств того, что криминалистические знания могут быть легко применены в административных расследованиях. Без эффективной системы криминалистической поддержки, как представляется, невозможно провести систематическое и всестороннее расследование как административных, так и уголовных правонарушений.

Основное внимание при детальном изучении этого алгоритма должно быть направлено на изучение и отработку некоторых базовых задач, связанных с каждым из его элементов в той или иной ситуации.

  1. оценить ситуацию с правовой точки зрения. Сначала предпринимается попытка позитивно идентифицировать поведение наблюдаемого лица. Это позволяет полиции сделать вывод о том, что наблюдаемое поведение содержит элементы уголовного преступления (правонарушения по административному или уголовному праву), нарушения общественного порядка или другого инцидента. В зависимости от результатов расследования стратегия полиции будет различаться по характеру применения полицейских полномочий и интенсивности воздействия на лиц, вовлеченных в наблюдаемый инцидент. Например, пресечение преступлений, скорее всего, потребует быстрых и решительных действий полиции, с применением различных форм физической силы, специальных мер и огнестрельного оружия, в зависимости от причины. Очевидно, что предупреждение административных преступлений, а также нарушение общественного порядка и задержание правонарушителей требует более мягкого подхода со стороны сотрудников полиции, направленного на соблюдение всех прав и свобод правонарушителей [3].
  2. Объем полномочий (правовой статус) сотрудников органов внутренних дел (полицейских) зависит, прежде всего, от их квалификации. Этот статус представляет собой сложную конфигурацию прав и обязанностей и весьма дифференцирован.

Фундаментальное различие между правами и обязанностями полиции в любой конкретной ситуации обычно заключается в объеме ее принудительных полномочий. Объем принудительных полномочий варьируется от низкого уровня — работы на месте происшествия и расследования правонарушений общественного порядка, среднего уровня — предотвращения административных правонарушений, до высокого уровня — предотвращения преступлений, особенно угроз жизни и здоровью. Естественно, обстоятельства и закон, а также сами сотрудники полиции могут оказать значительное влияние на объем своего правового статуса, выбрав одну из этих стратегий.

На этом этапе правоприменения выбор мер пресечения зависит от определенных тактических схем, сложившихся за месяцы или годы. В большинстве случаев эта закономерность очевидна. Мелкие воры и грабители представляют большую угрозу для общественного порядка и самой полиции, чем пьяницы и магазинные воришки, пойманные с поличным. Это обычно определяет степень и характер мер принуждения, применяемых полицией к правонарушителям. Эта же ситуация влияет на степень изменения прав и обязанностей лиц, арестованных полицией.

Для упрощения понимания того, что происходит в подобных ситуациях, необходимо свести систему отношений к структуре между полицией и правонарушителем, где увеличение прав одного субъекта приводит к уменьшению прав другого, с соответствующим увеличением их обязанностей, с учетом правовых и тактических аспектов. Полиция, действуя на законных основаниях в рамках своего административного усмотрения, свободна в выборе средств принуждения, в одних случаях требуя прекращения преступления, а в других — применяя силу без предупреждения.

В первом случае все еще предполагается, что человек может отказаться выполнять приказ полиции (несмотря на возможность совершения преступления по ст. 19 УПК РФ [4] но в случае насилия, специальных мер и огнестрельного оружия полицейская практика такова, что отказ задержанного не имеет смысла и что в случае сопротивления шоковые меры, такие как анестезия или ограничение передвижения должны быть заранее преодолены с помощью Поэтому при применении тактической модели полиции необходимо детально проанализировать объем собственных полномочий и полномочий правонарушителя, чтобы добиться эффективности полицейской миссии и избежать незаконных ограничений и нарушений прав задержанных и других лиц [5].

  1. Оценить ситуацию с тактической точки зрения. С тактической точки зрения, когда перед полицией стоит задача сдерживания преступности или задержания правонарушителей, она оценивает ситуацию с учетом двух целей: достижения эффективности работы полиции и обеспечения личной безопасности.

Ситуация оценивалась по следующим параметрам

– окружающая среда: время суток, природные явления (например, ветер, дождь) и топография (например, рельеф местности, растительность, здания и сооружения, качество дорог и тротуаров, качество освещения в ночное время);

– количество преступников и других лиц на месте преступления или инцидента, гендерный состав, возраст и потенциальная способность оказать помощь;

– внешний вид людей может дать представление об их причастности к преступной деятельности, социальным группам или оружию, скрытому в одежде, а также об уровне их физической и боевой подготовки;

– находится ли человек в состоянии опьянения, проявляет ли он потенциальную или открытую агрессию, избегает ли внимания и т. д.

Тактическая оценка ситуации сложна из-за разнообразия меняющихся обстоятельств, но она должна происходить в начале взаимодействия офицера с гражданином и продолжаться на протяжении всего взаимодействия офицера с гражданином. Небрежность или промедление недопустимы. Офицеры должны всегда быть внимательны к поведению других людей в любой обстановке, даже при работе на месте происшествия (например, на месте ДТП), чтобы снизить вероятность непреднамеренных нападений. Даже если ясно, что непосредственной угрозы жизни и здоровью работника или окружающих нет, они должны двигаться как можно осторожнее и медленнее, сосредоточиться на выполнении поставленной задачи и контролировать свое окружение и поведение окружающих. Если угроза существует, решения и действия должны быть приняты как можно быстрее и точнее [6].

  1. Выбор правильной тактики для выполнения поставленной задачи Если сотрудники полиции действуют правильно на начальных этапах после остановки, то выбор наиболее эффективной тактики не должен представлять особой сложности.

Очевидно, что тактика, используемая для реализации полномочий полиции в различных ситуациях, связанных с обеспечением правопорядка, будет отличаться, но, учитывая различные обстоятельства, в которых возникают и развиваются такие ситуации, она будет следовать определенным фиксированным шаблонам [7].

Литература:

  1. Павлов Н.В., Косиненко Н.Н., Коновалов А.А. Административное расследование правонарушений как административно-правовая фикция // Евразийский юридический журнал. 2021. № 5 (156). С. 143-144.
  2. Ковшевацкий В.И. Правовая природа административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях // Международный журнал конституционного и государственного права. 2021. № 2. С. 105.
  3. Ильин Ю.И., Силантьев В.В. Особенности применения сотрудниками полиции физической силы и специальных средств при задержании правонарушителей с агрессивным поведением // E-Scio. 2020. № 8 (47). С. 135.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
  5. Афов А.Х. Актуальные вопросы обучения сотрудников органов внутренних дел тактическим особенностям силового задержания правонарушителей // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 71.
  6. Рец Д.С. Применение криминалистических методов в административном производстве // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 21. № 3. С. 191-195.
  7. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы и специальных средств в случае осуществления в отношении них провокационных действий со стороны граждан: отчет о НИР (заключ.) / СибЮИ МВД России ; исполн.: А. Ю. Иванов [и др.].
Основные термины (генерируются автоматически): правонарушение, ситуация, общественный порядок, лицо, административное правонарушение, задержание правонарушителей, место происшествия, огнестрельное оружие, правовой статус, ситуационный подход.


Задать вопрос