Одну из ключевых проблем современного высшего образования можно сформулировать как недостаточность функционала профориентационных информационных систем, предназначенного для демонстрации примеров профессиональной деятельности и связанных с нею образовательных программ, доступных для понимания абитуриентами. В качестве решения этой проблемы предлагается разработка и использование информационного сервиса, позволяющего абитуриентам понять практическое применение знаний, полученных на дисциплинах той или иной специальности.
Ключевые слова: абитуриенты, выбор специальности, информационная система, сервис профориентирования.
1. Актуальность проблемы
С каждым годом количество поступающих в высшие учебные заведения падает, в 2021 году лишь половина выпускников школ проявляло желание получать высшее образование, в 2019 году 97 тысяч человек добровольно отчислись из университета, 47 тысяч перевелись на другую образовательную программу. Из этого следует, что студенты выбрали не подходящую для них специальность, в связи с плохой профориентацией абитуриентов по вопросу выбора направления обучения.
Таким образом возрастает необходимость разработки профориентационных программных сервисов с разнообразным функционалом, в том числе информационных систем, демонстрирующих примеры профессиональной деятельности и связанных с ней образовательных программ.
2. Обзор существующих решений
Многочисленные публикации в сфере высшего образования свидетельствуют о том, что абитуриентам зачастую не хватает нужной информации для того, чтобы сделать правильный выбор. Ключевое слово — «нужной» информации. В глобальной сети множество ресурсов, предоставляющих как рекомендательные, так и информационные сервисы, которые можно разделить на 3 категории: рекомендательный сервис, информационно-рекомендательный сервис, информационный сервис.
Можно привести наиболее значимые и продуктивные, на наш взгляд, сервисы, представляющие каждую категорию соответственно, это: PCRS [1], Проектория [2], Поступи онлайн [3]. В совокупности данные сервисы дают возможность получить информацию, позволяющую принять решение о выборе будущей специальности. Рекомендательный сервис содержит алгоритмы машинного обучения, которые на основе психологических особенностей и школьной успеваемости абитуриента выделяют для него подходящие направления обучения Информационно-рекомендательный сервис содержит информацию о направлениях обучения в общем виде, не раскрывая сущность изучаемых дисциплин. Этот сервис также содержит рекомендации на основе информации о пользователе, но представляется, что такие рекомендации менее эффективны, чем в предыдущем сервисе. Информационный сервис, содержит подробную информацию о направлениях обучениях, в некоторых случаях затрагивая профессиональные навыки, которые студент получит в ходе обучения.
Во всех них либо отсутствует, либо представлено чересчур кратко и обобщенно описание задач и проблем, с которыми столкнется выпускник той или иной специальности в своей профессиональной деятельности.
3. Цель исследования
В свете вышесказанного представляется актуальным создание специализированного профориентационного сервиса, позволяющего на конкретных примерах (кейсах) продемонстрировать потенциальному студенту некоторые (возможно упрощенные) задачи, не только особенности той или иной профессиональной деятельности, но и какие дисциплины соответствующей образовательной программы (ОП) помогут ему решать те или иные задачи.
Цель данного исследования разработать информационный сервис (ИС) для возможного решения выше поставленной проблемы. При этом должна быть учтена возможность формирования банка примеров (кейсов) специалистами различных кафедр, работающих с сервисом на пользовательском уровне. Для достижения данной цели одной из главных задач является: разработка модели информационных ресурсов для ИС, задающей форматы различных примеров профессиональной деятельности, в рамках образовательных направлений вуза, а также формирование рекомендации по разработке такого рода примеров для использования в рамках самого сервиса.
4. Кейс для информационной системы
В рамках данной статьи термин «кейс» будем использовать для обозначения информационного ресурса, включающего в себя структурированное описание проблемы, а также краткие сведения о необходимых навыках и дисциплинах (где эти навыки можно получить) для ее решения. [4]
Модель структуры кейса выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Модель структуры кейса
Можно выделить 4 основные составляющие кейса: раздел, подраздел, введение и заключение. Раздел несет информацию об одной дисциплине. Введение и заключение несет информацию о направлении обучения, рассматриваемого в кейсе. Подразделами являются: проблема, возможные решения, дисциплина.
– Проблема — включает описание проблемы и постановку задачи.
– Возможные решения — включают решения для поставленной задачи
– Дисциплина — включает информацию о дисциплине, а также решение поставленной задачи в рамках этой дисциплины.
Сценарий кейса представляет собой порядок составления описательной части проблемы и ее решения. При выборе абитуриентом конкретной демонстрационной задачи, открывается страница с описанием проблемы. Она должна быть максимально понятна абитуриенту. Решение проблемы должно быть кратким и информативным. Использование средств мультимедиа (изображений, видео и др.) на данном этапе обязательно. Обязателен обзор вариантов возможных решений проблемы. При этом необходимо дать пользователю понять их плюсы и минусы. Требуется четко определить необходимые навыки для создания решения и доходчиво объяснить, что предполагается, что эти навыки будут приобретены, при изучении той или иной дисциплины. Это поможет сделать многие процессы решения сформулированных профессиональных задач более прозрачными для абитуриента, например, при рассмотрении задач, возникающих в области информационных технологий такие процессы, как процесс хранения данных, проблемы совместной разработки информационных систем и многие другие. Можно надеяться, что благодаря тому, что абитуриент поймет какие задачи он сможет решать, выбор специальности будет более осознанным.
5. Планируемый результат
Разработанный информационный сервис будет включать просмотр кейсов пользователем, причем как уже было сказано ранее, конкретный кейс, предназначен только для одной ОП, для которой он разработан.
Сценарий кейса предполагает, что при входе в него пользователь увидит описание профессиональной проблемы, например «компании необходимо создать сайт». Далее данная проблема разбивается на отдельные задачи, причем желательно, чтобы каждая такая задача могла быть решена в рамках одной дисциплины тогой или иной ОП. К примеру, в случае с созданием сайта задачами могут являться: «хранение данных», дисциплина для решения «Базы данных»; «разработка клиентской и серверной части сайта», дисциплина для решения «Web-разработка».
Пользователю показывается задача, предлагаются возможные решения в виде вариантов ответов на вопрос. Пользователь пробует ответить сам на этот вопрос, после чего ему показывают правильный ответ с пояснением. Далее он видит описание дисциплины и как знания, полученные на ней, позволяют решить данную проблему. В ходе просмотра всех задач, решается изначальная общая проблема. В заключении описывается рассматриваемое направление подготовки в ВУЗе и указываются ссылки на официальную информации ВУЗа о направлении.
Еще одним не менее важным функционалом ИС будет редактор создания кейсов, где разработчик кейса сможет создавать их. Планируется, что разработчиками будут являться заведующие кафедр университета, поэтому интерфейс редактора разрабатывается простой и интуитивно понятный. Также реализуются рекомендации и четкие требования по созданию кейсов.
6. Заключение
В настоящее время разработка в рамках поставленной задачи идет по двум направлениям. Первое — это разработка пилотного варианта самой информационной системы. Второе направление — конкретизация модели кейса и демонстрация ее для ОП «Информатика и вычислительная техника», а также разработка формата рекомендаций для разработчиков кейсов и конкретные рекомендации для вышеупомянутой ОП.
Литература:
- M. Qamhieh, H. Sammaneh and M. N. Demaidi, «PCRS: Personalized Career-Path Recommender System for Engineering Students», in IEEE Access, vol. 8, pp. 214039–214049, 2020, doi: 10.1109/ACCESS.2020.3040338.
- Проектория. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://proektoria.online (дата обращения: 15.10.2022)
- Поступи. Онлайн [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://postupi.online (дата обращения: 15.10.2022)
- Гребнева Д. М., Козырчиков Е. А. Проектирование информационной системы «конструктор кейсовых заданий» // Современные наукоемкие технологии. — 2019. — № 11–1. — С. 54–60;