Современная экономическая дипломатия Италии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Симонова, Е. Д. Современная экономическая дипломатия Италии / Е. Д. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102768/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает особенности современной экономической дипломатии Италии, в том числе её субъекты, структуру, а также анализирует насколько удобна и эффективна эта система на данный момент.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, Италия.

Sistema Paese . Начало нового этапа итальянской экономической дипломатии можно отнести к 2011 году, когда была создана концепция «Sistema Paese» из документа МИД Италии «La nuova Farnesina per il Sistema Paese» [1]. С помощью этого документа было решено реформировать экономическую дипломатию Италии. Данная концепция нацелена на продвижение экономики, культуры и науки Италии за рубежом. Она объединяет усилия всех национальных субъектов, играющих существенную роль в экономической дипломатии страны. Реализация этих целей была поручена новому ведомству в структуре МИД Италии — Генеральной дирекции по содействию концепции «Sistema Paese» (Direzione Generale per la promozione del sistema Paese, далее — DGSP)

Процесс реформ отвечает четырехсторонней задаче:

  1. проблеме глобализации и ее экономических последствий, которая требует более быстрого процесса принятия решений;
  2. проблема участия в Европейском союзе, вступление в силу Лиссабонского договора и новых институциональных механизмов, особенно в отношении Европейской службы внешних действий;
  3. потребности граждан и предприятий, которые обращаются к Farnesina (МИД) и её дипломатической и консульской сети за услугами и помощью в соответствии с самыми передовыми международными стандартами;
  4. проблема бюджетных ограничений, которая требует оптимизации имеющихся ресурсов и упрощения процессов принятия решений для улучшения уже существующей функции.

Субъекты новой концепции . Внешнеполитические ведомства Италии можно назвать ключевыми звеньями национальной системы экономической дипломатии, что уже отличает итальянскую экономическую дипломатию от некоторых других европейских стран.

Всего насчитывается: 123 посольства; 96 консульских учреждений; 387 почетных консульских учреждений; 9 постоянных представительств при международных организациях; 89 итальянских культурных институтов.

Другие субъекты «Система Страна» (Sistema Paese) за рубежом: 76 итальянских торговых палат за рубежом: защита сотрудников и поддержка бизнеса; 27 офисов ENIT: продвижение единого имиджа, национальное туристическое агентство; 117 офисов ITA/ICE (это вспомогательный орган министерства экономического развития — MISE): экономическое развитие и поддержка бизнеса; MEF (министерство экономики и финансов): присутствие в финансовых учреждениях; 8 офисов SACE: страхование экспортных кредитов; SIMEST: поддержка совместных предприятий и кредитных линий; Invitalia: национальное агентство развития, принадлежащее Министерству экономики; Регионы: представительство и поддержка бизнеса.

Важной характерной чертой в министерской экономической дипломатии Италии является высокая значимость аппаратов военных, научных и финансовых атташе [2].

Изменение структуры МИД . Одним из наиболее значительных нововведений из концепции является переход к меньшему числу Генеральных дирекций. Их количество сократилось с 13 до 8. Они теперь разделены на тематические макрозоны (а не по географическим районам как раньше): политические вопросы и безопасность, глобализация и глобальные проблемы, европейская интеграция, продвижение системы-страны.

Новые Генеральные дирекции находятся в окружении двух других дирекций, которые уже присутствовали в предыдущей структуре (Генеральная дирекция по сотрудничеству в целях развития и Генеральная дирекция по итальянской политике за рубежом и миграционной политике).

Управление человеческими, финансовыми ресурсами и ресурсами недвижимости, а также аспекты, связанные с использованием новых технологий, возлагаются на Генеральную дирекцию по ресурсам и инновациям и Генеральная дирекция по административным, информационным технологиям и связи [3].

Какие есть дирекции:

1) Генеральная дирекция по делам политики и безопасности;

2) Генеральная дирекция по вопросам мира и глобальным вопросам;

3) Генеральная дирекция по содействию «Sistema Paese»;

4) Генеральная дирекция по Европейскому союзу;

5) Генеральная дирекция по итальянцам за рубежом и миграционной политике;

6) Генеральная дирекция по сотрудничеству в области развития;

7) Генеральная дирекция по ресурсам и инновациям;

8) Генеральная дирекция по администрации, информационным технологиям и связи.

Одним из определяющих элементов новой структуры Министерства иностранных дел является продвижение страны в целом за рубежом. Новизна заключается в системном подходе к продвижению за рубеж экономических, финансовых, культурных и научных компонентов Италии для более скоординированного и эффективного реагирования на новые вызовы, возникающие в связи с растущей конкурентоспособностью и новым измерением глобализированных рынков.

Во главе генерального директората по продвижению системы страны, а также других генеральных директоратов Министерства иностранных дел стоит генеральный директор. Генеральная дирекция по продвижению страновой системы (DGSP) состоит из 14 офисов.

В целом, модернизация дипломатии была нацелена на то, чтобы увеличить ее эффективность, создать более интенсивные связи Италии с другими странами, повысить привлекательность Италии и итальянского языка.

В рамках этих целей, работа DGSP ведётся по двум направлениям :

1) Сама экономическая дипломатия

2) Продвижение итальянского языка и культуры с использованием инструментов «мягкой силы», которые создадут высокую экономическую мотивацию.

Были разработаны стратегические задачи :

1) Помощь компаниям при выходе на новые рынки быстро развивающихся стран;

2) Укрепление их позиций на рынках;

3) Привлечение в страну инвестиций;

4) Привлечение в страну туристов.

Для реализации поставленных задач внешнеполитическими ведомствами используются четыре основные группы инструментов :

1) продвижение (взаимодействие с органами власти в стране пребывания и с загранучреждениями);

2) координация — организация мероприятий;

3) информирование — осведомление резидентов Италии и национальных бизнес-структур о перспективах и рисках ведения дел на зарубежных рынках;

4) аналитика — исследования мирового рынка.

Платформы, созданные для анализа рынка

ExTender — это информационная система о возможностях ведения бизнеса за рубежом, созданная МИД, Агентством по продвижению за рубежом и интернационализацией итальянских компаний (ITA/ICE), а также Assocamerestero, Unioncamere и Confindustria. Эта система из более чем 400 структур, ежедневно работающих для удовлетворения информационных потребностей итальянских компаний на международном рынке закупок и направления их к новым бизнес-целям [4].

– infoMercariEsteri — платформа, разработанная Генеральной дирекцией по продвижению «Sistema Paese», для удовлетворения запроса национальных рынков на информацию о зарубежных рынках. Отсюда можно получить информацию о рыночных возможностях выбранной страны и возможностях партнерства с местными или итальянскими компаниями, а также предстоящие рекламные инициативы, инвестиции, возможные риски и тд. Также можно выбрать какой-то определённый сектор, где можно получить информацию о нём, а также информацию о странах, представляющих приоритетный интерес в этом секторе. Однако infoMercatiEsteri находится ещё в стадии доработки [5].

Для качественной оценки функционирования «Системы Италия» в исследовании «Il Sistema paese a supporto dell’internazionalizzazione» [6] от Банка Италии были опрошены компании с зарубежной сетью. Их спрашивали об интернационализации итальянских компаний и о роли «Системы Италия» в этом вопросе. В целом, они высказали сомнения относительно эффективности действий, предпринимаемых итальянскими учреждениями в поддержку интернационализации.

Обращение к агенствам преобладает на начальном этапе процесса интернационализации со стороны компании в Италии, которая обращается к местным торговым палатам и ICE в информационных целях и редко когда в SACE и Simest для запросов об экономической и финансовой поддержке. За рубежом компании в некоторых случаях используют только услуги, предлагаемые «Системой Италия». Компании обращаются в посольство, главным образом, по консульским вопросам и для решения таможенных проблем или, реже, конкретных споров. Что касается последнего, то крупные компании находят предложенные решения эффективными, в то время как мелкие компании жалуются на медлительность и громоздкость данной практики. В большинстве случаев респонденты, особенно среди представителей малого бизнеса, не осведомлены о различных важных игроках в «Системе Италия» и об услугах, которые они предлагают.

Также из-за новой сложной структуры МИД, в том числе, отдела DGSP, многие путаются в полномочиях каждого отдела и офиса, так как некоторые полномочия этих отделов перекрещиваются друг с другом. Также отмечается некоторые сложности взаимодействия между МИД и Министерством экономического развития, из-за чего не получается достигнуть полностью слаженных действий.

Кроме того, была отмечена не очень хорошая организация. По словам компаний, передача нужной информации и контактов с местными властям носит прерывистый характер. И похоже, многое зависит от личной инициативы глав миссий и коммерческого персонала, а точнее от их желания помочь. Также компании часто жалуются на недостаток профессионализма в предлагаемых услугах и в организации рекламных миссий, а также на отсутствие формального анализа удовлетворенности клиентов. В этом отношении ярким примером может служить Британское агентство по продвижению (UKTI), которое осуществляет систематический мониторинг своей деятельности посредством расследований, проводимых частными консультационными компаниями.

На основе этих ответов, можно сделать вывод о том, что для многих компаний эта система оказалось сложной и громоздкой именно из-за большого количества учреждений, вовлечённых в эту систему: это и сложности с определением функций отделов МИД, и сложности в определении функций и ролей агентств и торговых палат из-за их огромного количества. Однако, это не значит, что данные изменения были напрасными или опрометчивыми. Изменения — это хорошо, это развитие, а развитие всегда подразумевает сложности на начальных этапах. Главное прислушиваться к тем, кто вовлечён в эти процессы и стараться сделать взаимодействия в рамках «Системы Италия» более комфортными для всех.

Литература:

1. La nuova Farnesina per il Sistema Paese // Ministero degli affari esteri. URL: http://www.esteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_farnesina_sistema_paese.pdf

2. Райнхардт Р. О. «Система Италия» как пример инновационной экономический дипломатии // Вестник МГИМО — М.: Московский государственный институт международных отношений, 2015

3. Direzione Generale per la promozione del sistema Paese // Ministero degli Affari Esteri. URL: https://www.esteri.it/mae/it/ministero/struttura/dgpromozionesistemapaese/

4. ExTender // ExTender. URL: https://extender.esteri.it/sito/

5. infoMercatiEsteri // infoMercatiEsteri. URL: http://www.infomercatiesteri.it/#slider-1

6. Vergara F. Il Sistema paese a supporto dell’internazionalizzazione // Banca d’Italia — 2013

Основные термины (генерируются автоматически): Генеральная дирекция, Италия, DGSP, ICE, компания, Европейский союз, итальянская экономическая дипломатия, итальянский язык, миграционная политика, экономическая дипломатия.


Похожие статьи

Эволюция роли НАТО во внешней политике Италии

В данной статье рассматриваются основные исторические этапы взаимоотношений Итальянской республики с Организацией Североатлантического договора, их развитие, а также перспективы будущего взаимодействия.

История социальной работы в Испании

В статье автор анализирует происхождение социальной работы в Испании, а также тенденции развития в настоящее время.

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их применение в российской практике

В данной статье приводятся примеры основных особенностей становления моделей корпоративного управления, которые используются в мире, проведен анализ сильных и слабых сторон принципов управления в российских компаниях, чтобы определить, какая из них я...

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Теоретическая и практическая составляющая при реализации направлений уголовной политики в ХХI веке

В статье рассматриваются основные направления уголовной политики России, приводятся особенности их реализации и проблемы, требующие решения.

Деловой туризм в России

Работа посвящена рассмотрению нынешнего состояния межкорпоративного делового туризма в Российской федерации. Исследуются важнейшие проблемы и предложены возможные пути их решения.

Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии

В статье рассматриваются основные политические и правовые основы борьбы с коррупцией в Финляндии. Основываясь на достаточно успешном опыте, автор говорит о целесообразности применения модели противодействия коррупции в Финляндской республике в других...

Особенности развития системы государственной службы в современной России

В статье автор пытается определить особенности развития системы государственной службы в современной России.

История становления и развития британских институтов криминологии

В данной работе автором рассматривается история криминологии, а также ее становления и развития в Великобритании как одной из основных стран, которые, имея долгую историю становления криминологической науки, до сих пор продолжают заниматься ее развит...

Историческое развитие предпринимательского права в России

В статье автор рассматривает периоды развития предпринимательского права в России, пытаясь оценить влияние государственных реформ на предпринимательское право.

Похожие статьи

Эволюция роли НАТО во внешней политике Италии

В данной статье рассматриваются основные исторические этапы взаимоотношений Итальянской республики с Организацией Североатлантического договора, их развитие, а также перспективы будущего взаимодействия.

История социальной работы в Испании

В статье автор анализирует происхождение социальной работы в Испании, а также тенденции развития в настоящее время.

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их применение в российской практике

В данной статье приводятся примеры основных особенностей становления моделей корпоративного управления, которые используются в мире, проведен анализ сильных и слабых сторон принципов управления в российских компаниях, чтобы определить, какая из них я...

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Теоретическая и практическая составляющая при реализации направлений уголовной политики в ХХI веке

В статье рассматриваются основные направления уголовной политики России, приводятся особенности их реализации и проблемы, требующие решения.

Деловой туризм в России

Работа посвящена рассмотрению нынешнего состояния межкорпоративного делового туризма в Российской федерации. Исследуются важнейшие проблемы и предложены возможные пути их решения.

Политико-правовое регулирование противодействия коррупции в Финляндии

В статье рассматриваются основные политические и правовые основы борьбы с коррупцией в Финляндии. Основываясь на достаточно успешном опыте, автор говорит о целесообразности применения модели противодействия коррупции в Финляндской республике в других...

Особенности развития системы государственной службы в современной России

В статье автор пытается определить особенности развития системы государственной службы в современной России.

История становления и развития британских институтов криминологии

В данной работе автором рассматривается история криминологии, а также ее становления и развития в Великобритании как одной из основных стран, которые, имея долгую историю становления криминологической науки, до сих пор продолжают заниматься ее развит...

Историческое развитие предпринимательского права в России

В статье автор рассматривает периоды развития предпринимательского права в России, пытаясь оценить влияние государственных реформ на предпринимательское право.

Задать вопрос