В статье автор рассматривает особенности современной экономической дипломатии Италии, в том числе её субъекты, структуру, а также анализирует насколько удобна и эффективна эта система на данный момент.
Ключевые слова: экономическая дипломатия, Италия.
Sistema Paese . Начало нового этапа итальянской экономической дипломатии можно отнести к 2011 году, когда была создана концепция «Sistema Paese» из документа МИД Италии «La nuova Farnesina per il Sistema Paese» [1]. С помощью этого документа было решено реформировать экономическую дипломатию Италии. Данная концепция нацелена на продвижение экономики, культуры и науки Италии за рубежом. Она объединяет усилия всех национальных субъектов, играющих существенную роль в экономической дипломатии страны. Реализация этих целей была поручена новому ведомству в структуре МИД Италии — Генеральной дирекции по содействию концепции «Sistema Paese» (Direzione Generale per la promozione del sistema Paese, далее — DGSP)
Процесс реформ отвечает четырехсторонней задаче:
- проблеме глобализации и ее экономических последствий, которая требует более быстрого процесса принятия решений;
- проблема участия в Европейском союзе, вступление в силу Лиссабонского договора и новых институциональных механизмов, особенно в отношении Европейской службы внешних действий;
- потребности граждан и предприятий, которые обращаются к Farnesina (МИД) и её дипломатической и консульской сети за услугами и помощью в соответствии с самыми передовыми международными стандартами;
- проблема бюджетных ограничений, которая требует оптимизации имеющихся ресурсов и упрощения процессов принятия решений для улучшения уже существующей функции.
Субъекты новой концепции . Внешнеполитические ведомства Италии можно назвать ключевыми звеньями национальной системы экономической дипломатии, что уже отличает итальянскую экономическую дипломатию от некоторых других европейских стран.
Всего насчитывается: 123 посольства; 96 консульских учреждений; 387 почетных консульских учреждений; 9 постоянных представительств при международных организациях; 89 итальянских культурных институтов.
Другие субъекты «Система Страна» (Sistema Paese) за рубежом: 76 итальянских торговых палат за рубежом: защита сотрудников и поддержка бизнеса; 27 офисов ENIT: продвижение единого имиджа, национальное туристическое агентство; 117 офисов ITA/ICE (это вспомогательный орган министерства экономического развития — MISE): экономическое развитие и поддержка бизнеса; MEF (министерство экономики и финансов): присутствие в финансовых учреждениях; 8 офисов SACE: страхование экспортных кредитов; SIMEST: поддержка совместных предприятий и кредитных линий; Invitalia: национальное агентство развития, принадлежащее Министерству экономики; Регионы: представительство и поддержка бизнеса.
Важной характерной чертой в министерской экономической дипломатии Италии является высокая значимость аппаратов военных, научных и финансовых атташе [2].
Изменение структуры МИД . Одним из наиболее значительных нововведений из концепции является переход к меньшему числу Генеральных дирекций. Их количество сократилось с 13 до 8. Они теперь разделены на тематические макрозоны (а не по географическим районам как раньше): политические вопросы и безопасность, глобализация и глобальные проблемы, европейская интеграция, продвижение системы-страны.
Новые Генеральные дирекции находятся в окружении двух других дирекций, которые уже присутствовали в предыдущей структуре (Генеральная дирекция по сотрудничеству в целях развития и Генеральная дирекция по итальянской политике за рубежом и миграционной политике).
Управление человеческими, финансовыми ресурсами и ресурсами недвижимости, а также аспекты, связанные с использованием новых технологий, возлагаются на Генеральную дирекцию по ресурсам и инновациям и Генеральная дирекция по административным, информационным технологиям и связи [3].
Какие есть дирекции:
1) Генеральная дирекция по делам политики и безопасности;
2) Генеральная дирекция по вопросам мира и глобальным вопросам;
3) Генеральная дирекция по содействию «Sistema Paese»;
4) Генеральная дирекция по Европейскому союзу;
5) Генеральная дирекция по итальянцам за рубежом и миграционной политике;
6) Генеральная дирекция по сотрудничеству в области развития;
7) Генеральная дирекция по ресурсам и инновациям;
8) Генеральная дирекция по администрации, информационным технологиям и связи.
Одним из определяющих элементов новой структуры Министерства иностранных дел является продвижение страны в целом за рубежом. Новизна заключается в системном подходе к продвижению за рубеж экономических, финансовых, культурных и научных компонентов Италии для более скоординированного и эффективного реагирования на новые вызовы, возникающие в связи с растущей конкурентоспособностью и новым измерением глобализированных рынков.
Во главе генерального директората по продвижению системы страны, а также других генеральных директоратов Министерства иностранных дел стоит генеральный директор. Генеральная дирекция по продвижению страновой системы (DGSP) состоит из 14 офисов.
В целом, модернизация дипломатии была нацелена на то, чтобы увеличить ее эффективность, создать более интенсивные связи Италии с другими странами, повысить привлекательность Италии и итальянского языка.
В рамках этих целей, работа DGSP ведётся по двум направлениям :
1) Сама экономическая дипломатия
2) Продвижение итальянского языка и культуры с использованием инструментов «мягкой силы», которые создадут высокую экономическую мотивацию.
Были разработаны стратегические задачи :
1) Помощь компаниям при выходе на новые рынки быстро развивающихся стран;
2) Укрепление их позиций на рынках;
3) Привлечение в страну инвестиций;
4) Привлечение в страну туристов.
Для реализации поставленных задач внешнеполитическими ведомствами используются четыре основные группы инструментов :
1) продвижение (взаимодействие с органами власти в стране пребывания и с загранучреждениями);
2) координация — организация мероприятий;
3) информирование — осведомление резидентов Италии и национальных бизнес-структур о перспективах и рисках ведения дел на зарубежных рынках;
4) аналитика — исследования мирового рынка.
Платформы, созданные для анализа рынка
– ExTender — это информационная система о возможностях ведения бизнеса за рубежом, созданная МИД, Агентством по продвижению за рубежом и интернационализацией итальянских компаний (ITA/ICE), а также Assocamerestero, Unioncamere и Confindustria. Эта система из более чем 400 структур, ежедневно работающих для удовлетворения информационных потребностей итальянских компаний на международном рынке закупок и направления их к новым бизнес-целям [4].
– infoMercariEsteri — платформа, разработанная Генеральной дирекцией по продвижению «Sistema Paese», для удовлетворения запроса национальных рынков на информацию о зарубежных рынках. Отсюда можно получить информацию о рыночных возможностях выбранной страны и возможностях партнерства с местными или итальянскими компаниями, а также предстоящие рекламные инициативы, инвестиции, возможные риски и тд. Также можно выбрать какой-то определённый сектор, где можно получить информацию о нём, а также информацию о странах, представляющих приоритетный интерес в этом секторе. Однако infoMercatiEsteri находится ещё в стадии доработки [5].
Для качественной оценки функционирования «Системы Италия» в исследовании «Il Sistema paese a supporto dell’internazionalizzazione» [6] от Банка Италии были опрошены компании с зарубежной сетью. Их спрашивали об интернационализации итальянских компаний и о роли «Системы Италия» в этом вопросе. В целом, они высказали сомнения относительно эффективности действий, предпринимаемых итальянскими учреждениями в поддержку интернационализации.
Обращение к агенствам преобладает на начальном этапе процесса интернационализации со стороны компании в Италии, которая обращается к местным торговым палатам и ICE в информационных целях и редко когда в SACE и Simest для запросов об экономической и финансовой поддержке. За рубежом компании в некоторых случаях используют только услуги, предлагаемые «Системой Италия». Компании обращаются в посольство, главным образом, по консульским вопросам и для решения таможенных проблем или, реже, конкретных споров. Что касается последнего, то крупные компании находят предложенные решения эффективными, в то время как мелкие компании жалуются на медлительность и громоздкость данной практики. В большинстве случаев респонденты, особенно среди представителей малого бизнеса, не осведомлены о различных важных игроках в «Системе Италия» и об услугах, которые они предлагают.
Также из-за новой сложной структуры МИД, в том числе, отдела DGSP, многие путаются в полномочиях каждого отдела и офиса, так как некоторые полномочия этих отделов перекрещиваются друг с другом. Также отмечается некоторые сложности взаимодействия между МИД и Министерством экономического развития, из-за чего не получается достигнуть полностью слаженных действий.
Кроме того, была отмечена не очень хорошая организация. По словам компаний, передача нужной информации и контактов с местными властям носит прерывистый характер. И похоже, многое зависит от личной инициативы глав миссий и коммерческого персонала, а точнее от их желания помочь. Также компании часто жалуются на недостаток профессионализма в предлагаемых услугах и в организации рекламных миссий, а также на отсутствие формального анализа удовлетворенности клиентов. В этом отношении ярким примером может служить Британское агентство по продвижению (UKTI), которое осуществляет систематический мониторинг своей деятельности посредством расследований, проводимых частными консультационными компаниями.
На основе этих ответов, можно сделать вывод о том, что для многих компаний эта система оказалось сложной и громоздкой именно из-за большого количества учреждений, вовлечённых в эту систему: это и сложности с определением функций отделов МИД, и сложности в определении функций и ролей агентств и торговых палат из-за их огромного количества. Однако, это не значит, что данные изменения были напрасными или опрометчивыми. Изменения — это хорошо, это развитие, а развитие всегда подразумевает сложности на начальных этапах. Главное прислушиваться к тем, кто вовлечён в эти процессы и стараться сделать взаимодействия в рамках «Системы Италия» более комфортными для всех.
Литература:
1. La nuova Farnesina per il Sistema Paese // Ministero degli affari esteri. URL: http://www.esteri.it/mae/ministero/pubblicazioni/allegati/20110615_farnesina_sistema_paese.pdf
2. Райнхардт Р. О. «Система Италия» как пример инновационной экономический дипломатии // Вестник МГИМО — М.: Московский государственный институт международных отношений, 2015
3. Direzione Generale per la promozione del sistema Paese // Ministero degli Affari Esteri. URL: https://www.esteri.it/mae/it/ministero/struttura/dgpromozionesistemapaese/
4. ExTender // ExTender. URL: https://extender.esteri.it/sito/
5. infoMercatiEsteri // infoMercatiEsteri. URL: http://www.infomercatiesteri.it/#slider-1
6. Vergara F. Il Sistema paese a supporto dell’internazionalizzazione // Banca d’Italia — 2013