Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Итальянской Республики с 2014 по 2022 год | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Симонова, Е. Д. Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Итальянской Республики с 2014 по 2022 год / Е. Д. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 299-300. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102769/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье автор делает краткий анализ состояния российско-итальянских отношений в период введения санкций 2014 года вплоть до 2022 года.

Ключевые слова: экономические отношения, экономическое сотрудничество, российско-итальянские отношения, Россия, Италия, ЕС.

Италия считается одним из ведущих экономических партнеров России и в Западной Европе, и в мире в целом. Страна занимает 7 место во внешнеторговом обороте с Россией и 3 место среди стран — членов Европейского союза. Первое место в этом списке занимает Германия, а второе — Нидерланды. Важность сотрудничества с Итальянской Республикой была прописана в главном внешнеполитическом документе Российской Федерации, которым является Концепция внешней политики [1], предпоследняя редакция которого была принята в 2016 году, уже после начала украинского военного конфликта. В этом документе подчёркивалось, что Италия является важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах. Конечно, при этом Италию нельзя рассматривать в отрыве Европейским союзом, так как страна является его участником, и любые колебания в отношения России и ЕС будут отражаться на отношениях России с Италией. Поэтому в главных внешнеполитических документах Италии будут присутствовать всегда, в основном, тезисы из документов ЕС. В том числе и о подходах к взаимодействию с Россией, который в ЕС охарактеризовали как «сдерживание диалог». Тем не менее, в концепции внешней политике РФ было сказано, что ЕС остаётся важным торгово-экономическим партнёром, и в целом Россия всегда готова к взаимовыгодным партнерским отношениям как и с ЕС, так и с отдельными участниками. В этой связи неудивительно, что экономические отношения России и Италии заметно пострадали после событий и последовавших санкций 2014 года.

Хотя Италия и поддерживает санкции, введенные Европейским союзом в отношении России с 2014 года (в том числе и санкции 2022 года), она всегда занимала гибкую позицию относительно их имплементации, поддерживая в целом на прежнем уровне диалог с Москвой по вопросам торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, а также сохраняя итальянское инвестиционное присутствие в России. Итальянские компании на российском рынке представлены почти во всех сферах — это и электроэнергетика, агропромышленный комплекс, сталелитейная, авиационная и космическая промышленность, вертолетостроение, высокие технологии, транспортная и энергетическая инфраструктуры, нефтедобыча и переработка нефти, производство современного оборудования. Тем не менее, самая главная специализация Италии — это экспорт товаров, и, в основном, товаров класса люкс. Итальянцы очень заинтересованы в огромном российском рынке, поэтому охотно продолжают с нами сотрудничать. В то же время итальянские компании также были заинтересованы выйти через систему ЕАЭС на азиатские рынки, поэтому сотрудничество с Россией представляется им очень выгодным даже в условиях санкций 2014 года. Развитие торговых отношений — это ключевое направление в экономике Италии.

После 2014 года на территории России действовало около 600 итальянских предприятий, которые продвигают концепцию производства «сделано с Италией» вместо «сделано в Италии» [2]. На этом направлении активно развивались связи регионов России и Италии вплоть до 2022 года. Так, правительство Москвы заключало соглашения о сотрудничестве с Венето, Трентино-Альто Адидже, Ломбардией, в сентябре 2018 года было подписано соглашение с Апулией. Межрегиональные связи с Италией поддерживают более 40 субъектов Российской Федерации. Среди российских регионов, наработавших за последние годы значительную базу партнерского взаимодействия, — Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская, Свердловская, Воронежская, Калужская области. Несмотря на санкции и кризис в отношениях с ЕС, наше сотрудничество в экономике активно продолжалось. Развитие бизнеса в регионах распространялось, в том числе, на инновационные проекты (например, контракт с парком «Иннополис» в Татарстане) и опирался на региональные отраслевые ассоциации. Особенно активно — там, где есть целенаправленная поддержка региональных властей, например, в Калужской области.

Отмечался растущий интерес итальянских компаний к совместным проектам с Российским фондом прямых инвестиций. Кроме того, значимым инвестиционным проектом с бюджетом более 100 млн. евро, реализуемым российской объединенной компанией РУСАЛ, является модернизация и перезапуск глиноземного завода «ЕврАллюмина» (город Портскузо, остров Сардиния), мощностью 1070 тыс. тонн. Перезапуск предприятия положительно скажется на социально-экономической ситуации на Сардинии и в алюминиевой промышленности Италии.

Среди наиболее крупных итальянских инвестиций в российскую экономику можно отметить следующие: приобретение фирмой Indesit завода по производству холодильников у Новолипецкого металлургического комбината «Стинол» (Липецкая область); приобретение фирмой Candy завода по производству стиральных машин «Вятка» (Кировская область); строительство завода по производству водонагревателей Ariston в Ленинградской области; в пищевой промышленности работают заводы Ferrero (Владимирская область) и Parmalat (Екатеринбург и Белгород); собственное производство имеет компания Pirelli (в Воронеже и Кирове). Почти в каждом секторе экономики можно было обнаружить итальянское присутствие.

Тем не менее, непростая ситуация в Европе и мире в целом сказывается на динамике российско-итальянских отношений, а раскрученная Вашингтоном и Брюсселем санкционная спираль негативно влияет на достижение взаимовыгодных коммерческих

Таким образом, с 2014 года по 2022 год итальянское присутствие наблюдалось практически во всех отраслях российской экономики. В целом следует отметить, что экономические отношения между Россией и Италией отличаются заметно большей прочностью по сравнению с другими странами ЕС. При этом, несмотря на сложности, вызванные санкциями и пандемией, наше тесное сотрудничество продолжалось вплоть до 2022 из-за взаимной заинтересованности стран друг в друге. Фактически политическое отношение двух стран были заморожены, однако это не мешало наладить экономический диалог вплоть до 2022 года.

В нынешних реалиях сложно говорить об экономическом сотрудничестве наших стран в связи с событиями 2022 года. Так, в новой внешнеполитической концепции РФ 2023 года [3] уже не идёт речь о взаимовыгодном партнёрстве между Россией и странами ЕС. Сейчас в концепции делается упор на безопасность страны и необходимости формирования новой модели взаимодействия с европейскими государствами в связи с нашей географической близостью и давними связями в области экономики и культуры. Также указывается, что США намеренно ослабляют экономики ЕС и России санкциями для достижения роли глобального лидера. На данный момент Италия входит в число так называемых «недружественных стран» из-за её членства в ЕС и НАТО, которые проводят агрессивную политику по отношению к России и создают угрозы её безопасности.

Крупные военные конфликты всегда перекраивает политическую и экономическую карту мира. Пока что мало кто понимает, как дальше будет развиваться события, и как это может отразиться на Росиии и странах ЕС, но, так или иначе, санкции причинят большой вред всем. Скорее всего такая ситуация будет продолжаться и после окончания специальной военной операции Росси, и ещё многие годы наши отношения будут в замороженном состоянии до тех пор, пока не произойдёт кардинальный разворот в политике и смена власти в США, а также в ключевых странах ЕС.

Литература:

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года // МИД России. — URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248
  2. Россия-Италия: «Сделано с Италией» — новая модель для укрепления двустороннего сотрудничества // Петербургский международный экономический форум. — URL: https://forumspb.com/news/news/rossiya-italiya-sdelano-s-italiey-novaya-model-dlya-ukrepleniya-dvustoronnego-sotrudnichestva/
  3. Концепция внешней политики Российской Федерации 2023 года // Администрация Президента России. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/70811
Основные термины (генерируются автоматически): Италия, Россия, Европейский союз, отношение, отношение России, страна ЕС, итальянское присутствие, Москва, США, экономическое сотрудничество.


Ключевые слова

Россия, ЕС, Италия, экономические отношения, экономическое сотрудничество, российско-итальянские отношения

Похожие статьи

Эволюция роли НАТО во внешней политике Италии

В данной статье рассматриваются основные исторические этапы взаимоотношений Итальянской республики с Организацией Североатлантического договора, их развитие, а также перспективы будущего взаимодействия.

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока

В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Факторы, определяющие российско-германские отношения на современном этапе

В статье автор рассматривает основные факторы, определяющие особенности российско-германских отношений в настоящее время.

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...

Похожие статьи

Эволюция роли НАТО во внешней политике Италии

В данной статье рассматриваются основные исторические этапы взаимоотношений Итальянской республики с Организацией Североатлантического договора, их развитие, а также перспективы будущего взаимодействия.

Межгосударственные отношения России и Турции в XXI веке

В статье автор исследует основные положения межгосударственных российско-турецких отношений с 2014 по 2024 гг. под влиянием внешнеполитического и экономического факторов в условиях политического диалога между государствами.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Нормализация китайско-российских отношений в 1989–1999 гг. и их влияние на социально-экономическое сотрудничество провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока

В статье рассматриваются китайско-российские отношения в 1989–1999 гг., а также особенности социально-экономического сотрудничества провинции Хэйлунцзян и Дальнего Востока.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Факторы, определяющие российско-германские отношения на современном этапе

В статье автор рассматривает основные факторы, определяющие особенности российско-германских отношений в настоящее время.

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама

В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Инвестиционное сотрудничество Российской Федерации со странами — членами БРИКС

В данной статье проводится анализ инвестиционного сотрудничества стран-участниц объединения БРИКС. Рассматриваются накопленные, текущие и взаимные инвестиции этих стран, а также предлагаются рекомендации по повышению уровня взаимного сотрудничества в...

Задать вопрос