Стратегия развития современного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Салехов, А. И. Стратегия развития современного предприятия / А. И. Салехов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 291-296. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102784/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье исследуется экономическая сущность стратегического развития предприятия. Определяется порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия, исследуются принципы, которым должен соответствовать план развития современного предприятия.

Ключевые слова: стратегия, развитие, стратегическое управление; стратегический менеджмент.

The article examines the economic essence of the strategic development of an enterprise. The procedure for the development and implementation of an enterprise development strategy is determined, the principles that a modern enterprise development plan must comply with are examined.

Keywords: strategy, development, strategic management; strategic management.

В современном стратегическом управлении вся деятельность по планированию, организации, руководству и контролю предполагает адекватную взаимосвязь социологических и временных отношений для достижения целей, установленных внутри предприятия [1, с. 77–78]. Как следствие, современные процессы управления могут применяться в более широком и сложном контексте. Поэтому они используются в компаниях, религиозных учреждениях, образовательных учреждениях и общественных организациях.

Для того, чтобы выработать стратегию развития, предприятие должно проанализировать свою внутреннюю и внешнюю среду, и с помощью полученной информации определяет свои видение и миссию, а также формулирует стратегию, стратегический план развития, затем уже принимает меры для реализации этой стратегии, достижения конкурентоспособности и повышения эффективности его деятельности [2, с. 101–103; 4, с.33–34].

Хотя концепция стратегического управления появилась в деловом администрировании относительно поздно — примерно в начале 1970-х гг., — этой темой по сей день занимается почти неисчислимое количество ученых и практиков. Их понимание стратегического управления существенно различается как системно, так и методологически.

Стратегия определяется как широкий и общий план, разработанный для достижения долгосрочных целей. Организационная стратегия может и обычно фокусируется на многих различных организационных областях, таких как финансы, продажи, маркетинг, производство, исследования и разработки и связи с общественностью. Она дает широкое направление деятельности предприятия [6,с.35; 7,с.17].

Стратегия развития предприятия — это процесс планирования по использованию существующих у предприятия ресурсов и обеспечения их эффективного использования. Стратегия является конечным результатом стратегического планирования. Хотя более крупные предприятия, как правило, более точны в разработке организационной стратегии, чем более мелкие предприятия, каждое предприятие должно иметь свою стратегию.

Разработка стратегии развития является ключевым аспектом обеспечения эффективного функционирования предприятия. Прохождение всех этапов планирования, разработки и воплощения стратегии долгосрочного экономического развития будь то стратегия выхода на рынок или стратегия опережения конкурентов, представляет собой сложный и продолжительный процесс, требующий тщательной подготовки и учета влияния факторов внутренней и внешней среды [3, с. 67–68; 5,с.78–79].

Структурно процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия показан на рис. 1.

Алгоритм разработки и реализации стратегии развития предприятия (авторская разработка)

Рис. 1. Алгоритм разработки и реализации стратегии развития предприятия (авторская разработка)

Ученые отмечают, что особенно актуально применение стратегических подходов и принципов менеджмента в современных условиях, характеризующихся активным внедрением цифровых сервисов и услуг, приводящих к смене традиционных бизнес- моделей ведения бизнеса [4, с. 35–36; 5,с.80].

Стратегия развития современного предприятия основывается на конкретных принципах. Структурно они показаны на рисунке 2.

Принципы стратегии развития предприятия (авторская разработка)

Рис. 2. Принципы стратегии развития предприятия (авторская разработка)

Реализация принципов диктуется необходимостью учета следующих условий:

— предприятие должно точно представлять конечный результат своих управленческих решений. Должны быть сформулированы цель, задачи, методы и способы функционирования предприятия;

— внешняя среда предприятия нестабильна, поэтому стратегия развития должна быть гибкой, адаптивной к изменяющимся условиям хозяйствования;

— эффективноcти, что отражается на достижении целевых показателей, прежде всего, финансовых;

— стратегия рассчитана на долгосрочное развитие, то есть должна включать в себя планы и прогнозы на обозримое будущее, а в идеале иметь несколько этапов развития с несколькими вариантами исхода в зависимости от потенциальных угроз и модели поведения конкурентов и потребителей;

— результативность заключается в достижении поставленных целей и выполнении задач, миссия предприятия должна быть выполнена.

Таким образом, разработка и реализация стратегии развития предприятия представляет собой гибкий механизм, включающий в себя не только полноценный анализ внутреннего потенциала, но и учет факторов внешней среды. Выбирая наиболее оптимальную стратегию развития предприятия, нужно учитывать специфические особенности сферы деятельности и производственного процесса, управленческие процессы и технологию. Поэтому современным предприятиям необходимо решать такие задачи, как рациональное использование производственного потенциала, повышение технологического уровня и инновационности производственных процессов, обеспечение устойчивых параметров конкурентоспособности [3,с.94].

Чтобы стратегия была полезной, она должна соответствовать целям предприятия, которые, в свою очередь, должны соответствовать целям предприятия.

Итогом формирования стратегии развития современного предприятия является стратегический план, который содержит в себе основные направления деятельности предприятия, с целью повышения его эффективности, основанные на анализе внутренней и внешней среды деятельности предприятия.

Стратегическое планирование помогает бизнес-лидерам периодически оценивать прогресс в соответствии с планом и вносить изменения или корректировки в ответ на изменяющиеся условия. Например, бизнес может стремиться к глобальному присутствию, но могут возникнуть юридические и нормативные ограничения, которые повлияют на его способность работать в определенных географических регионах. В результате бизнес-лидерам, возможно, придется пересмотреть стратегический план, чтобы переопределить цели.

Стратегический менеджмент представляет собой комплексный процесс, направленный создание оптимальных условий для извлечение максимально возможной выгоды от использования соответствующей организационной стратегии. Надлежащая стратегия — это стратегия, которая наилучшим образом соответствует потребностям предприятия в конкретное время.

Предприятия, которые лучше всего согласовывают свои действия со своими стратегическими планами, занимаются стратегическим управлением. Процесс стратегического управления формирует постоянную практику, способствующую точному соблюдению концепции стратегического плана.

Иными словами, стратегическое управление — это процессуальная категория, которая применяется к стратегии, представляющей собой материальную категорию. Таким образом, стратегическое управление иногда называют исполнением стратегии, а ее реализация включает в себя определение ориентиров, распределение финансовых и человеческих ресурсов и обеспечение лидерства для достижения поставленных целей.

Стратегическое управление может включать предписывающий или описательный подход. Предписывающий подход фокусируется на том, как должны создаваться стратегии. Он часто использует аналитический подход, такой как SWOT-анализ или сбалансированные системы показателей, для учета рисков и возможностей. Описательный подход фокусируется на том, как следует реализовывать стратегии, и обычно основывается на общих рекомендациях или принципах.

Учитывая сходство между стратегическим планированием и стратегическим управлением, эти два термина иногда используются как синонимы.

Стратегические решения принимаются в несколько этапов: постановка задачи, формирование альтернативных решений, принятие решения и его реализация. Итак, опишем стратегическое управление на примере организации ООО «Бико Групп».

Первым шагом является определение и идентификация миссии и цели организации, а также оценка состояния внешней и внутренней среды организации, т. е. проведение стратегического анализа.

Миссия ООО «Бико Групп»:

— обеспечение доступного уровня цен для клиентов организации;

— достижение определенного уровня комфорта клиентов, который связан с обеспечением к ним индивидуального подхода;

— обеспечение нового подхода к взаимоотношениям «организация — клиент», который основывается на понимании интересов сторон и взаимном доверии.

В перспективе организация ООО «Бико Групп» ориентирована на улучшение финансового результата собственной деятельности, дерево стратегических целей развития организации ООО «Бико Групп» детально представлено в рамках рисунка 3.

Дерево целей организации ООО «Бико Групп»

Рис. 3. Дерево целей организации ООО «Бико Групп»

В организации разработаны и активно применяются 6 стратегий ООО «Бико Групп».

Стратегия продукта. Цель организации предоставление каждому клиенту полного спектра услуг высокого качества по доступным ценам.

Стратегия персонала. Сотрудники организации ООО «Бико Групп» — это команда. Всех сотрудников руководство организации вовлекает в ее ценности и делится знаниями с помощью делегирования обязанностей и системы обучения персонала.

Стратегия предотвращения потерь. Оценка тенденций, а также прогнозирование макроэкономической и политической ситуации в стране и отрасли для предотвращения экономических потерь.

Стратегия ресурсов. Использование лучших инструментов для привлечения и сохранения информационных, материальных и финансовых ресурсов.

Стратегия инноваций. Постоянное улучшение бизнес-процессов, технических решений, характеристик продуктов, маркетинговых технологий для повышения эффективности деятельности организации.

Стратегия системы. Четкое целеполагание и планирование деятельности организации.

Основными стратегическими целями в области управления финансами ООО «Бико Групп» являются следующие:

— улучшение финансового положения, избегание банкротства и финансовых неудач;

— рост объемов производства и реализации;

— лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу капитала);

— максимизация цены организации.

Проектирование целей на ООО «Бико Групп» обеспечивается формулировкой качественных и количественных показателей, срока достижения, ответственного исполнителя, ограничений по ресурсам.

После формулировки миссии и целей на организации проводится стратегический анализ, который начинается с анализа внешней среды.

Анализ внешней среды, выполненный относительно стратегической цели, позволяет оценить стратегический климат или стратегические условия, создаваемые внешней средой: оценить возможности и угрозы. Этим на организации также занимаются административно — управленческий персонал. Кроме того, для наиболее объективной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, организация приглашает экспертную группу и проводит данную оценку по пятибалльной шкале. Результаты анализа оформляются табличным и матричным методом.

Для оценки влияния внешних факторов на деятельность ООО «Бико Групп» был проведен PEST — анализ (таблица 1).

Таблица 1

Степень влияния факторов внешней среды на деятельность ООО «Бико Групп»

Фактор влияния

Оценка степени влияния

Вес

Политические факторы

Правительственная стабильность

3+

0,02

Изменение законодательства

4+

0,04

Налоговая политика

5+

0,1

Проведение СВО и введение ограничений, связанных с ней

4-

0,1

Социальные факторы

Рост населения

5+

0,2

Сокращение доходов

5-

0,2

Отношение населения к труду

4+

0,05

Социальная мобильность населения

2+

0,01

Активность потребителей

4+

0,09

Миграция населения в связи политическими событиями в стране

3-

0,03

Экономические факторы

Экономическая ситуация в стране

3-

0,1

Курс национальной валюты

1-

0,01

Уровень инфляции

3-

0,03

Уровень безработицы

4-

0,03

Стоимость энергоресурсов

1-

0

Нарушение логистических цепочек, связанное с введением санкций

4-

0,1

Технологические факторы

Технология продажи

4+

0,1

Состояние оборудования

3+

0,02

Стоит отметить, что реализация PEST-анализа наглядно продемонстрировала тот факт, что к числу наиболее значимых факторов воздействия внешней среды на анализируемую организацию ООО «Бико Групп» необходимо относить такие факторы, как изменения законодательных норм, а также налоговую политику, которую проводят государственные органы. Кроме того немаловажное значение оказывает инфляционный уровень и безработица, рост населения, отношение граждан к трудовой деятельности и их непосредственная активность. При этом ввиду изменения законодательных норм у анализируемой организации появляется возможность значительным образом расширить сферу своей коммерческой деятельности и занять на рынке новые, а также укрепить уже имеющиеся позиции.

По результатам анализа был разработан и составлен следующий стратегический план развития ООО «Бико Групп»:

  1. Миссия предприятия — удовлетворение потребности заказчика в разработке и внедрении высококачественного программного обеспечения доступным ценам по различным регионам РФ и ближнего зарубежья.
  2. Цели предприятия: Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; поддержание высокого уровня деловой репутации; получение максимальной прибыли; проведение сбытовой политики; продажа качественных продуктов.
  3. Основные задачи для достижения стратегических целей:

— разработать стратегию сбыта продукции;

— актуализировать ассортимент разрабатываемого продукта;

— внедрить систему управления качеством и апгрейда;

— расширять базу заказчиков посредством маркетинговых решений;

— разработать стратегию управления персоналом, включающую оптимизацию штатных должностей технического отдела с учетом узкопрофильности (профессиональной компетенции), а также применением специально разработанной модели компетенций.

4. Стратегический план развития соответствует стратегии концентрированного роста, то есть направленная на улучшение показателей своего продукта, разработке нового продукта в отрасли программного обеспечения, посредством поиска возможностей улучшения своего положения на рынке IT-технологий, в том числе путем поиска новых рынков для уже производимого продукта, а также производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке.

  1. Цели организации в функциональных стратегиях таковы:

1) Маркетинговая стратегия: определение потребности заказчика, освоение новых рынков, мониторинг потребительского спроса, рекламирование организации и программного продукта.

2) Производственная стратегия: оптимизация временных и ресурсных затрат; контроль за качеством продукции; гарантийное обслуживание и апгрейд программного продукта.

3) Стратегия НИОКР: введение новых видов услуг; разработка и внедрение IT-новшеств; модернизация в сфере программного обеспечения.

4) Финансовая стратегия — для того, чтобы нормализовать показатели дебиторской задолженности посредством: внедрения штрафов/пеней за неуплату в определенный срок; использование факторинга как инструмента финансирования продаж; нормализации показателя кредиторской задолженности.

5) Стратегия менеджмента: эффективное достижение целей организации за счет привлечения узкопрофильных специалистов, соответствующих предъявляемым компетенциям, активизация работников всех подразделений по контролю за движением и использованием всех ресурсов.

  1. Наиболее значимым проектом для Общества является его расширение, в том числе на территории р. Крым, ЛНР и ДНР.

В заключении отметим, что приведенные выше основы стратегического планирования — являются столпами, на которых базируется успешный стратегический менеджмент.

Современное развитие и адаптация к новым условиям стратегического управления обусловлены необходимостью иметь высоко квалифицированные кадры с профессиональными навыками, способностями и возможностью адаптироваться к реальности. Говорить об успехе стратегии современного предприятия можно в том случае, когда персонал компаний будет достаточно компетентен, чтобы владеть современными технологическими навыками, что позволит компаниям эффективно расширяться [4,с.38; 5,с.80]. Прогресс в стратегическом управлении важен для эффективного планирования и прогнозирования будущего курса компании. Стратегический менеджмент задает направление деятельности предприятия и ее сотрудников. Особенностью стратегического планирования является фокус на долгосрочных целях и задачах. Его эффективность способствует повышению производительности, увеличению прибыли и расширению на рынке.

Литература:

  1. Балабанов, И. Т., Балабанов А. И. Планирование бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2017. 315 c
  2. Виханский, О. С. Стратегическое управление. М.: 2005. 296 c
  3. Конобеева А. Б., Оганнисян А. А. Совершенствование муниципального управления малым предпринимательством как способ повышения благосостояния населения в городе Москве в современных условиях: В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения / Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В. И., 2015. С. 93–95.
  4. Конобеева, А.Б., Гусев, В.Е. Объективное и субъективное в процессе планирования//Маркетинг и логистика. 2020. № 2 (28). С. 32–41.
  5. Конобеева, А. Б. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод повышения эффективности управления организацией//Маркетинг и логистика. 2020. № 3 (29). С. 77–81.
  6. Конобеева, А.Б. Инновационные кадровые технологии как инструмент увеличения рентабельности организации//Маркетинг и логистика. 2021. № 2 (34). С. 30–36.
  7. Конобеева А. Б., Паземов, И. М. Организация труда в маркетинговой индустрии: вызовы платформизации экономики//Гуманитарий и социум. 2021. № 6. С. 16–20.
  8. Кочербаева, А. А., Самайбекова, З. К. Роль стратегического управления в развитии организации // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т 2. № 1. С. 67–78
  9. Разумовская, Е. А., Трофименко, Л. А., Соколов, А. П. Влияние пандемии COVID-19 на сферу кредитования физических лиц в Российской Федерации // Журнал прикладных исследований. 2021. Т 3. № 2. С. 35–45.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегическое управление, внешняя среда, стратегическое планирование, Стратегия, Группа, реализация стратегии развития предприятия, современное предприятие, стратегический менеджмент, стратегический план, стратегия развития.


Похожие статьи

Разработка стратегии развития организации

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Разработка стратегии развития организации

В данной статье рассмотрено понятие «стратегия», процесс разработки стратегии для предприятия, значимость миссии и цели для развития компании.

Стратегическое планирование инновационного развития города

В статье изложена методика разработки стратегического плана инновационного развития города. Описано, какую важность представляет собой стратегия развития, что положительного она несет в себе. Также выделены критерии, которым должна отвечать методика ...

Особенности разработки отдельных элементов стратегии развития организации, влияющих на ее конкурентоспособность

В статье рассматриваются особенности применения стратегического планирования в целях повышения конкурентоспособности организации, определяются основные этапы разработки стратегии, предлагаются новые элементы для разработки конкурентной стратегии.

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Методические подходы к разработке стратегии развития организации

В статье подчеркнута значимость корректной разработки стратегии развития предприятия; проанализировано многообразие теоретико-методологических подходов к определению сущности и видовой специфики стратегии развития организации; выделены основные этапы...

Этапы формирования стратегии управления человеческими ресурсами

Статья посвящена рассмотрению различных подходов к определению этапов формирования стратегии управления человеческими ресурсами (далее УЧР). Систематизируются существующие в литературе подходы к процессу разработки стратегии УЧР и предлагается собств...

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий

Статья посвящена стратегическому управлению инновационным развитием предприятий в ней рассматриваются подходы к определению стратегического управления, процесс разработки инновационной стратегии предприятия.

Стратегия развития организации: подходы и определение

В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и...

Похожие статьи

Разработка стратегии развития организации

В статье рассмотрены основные направления формирования стратегий организационного развития; проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Разработка стратегии развития организации

В данной статье рассмотрено понятие «стратегия», процесс разработки стратегии для предприятия, значимость миссии и цели для развития компании.

Стратегическое планирование инновационного развития города

В статье изложена методика разработки стратегического плана инновационного развития города. Описано, какую важность представляет собой стратегия развития, что положительного она несет в себе. Также выделены критерии, которым должна отвечать методика ...

Особенности разработки отдельных элементов стратегии развития организации, влияющих на ее конкурентоспособность

В статье рассматриваются особенности применения стратегического планирования в целях повышения конкурентоспособности организации, определяются основные этапы разработки стратегии, предлагаются новые элементы для разработки конкурентной стратегии.

Разработка конкурентной стратегии развития предприятий

В статье анализируется сути и разработка конкурентной стратегии развития предприятий, перечислены задачи, элементы и этапы конкурентной стратегии. Основная цель расследование заключается в определении путей повышения эффективности и организации разра...

Методические подходы к разработке стратегии развития организации

В статье подчеркнута значимость корректной разработки стратегии развития предприятия; проанализировано многообразие теоретико-методологических подходов к определению сущности и видовой специфики стратегии развития организации; выделены основные этапы...

Этапы формирования стратегии управления человеческими ресурсами

Статья посвящена рассмотрению различных подходов к определению этапов формирования стратегии управления человеческими ресурсами (далее УЧР). Систематизируются существующие в литературе подходы к процессу разработки стратегии УЧР и предлагается собств...

Стратегическое управление инновационным развитием предприятий

Статья посвящена стратегическому управлению инновационным развитием предприятий в ней рассматриваются подходы к определению стратегического управления, процесс разработки инновационной стратегии предприятия.

Стратегия развития организации: подходы и определение

В статье автором рассматривается понятие стратегии развития организации и стратегического управления, особенности ее построения и управления. Анализируются различные точки зрения на рассматриваемое понятие и подходы к определению стратегии развития и...

Задать вопрос