Статья посвящена проблемам правового регулирования деятельности органов внутренних дел. В разных аспектах рассмотрено понятие системы правоохранительных органов. Исследованы нормативно-правовых акты, на которых основывается правоохранительная система. Также проанализированы проблемы, с которыми столкнулась система правоохранительных органов на начальном этапе реформирования системы МВД. Так, с момента принятия Закона о полиции уже исправлены многие ошибки, в частности, такие как дублирование и противоречие некоторых нормативно-правовых норм. Правовые нормы должны создаваться и регулярно корректироваться в соответствии с интересами граждан. При принятии или изменении нормативно-правовых документов следует применять сбалансированный и гибкий подход, тщательно рассматривать и подготавливать ту или иную реформу. Важную роль в системе правоохранительных органов играют кадры, которые должны быть как юридически образованы, так и соответствовать определенным нормам нравственности.
Ключевые слова: нормы права, правовые акты, правоохранительная деятельность.
В настоящее время для решения задач, касающихся деятельности органов внутренних дел, необходимо вовремя вносить коррективы в нормативно-правовые документы, основываясь при этом на общественное мнение, не забывая о том, что качество правового регулирования должно соответствовать всем требованиям [1]. На сегодняшний день законодательством не определены понятия «правоохранительный орган», «правоохранительная деятельность» и «правоохранительная система». В соответствии со ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в РФ функционируют:
– гражданская служба;
– военная служба;
– государственная служба иных видов [2].
Важно отметить, что военная и гражданская служба имеют точное определение своей деятельности, при этом законодательством не рассматривается определение государственной службы иных видов. Правоохранительная система в РФ формируется на основе Конституции РФ [3], и законодательных положений, которые отражают основу правового характера.
Анализ юридической литературы позволил сделать вывод, что система правоохранительных органов — это государственные и правовые средства, а также методы и гарантии, дающие возможность быть защищенным от незаконных общественных отношений. Стоит уделить особое внимание на то, что правоохранительная система действует только как средства и методы правового характера, направленные на удовлетворение не только потребностей граждан, но и общества, а также государства в целом [4]. Также проблемой правового регулирования деятельности полиции является нерациональная работа всей системы правоохранительного порядка, которая в свою очередь влияет на обеспечение правопорядка в стране и сдерживает достижение главных целей государства [5]. Ещё рассматриваемая система непосредственным образом зависит от кадрового аппарата, который должен соответствовать не только требованиям образования, но и иметь культуру юридического и нравственного характера. Правоохранительная система, как и весь государственный аппарат в целом, должна опираться на интересы большинства граждан, а не на привилегированные слои населения. Именно поэтому, разрабатывая программу перспективного развития органов правоохранительного порядка, а также при внесении изменений в отдельные правовые акты, важно создать программу комплексного развития правоохранительной системы РФ. Это позволит одинаково изменяться как объектам правоохранительной деятельности, так и элементам ее структуры [6].
На начальном этапе реформ МВД РФ была проявлена поспешность, которая повлияла на не рациональное регулирование определенных областей деятельности полиции в нашей стране — это также является одной из проблем правоохранительных органов. Так, например, с момента принятия Закона о полиции [7] предметом правового регулирования были 18 федеральных законов, которые позволили устранить дублирование и противоречия правовых норм, уточнили порядок их осуществления, уполномочивали сотрудников полиции дополнительных полномочий или освобождали от неспецифических функций [8]. Именно поэтому при дальнейшем проведении реформирования МВД необходимо применять сбалансированный подход в деятельности, а также подготавливать и тщательно рассматривать принятие той или иной реформы. Непосредственно важным является и то, что необходимо быстрее осуществлять внесения не только в федеральное законодательство, но и в региональные и областные структуры, которые помогут реорганизовать деятельность всей системы правоохранительной деятельности органов внутренних дел РФ.
Таким образом, существуют определенные проблемы правового регулирования органов внутренних дел (полиции), которые в перспективе помогут совершенствовать всю систему правоохранительных органов.
Литература:
- Поляков М. П. Правоохранительные органы: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков [и др.]; под общей редакцией М. П. Полякова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 362 с.
- О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Пеньков М. В., Очаковский В. А. Проблемы применения мер административного пресечения // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34–2. С.196–201.
- Очаковский В. А., Баранов Д. О. Правила обращения сотрудников органов внутренних дел с гражданами // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 34. С. 19–23.
- Очаковский В. А., Крутова Я. А., Гаспарян А. К. Применение органами внутренних дел (полицией) досмотра как меры административного принуждения // Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2014. № 05 (099). С. 1337–1347.
- О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 29.12.2022)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
- Телегин А. С., Иванова О. А., Михалева Г. Г. Актуальные вопросы административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях: сборник материалов Региональной научно-практической студенческой конференции (г. Пермь 26 ноября 2020 г.) / под науч. ред. А. С. Телегина, О. А. Ивановой, Г. Г. Михалевой; Пермский государственный национальный исследовательский университет. –– Пермь, 2021. 293 с.