Актуальность исследования вопроса как знака мышления определена необходимостью в развитии Отечественных положений патопсихологии и, в частности, в совершенствовании подхода к качественному описанию нормотипичного развития мышления. Новизна исследования заключается в рассмотрении вопроса как знака мышления, в развитии психологического понимания информации, новейших частных экспериментальных психологических исследованиях. Особенную практическую значимость исследовательской работы составляет оригинальный подход к исследованию, перспективные выводы.
Ключевые слова: знак мышления, исследовательская активность, вопрос как знак мышления, мышление, патопсихология, вопросные формы мышления.
Актуальность исследования. Экспериментальные исследования в сфере психологического знания преимущественно реализуются по нейро-направлениям, что является, по сущности проводимых работ, психофизиологическим анализом, а не истинно психологическим (ср. знач. психологический и психофизиологический). Подлинные психологические экспериментальные исследования в современной науке не проводятся — из существующих ученых трудов экспериментальные исследования представляют серию исключительно классических диагностических проб, а не принципиально новую экспериментальную мысль. Проблема исследования: невозможно усмотреть методологическую солидарность научного сообщества при решении фундаментальных вопросов психологии: при существующих развернутых литературных обзорах за авторами сохраняется субъективное представление, а развитие научной мысли той или иной школы психологического знания не прослеживается. В настоящем исследовании решается проблема интрапсихической поисковой деятельности и ее внешним (интерпсихическим, диагностически ценным) означением.
Новизна исследования и его Научная значимость. Впервые « вопрос » рассматривается как знак мышления, как диагностический материал для патопсихологического исследования: когда анализируется вопросно-мыслительная деятельность субъекта как на вербальном, так и невербальном уровне. Вопрос понимается в общем, а не частном-лингвистическом смысле, в общем — реализация мышления в поисковой деятельности; или вопрос как промежуточная форма мышления, преимущественно основанная на операции аналогии (не исключая остальные [анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и называние]) и служащая для образования новых понятий, для раскрытия закономерностей объективной действительности.
Описание объекта исследования: восприятие как процесс мышления . Настоящее исследование рассматривает в рамках культурно-исторического подхода вопрос об информации как о специфическом психическом образовании, доступном диагностике через анализ вопросных форм мышления и коррекции. Описание предмета исследования: детерминирующие инертность мышления факторы физиологического происхождения в структуре исследовательской / познавательной активности субъекта.
Гипотеза исследования. Исследовательская активность субъекта определяется его общественной средой: в ходе совместного решения социальных задач «общий план выполнения» переносится на «когнитивный стиль».
Методология исследования. Избраны следующие идеи: культурно-историческая теория Л. С. Выготского, понятие о когнитивных стилях М. А. Холодной, генетической психологии Д. Б. Эльконина, эволюционная теория Ч. Дарвина, понятие о евгенике Т. И. Юдина, философские воззрения на психологию Л. Я. Аверьянова.
Материалы и методы исследования. Основными методами являлись наблюдение и экспериментальное (опытно-поисковое) исследование, беседа. В качестве стимульного материала были использованы игры Никитиных.
В исследовательской программе приняли участие обучающиеся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № Х г. Екатеринбург. Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 6 марта 2019 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», законные представители ребенка и сам ребенок в праве не сообщать о состоянии здоровья ребенка, что ограничивало возможности психолого-коррекционной программы, т. к. в работе с детьми, имеющими ОВЗ, необходимо ориентироваться на результаты медицинского освидетельствования. Помимо того, что у ребенка ОВЗ (при наличии), психологу ничего более не было известно, за исключением сведений «со слов логопеда-дефектолога и/или учителей». — Таким образом, психологическая работа осуществлялась фактически «вслепую»: вместе с коррекционно-развивающим направлением было необходимо осуществлять параллельно диагностику психического статуса для каждого ребенка, проводить экспериментальные исследования в рамках основных занятий.
Оставляем за собой право опустить количественные наблюдения — опишем качественные, т. к. исследовательская выборка не превышала 20 человек и была крайне разнородной.
Опираясь на методологию Л. С. Выготского: «Психика слепого возникает не первично из самого физического дефекта, но вторично из тех социальных последствий, которые вызываются физическим дефектом» [1, с. 52]; «Всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности и вызывает к жизни новые психические силы, дает им новое направление» [1, с. 43], — а также собственные исследования [2, 3, 4], выделяем следующие причины, препятствующие исследовательской активности субъекта:
– или потому, что а.1 . усубъекта нарушен физиологический механизм на уровне ствола головного мозга, спинного мозга и/или периферической нервной системы, которые, в частности, обеспечивают тонус коры больших полушарий головного мозга, — отсутствие общей волевой психической активности субъекта на фоне неадекватного возбужденного состояния или тотальной психомоторной слабости;
– или потому, что а.2 . усубъекта нарушен корковый физиологический механизм, на субстрате которого строится психическая функция, обеспечивающая работу с той или иной (отдельной) информацией , — и, как следствие, субъект «слеп» на восприятие и воспроизведение соответствующих «стимулов»;
– или потому, что б . при сохранном физиологическом субстрате расстроена собственно психическая функция, обеспечивающая обработку (отдельной) информации , — что проявляется в функциональной дезорганизации системы нервных центров, а конкретно: утрачивается волевой компонент всякой или отдельной психической функции, ассоциирование несвободно и возможно исключительно по признакам, «вычурным» для субъекта;
– или потому, что в. при «перинатальных и ранних детских повреждающих обстоятельствах» в нервной системе возникает патология, препятствующая типично-адаптивной реакции НС и ее соответствующей организации, что проявляется в раннем детстве уже на общесоматическом состоянии (реакция на болезнь), а по мере взросления — особенностями протекания психических процессов с «ядерными комплексами расстройства»;
– или потому, что г . при сохранном физиологическом субстрате и психических функциях субъект существует г.1 . в «минимально реагирующей среде» и / или г.2 . в избыточно гомогенной-стационарной среде, которая является таковой объективно («педагогическая запущенность», см. п. г) или субъективно (причины а., б. и в.) , — восприятие и мышление субъекта лишаются собственной динамики на фоне бедной стимулами и конфликтами среды (такую среду целесообразно обозначить как «адинамичную» );
– или потому, что д . для деятельности субъекта существуют искусственные, управляемые д.1 . ограничения в доступе к информации или д.2 . социальные идеи «массового характера», препятствующие в свободной интерпретации наблюдаемых явлений, — у субъекта не возникает мотивации к познанию при ‘соответствующих условиях’.
Заключение. Вопрос рождается там, где имеет место общее движение жизни, где активность представляет нормальные, а не вынужденные условия; особое значение имеет общественное сопровождение, вне которого мысли просто не рождаются, не развиваются и не существуют. Вопрос не может быть сформулирован вне понятийного — требующего вычленения закономерностей — мышления; другими словами, на основе одной лишь памяти (конкретного мышления, инертного мышления) подлинный вопрос не развивается. Внутренняя активность субъекта, которая представлена непрерывными физиологическими процессами, «перетекает» через деятельность в активность внешнюю — субъект возмущает среду, которая возмущает субъекта и так далее. И этот процесс (представляется что) непрерывный. Более того, «возмутив среду» субъект влияет не только на себя, но и на других, что и представляет ядро деятельности, культуры. В этом контексте необходимо говорить об информации и упоминать сложный культурно-исторический процесс: только в живой природе существует информация, которая тем или иным образом представлена знаками, доступными к использованию при чувствительности к ним. У человека особая чувствительность к «знакам» порождается знанием. Отсюда становится очевидной причина магического мышления и примитивности — дефицит / искажение первичной информации, информации, с которой столкнулся человек впервые (паттерн работы высших ассоциативных полей).
Литература:
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии/Под ред. Т. А. Власовой.—М.: Педагогика, 1983.—368 с—(Акад. пед. наук СССР)
- Набойченко, Е. С. Возможности спортивной психологии в профилактике приобретенного продолжительного потребления никотина среди молодежи / Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2021. — № 2(51). — С. 27–55. — EDN HASVSL.
- Цветков, А. И. Медико-психологическая помощь пациентам паллиативного профиля и их родственникам / А. И. Цветков, Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2021. — № 2(51). — С. 5–21. — EDN QIUBRR.
- Набойченко, Е. С. К вопросу о студенческой активности в период дистанционного обучения / Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2022. — № 1(54). — С. 14–21. — EDN GUOBFQ.