Авторы статьи изучают одну из новинок современных технологий — телемедицину, которая предполагает дистанционное оказание медицинской помощи с использованием таких технологий, как видеоконференции и обмен данными. Акцентировано внимание на преимуществах телемедицины, нормативно-правовой базе в области телемедицинских услуг и популярных услугах телемедицины, доступных в России. Данная работа содержит исчерпывающий обзор состояния отечественной телемедицины и ее растущей популярности среди потребителей. В статье представлены статистические данные о росте телеконсультаций, который существенно увеличился за последние годы, особенно во время пандемии.
Ключевые слова : телемедицина, цифровизация, финтех, страхование, добровольное медицинское страхование.
Телемедицина — это, по определению, набор медицинских мероприятий, осуществляемых удаленно, включая консультации, диагностику, терапевтическое руководство, мониторинг и направление пациентов. Использование Интернета облегчает хранение данных и обмен ими, визуализацию необходимой информации для консультаций и запись разговоров с помощью видеоконференции. Телемедицина появляется как альтернатива консультациям в медицине, учитывая, что она может быть способна снизить спрос на медицинскую помощь и неравенство в доступе.
Нормативно-правовое регулирование регламентируется ФЗ от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». В том числе существует упоминание в ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а конкретнее статья 36.2, где прописаны 7 пунктов об оказании медицинской помощи пациенту с применением телемедицинских технологий. [1, 2]
Согласно исследованию BusinessStat от 2022 года, прослеживается следующая тенденция, которую можно увидеть на рис. 1. [3]
Рис. 1. Численность медицинских телеконсультаций в 2018–2021 гг.
Рассмотрим на графике растущий тренд на медицинские телеконсультации, количество которых в стране увеличилось почти в шесть раз, достигнув 1,07 миллиона. Легализация телемедицины и быстрое распространение сопутствующих услуг привели к расширению рынка. В 2020 году было проведено в четыре раза больше консультаций с врачами телемедицины, чем в 2019 году, что ознаменовало новый пик (4,51 миллиона). Это стало результатом карантинных ограничений, введенных в связи с пандемией. В 2021 году было проведено 4,95 миллиона телеконсультаций, что на 9,7 % больше, чем в 2020 году. Рост прекратился, и COVID-ограничения на посещение клиник были ослаблены.
На сегодняшний день предоставляются следующие виды услуг удаленной медицины: телемедицинские консультации, дистанционный биомониторинг, экстренные и плановые консультации, повышение квалификации врачей, трансляция хирургических операций. Также они позволяют в реальном масштабе времени вести прямой аудио-видеодиалог между врачами, пациентом и его родственниками. Наиболее популярные направления телемедицины — это ментальное здоровье, психотерапия, дерматология, кардиология, неврология, гастроэнтерология, общая терапия, педиатрия, пульмонология, лечение аллергии.
Выделим лидеров рынка телемедицины в таблице 1.
Таблица 1
Лидеры рынка телемедицины
1 |
«К Врачу», «ЕЦП.ЛИС», «ЕЦП.МИС» |
|
2 |
«СберЗдоровье» |
|
3 |
BestDoctor |
|
4 |
«Доктор рядом Телемед» |
|
5 |
«Доктис» |
|
Представленные в таблице 1 сервисы собрали наибольшую популярность у пользователей. К ним относятся: «К Врачу», «ЕЦП.ЛИС», «ЕЦП.МИС», «СберЗдоровье», BestDoctor, «Доктор рядом Телемед», «Доктис». Одна из них является государственной разработкой совместно с порталом «Госуслуг». Это сервис «Доктор рядом», где возможно получить телемедицинские консультации благодаря регистрации на «Госуслугах». Однако пока это пилотный проект и действует лишь в 6 регионах РФ (Калужской, Нижегородской, Ивановской, Ульяновской, Сахалинской области и в Республике Татарстан). [3]
Тем не менее удобнее и выгоднее приобрести услугу в страховых компаниях с соответствующей репутацией и высоким рейтингом, чтобы не платить за каждую консультацию, а пользоваться услугой безлимитно. Страховщики предлагают различные пакеты услуг, где есть возможность выгодно приобрести полис телемедицины даже на семью.
Не так давно телемедицина стала доступна на страховом рынке, и несколько страховых компаний первыми предложили эту услугу. Сегодня она широко доступна у многих крупных страховщиков, включая «Сбербанк Страхование», «Ренессанс», «Капитал Лайф», «Росгосстрах», ВСК и другие. Этот полис может продаваться как самостоятельный продукт или как дополнительный вариант к страхованию жизни и здоровья и может охватывать как отдельных лиц, так и целые семьи. Семейные пакеты часто предоставляются со скидками. Веб-сайт страховой компании может предлагать дополнительные скидки, рекламные акции и промо-коды. Онлайн-полис имеет те же права, что и бумажная версия, но страховое покрытие может начаться не сразу, иногда через 2–6 дней после покупки. Регистрация обычно занимает 10–15 минут, а готовый документ высылается по электронной почте. [6]
Что касается стороны потребителя, здесь так же наблюдается рост, где прослеживается тенденция, связанная с событиями в мире по вышеуказанным предпосылкам. Проиллюстрируем это на рис. 2.
Рис. 2. Численность потребителей телемедицинских сервисов в РФ, 2018–2021 гг. (млн. чел)
За 2018–2020 гг. численность потребителей сервисов телемедицины в России выросла в 4 раз и к концу периода достигла 18,1 млн чел. Факторами роста клиентской базы послужили легализация телемедицины, открытие новых сервисов, цифровизация здравоохранения, пандемия коронавируса.
В 2021 г темп роста потребителей замедлился и за год увеличился на 11,2 % до 20,1 млн чел. Рост числа клиентов частично стабилизировался после взрывного скачка последних лет, обусловленного принятием закона о телемедицине и пандемией. [3]
Возможность перспектив обуславливается не только популярностью среди населения данного вида услуг, но и тем объемом денежных средств, которые готово инвестировать государство в развитие новой сферы. Рассмотрим инвестиции в медицинские технологии по секторам рынка (рис. 3).
Рис. 3. Инвестиции в медицинские технологии по секторам рынка
В период с января по июнь 2021 года инвестиции в цифровое здравоохранение в России составили $31,7 млн. Наибольший процент инвестиций (34 %) пришелся на телемедицинские услуги, за которыми следуют услуги для пациентов (24 %). Проекты медицинского страхования заняли третье место по доле инвестиций. Рассмотрим это на рис. 3. [5]
Ожидается, что телемедицина будет одной из наиболее прогрессивных разработок на рынке здравоохранения в сфере медицинских технологий, которая с каждым годом набирает все большие обороты, прогнозируя темп роста 10–15 % в год уже через 5 лет.
Существуют различные положительные аспекты применения телемедицины.
Во-первых, нехватка поставщиков медицинских услуг означает, что и врачи, и пациенты ищут эффективные способы предоставления и получения медицинских услуг соответственно, чтобы сэкономить время в пути и расходы на пациентов.
Во-вторых, старение населения в России побудило искать инновационные способы предоставления услуг по уходу за пациентами, и телемедицина снова соответствует шаблону. Врачи могут использовать телемедицину для диагностики, лечения и управления широким спектром заболеваний, от боли в горле до злоупотребления психоактивными веществами, а также заказывать продукты и услуги для этих целей.
Она также полезна для людей, живущих в сельской местности, где доступ к учреждениям первичной медико-санитарной помощи, включая больницы, диагностические клиники и психиатрические учреждения, может находиться в нескольких часах езды. Население, имеющее право на доступ к федеральной программе медицинской помощи, многие из которых имеют проблемы со здоровьем, связанные с возрастом и мобильностью, не позволяющие им лично посещать врача, также имеют выигрышную позицию от телемедицины.
Кроме того, данный способ охраны здоровья может облегчить контакт пациента с профессионалами, специализирующимися на высокорисковом уходе и медицине, и уменьшить бюрократические препятствия, связанные с составлением расписания и направлением пациентов.
С помощью аудио- или видеосвязи медики анализируют состояние пациентов, выявляют симптомы, указывающие на улучшение или ухудшение состояния, рассказывают, какие препараты следует принимать, отвечают на вопросы пациента, дают рекомендации. При необходимости пациента приглашают и записывают на очный прием. Все данные, которые фиксирует специалист в аудиопротоколе во время телемедконсультации, отражаются в электронной медицинской карте. Эта информация доступна врачам поликлиники и скорой помощи, а пациент может ознакомиться с ней в медкарте на специальном сайте и в мобильном приложении. [4, с. 30–31]
Действительно, преимущества телемедицины как для пациентов, так и для медицинских работников невозможно переоценить. Пациенты наслаждаются меньшим вмешательством в свои обязанности по уходу за пожилыми людьми, заботой о детях, большей конфиденциальностью и нулевым контактом с другими пациентами. Поставщики медицинских услуг получают повышенный доход за счет увеличения числа пациентов и возмещения расходов частными плательщиками, повышения эффективности офиса и улучшения результатов в отношении здоровья за счет лучшего наблюдения за пациентами.
Телемедицина также имеет несколько проблем с точки зрения ухода за пациентами. Врачи, медсестры и другие поставщики медицинских услуг могут использовать его лишь для последующих посещений, удаленного лечения хронических заболеваний или после госпитализации, профилактической помощи, поддержки центров престарелых и даже школьной телемедицины.
Несмотря на вышеперечисленные преимущества, в России все еще существует ряд проблем и недостатков, требующих решения. Одной из основных проблем является отсутствие интернет-инфраструктуры в отдаленных районах. Без высокоскоростного доступа в Интернет телемедицинские услуги не могут быть предоставлены.
Еще одной проблемой является отсутствие корректных правил для телемедицинских услуг. Неоднозначность подхода к дистанционной постановке диагноза, наличие рисков утечки персональных данных пациентов и нарушения режима врачебной тайны путем предоставления этой информации третьим лицам, недостаточный уровень достоверности идентификации пациентов ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей услуг по оказанию медицинской помощи через сеть интернет.
В качестве одного из превалирующих недостатков следует выделить отсутствие общественной осведомленности и доверия к телемедицине. Многие пациенты в России не знакомы с телемедициной и могут сомневаться в ее использовании, поэтому важно информировать их о преимуществах, а главное безопасности использования телемедицины и укреплять доверие к этим услугам.
Наконец, существует нехватка медицинских специалистов, обученных телемедицине. Многие врачи в России не изучали технологии в этой сфере, а соответственно ограничены в их использовании. Важно обеспечить подготовку медицинских кадров, чтобы они могли комфортно и профессионально оперировать телемедицинскими технологиями.
Чтобы решить возникшие проблемы, правительство может предоставить поставщикам интернет-услуг лишние стимулы для расширения инфраструктуры в отдаленных районах. Они могут профинансировать обучение и образовательные программы медицинских работников. Также возможно проводить кампании по повышению осведомленности общественности, чтобы информировать каждого о преимуществах и безопасности телемедицины. Нельзя не отметить, что решение обозначенных проблем невозможно без существенной корректировки законодательства в изучаемой области. Решая эти проблемы, телемедицина может стать ценным инструментом улучшения доступа к здравоохранению в России.
Перспективы развития телемедицины в России многообещающие. Правительство признало потенциальные преимущества телемедицины и активно работает над ее интеграцией в систему здравоохранения страны. С расширением интернет-инфраструктуры и разработкой правил, обеспечивающих качество и безопасность телемедицинских услуг, все больше пациентов в отдаленных районах получат доступ к врачам-специалистам и неотложной помощи. Телемедицина также может улучшить услуги в области психиатрии и снизить стигматизацию, связанную с проблемами психического здоровья в России. [4, с. 36]
Здравоохранение должно основываться на отношениях между врачом и пациентом. В идеальном мире у всех должен быть недорогой доступ к заботливым, компетентным врачам, которые проводили бы с каждым человеком необходимое на обследование время. Таким образом, дальнейший прогресс телемедицины потенциально может высвободить огромные ресурсы.
Литература:
- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ
- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29.07.2017 N 242-ФЗ
- https://businesstat.ru/catalog/id79104/ Дата обращения: 20.03.23
- Горбатов, С. Ю. Использование телемедицины в организациях здравоохранения [Электронный ресурс]: экспертный обзор / С. Ю. Горбатов, Е. И. Аксенова. — Электрон. текстовые дан. — М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. — URL: https://niioz.ru/moskovskaya-meditsina/izdaniya-nii/ob- zory/ — Загл. с экрана. — 40 с.
- https://webiomed.ru/blog/obzor-rossiiskikh-investitsii-v-tsifrovoe-zdravookhranenie/ Дата обращения: 21.03.23
- https://polis812.ru/blog/telemediczina-v-strahovanii-chto-eto-takoe-i-kak-rabotaet/ Дата обращения: 23.03.23