Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методической литературе. Также освещается проблема недостаточной информированности об использовании QR-код в обучении и необходимость новых методов использования технологии QR-код для языковых умений обучающихся. Исследование было направлено на теоретическое обоснование эффективности использования технологии QR-код на занятиях по иностранному языку.
Ключевые слова: теоретический анализ, QR-код, языковая компетенция, алгоритмы построения, образовательные технологии
Технология QR-код представляет собой двухмерную закодированную информацию, которую можно считывать при помощи различных современных девайсов (телефонов, планшетов, ноутбуков и т. д.). При считывании данного кода вам дается доступ к определенному действию, которое зашифровано в данный QR-код [4].
Для создания QR-кодов существуют специальные приложения или сайты-генераторы. Принцип работы таких приложений и сервисов прост — необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение QR-кода. Учитывая такое свойство QR-кодов и их небольшой размер, это позволяет нам сделать вывод, что их применение значительно оптимизирует количество раздаточного материала на занятии, скорость создания презентаций и сносок для студентов.
Создание QR-кодов не вызывает никаких трудностей. Эти коды не были лицензированы, поэтому каждый желающий может не только использовать, но и создавать их совершенно бесплатно. Для этого потребуется лишь онлайн-генератор. Использование онлайн сервисов максимально доступно и не требует каких-либо специальных знаний или подготовки от преподавателя, который имеет базовые знания работы с компьютером.
Данная технология является одной из перспективных. Благодаря ней студенты выполняют на занятии особый вид деятельности, который не только в значительной степени влияет на повышение внимания к изучаемому материалу, но также помогает использовать современные технологии наиболее эффективно, для достижения прогнозируемых результатов обучения наиболее эффективным образом.
Первоначальное назначение технологии QR-код заключалось в предоставлении информации в более свободной форме, путем её кодирования и распространения в виде буклетов, интерактивных и визитных карточек, стендов и вставок определенной информации о том или ином предмете. Образовательное значение понятия «QR-код» получило свое развитие только после улучшения информационно-коммуникационных технологий, а именно Интернета, который стал основой для появления различных интерактивных лекций, образовательных опросов, видеоматериалов и игр. (А. С. Самойлов, 2013)
Основной фактор, который стоит учитывать при составлении заданий на основе QR-кода и внедрения их в образовательный процесс является осознание преподавателем того, почему и для чего учащиеся могут использовать эту технологию. Помимо этого, стоит учитывать цель самого преподавателя, который внедряет данную технологию с целью развития конкретных умений студентов. Грамотное осознание того, как учащиеся реагируют на QR-коды и взаимодействуют с ними, поможет преподавателям лучше разрабатывать и применять коды, которые будут более точно нацелены на конкретный вид образовательной деятельности и адаптированы к предпочтениям учащихся. Именно пользу в процессе обучения стоит учитывать при последовательном составлении заданий на основе данной технологии.
Поэтому стоит отметить тот факт, что при работе с QR-кодами надо включать в них специфичную информацию, которую сложнее предоставить на традиционном занятии, чтобы у обучающихся был повод захотеть их реализовать и работать с ними в процессе обучения.
Для успешной реализации данной задачи преподавателю важно изучить основной алгоритм составления QR-кодов. Именно этот алгоритм будет в дальнейшем необходим преподавателю для проведения успешного занятия с использованием данной технологии. Как уже было описано выше QR-код — это двухмерный штрих-код, который можно считывать на таких устройствах, как смартфон или планшет. Главная особенность QR-кода заключается в том, что он позволит вам выполнить некое действие без нужды нажимать на конкретные ссылки и просьбы искать необходимую информацию в интернете. [1, с. 56–59]
Одной из важны функций, которая выделяет данную технологию на фоне обычных способов взаимодействия с интернет-пространством заключается в том, что они связывают физический объект (плакат, распечатку, комнату или физический объект) с электронным (веб-ресурс, текстовая информация). Поэтому основная ценность QR-кодов — это расширение возможностей сделать доступ к информации более эффективным, быстрым и действенным в процессе занятия. [2]
Сама технология также на стоит на месте. Количество способов использования QR-кодов стремительно увеличивается. Это видно из растущего числа действий, которых можно выполнить при помощи данной технологии. Однако в контексте данного исследования можно выделить четыре основных типов контента или взаимодействий, которые можно закодировать для реализации данной технологии на занятии. Основные типы контента проиллюстрированы в таблице 1.
Таблица 1
Типы контента для создания заданий при помощи QR -кодов
№ |
Название |
Описание |
1 |
Ссылка на веб-ресурс (URL-адрес) |
Данный тип QR-кода предоставляет мгновенный доступ к конкретной ссылке |
2 |
Информация в форме обычного текста |
Данный тип QR-кода позволяет получить информацию или же задание в форме обычного текста |
3 |
Встроенный PDF-файл |
Данный QR-код дает возможность получить доступ к заданию в форме PDF-файла |
4 |
Встроенная ссылка на приложение |
При помощи этого QR-кода студент может моментально получить доступ к скачиванию конкретного приложения |
Рассмотрев алгоритм составления QR-кодов и типы контента, которые можно использовать для зашифровывания заданий с целью развития языковых умений на занятиях по иностранному языку, теперь стоит рассмотреть основные этапы работы с QR-кодами.
Первый этап работы с QR-кодами — подготовка материалов. Для этого необходимо выбрать тему, которую будут изучать обучающиеся, и подготовить материалы для сканирования QR-кодов. Материалы могут быть в виде текстов, аудио- или видеозаписей, графических изображений или комбинации этих форматов. Важно убедиться, что материалы соответствуют уровню языковой подготовки студентов.
Второй этап — объяснение принципа работы QR-кодов и демонстрация сканирования. Студентам необходимо показать, как работает приложение для сканирования QR-кодов и как получить доступ к материалам. Важно обратить внимание на то, что сканирование QR-кода может быть выполнено на любом мобильном устройстве, которое имеет камеру и установленное приложение для сканирования. Помимо стоит заранее рассмотреть различные приложения для сканирования QR-кодов и найти наиболее оптимальное, которое будет работать исправно на телефонах с любым программным обеспечением.
Третий этап — работа со сканированными материалами. Студенты должны изучить материалы, которые были подготовлены для сканирования QR-кодов. Затем они должны подготовиться к работе на основе полученной информации и успешно реализовать свои знания при ответе на то, или иное задание. Важно убедиться, что студенты понимают содержание материалов и смогут свободно реализовать свои языковые умения.
Четвертый этап — обсуждение результатов работы. После выполнения заданий, построенных на данной технологии, студенты должны обсудить свои впечатления от работы с QR-кодами и эффективность данного метода для развития языковых компетенций. Важно также обратить внимание на то, что использование QR-кодов может быть почти безграничным и быть использовано в различных видах образовательной деятельности, таких как работа с текстом, письменные работы и реферирование и аудирование.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка инновационных методов обучения иностранному языку с применением информационных технологий является приоритетным направлением в современных лингвистической и методической науках. QR-коды как отдельная технология, оптимизирующая обучение, требует дальнейшего изучения, ведь благодаря современным методам студенты имеют обширные возможности для быстрого прогресса в развитии языковых компетенций. Следует отметить, что использование технологии QR-код играет ключевую роль в данной работе, так как с её помощью студенты могут осваивать язык в своем собственном темпе. Цифровые технологии способствуют самопознанию студентов, успешному использованию информационных технологий в обучении и помогают взаимодействовать с преподавателем, создавая при этом высокую мотивацию к развитию языковых навыков в целом.
Литература:
1. Глизбург В. И., Самойлова Е. С. Образовательный квест как средство формирования информационной культуры // Вестник РУДН. Сер. Информатизация образования. — 2016.
2. Живрин Я. Э., Алкзир Н. Б. Методы определения объектов на изображении // Молодой ученый. — 2018.
3. Ковалёв А. И. QR-коды, их свойства и применение // Молодой ученый. — 2016.
4. Николаенко Г. А. Перспективы использования QR-кодировки в академической сфере // Социология науки и технологий. — 2015.
5. Сергеева А. Г., Шаповалова А. Э. Использование QR-кода в процессе обучения как способ заинтересованности обучающихся // Вестник науки. — 2018.