В данной статье будут рассмотрены ценностные ориентации молодежи, формируемые блогерами в интернет-пространстве и роль блогеров и блогосферы в воспитании молодежи. Описаны основные составляющие коммуникативного пространства в современном мире, а также основные каналы коммуникации, используемые блогерами.
Ключевые слова: социальные сети, интернет, блог, блоги, социальные сети, блогосфера, личный бренд, ценности, ценностные ориентиры, молодежь, поколение Z.
This article will examine the role of bloggers and the blogosphere in educating young people. The main components of the communicative space in the modern world are described. The value orientations formed by bloggers in the Internet space, as well as the main communication channels used by bloggers, are considered.
Keywords: social networks, internet, blog, blogs, social networks, blogosphere, personal brand, values, value orientations, youth, generation Z
За последние года заметно выросла роль интернета как средства социальной коммуникации: интернет меняет образ жизни и мышления людей не только доступностью инструментов для развития в виде онлайн курсов и электронных научных библиотек, но и путем трансляции определенных социальных и культурных ценностей и норм, моделей поведения и правил взаимодействия.
Наиболее заметно эту тенденцию можно проследить у молодежи поколения Z. Объясняется это тем, что в силу юного возраста они быстрее осваивают новые средства коммуникации. Согласно данным исследований, более 70 % школьников предпочитают проводить свободное время в Интернете, среди студентов колледжей и вузов эта цифра еще выше — практически 80 %.
Вторая причина заключается в том, что представители молодого поколения в принципе всегда наиболее подвержены влиянию окружающей их социальной среды, потому как находятся на пике становления личности и пока не имеют четко сформированных ценностных и духовно-нравственных ориентиров.
Эти факторы значительно увеличивает вероятность формирования через Интернет ошибочных ценностных ориентиров и представлений о социальных нормах у молодежи.
Еще 5–10 лет назад лидирующую роль в этом процессе занимали средства массовой информации, которые в эпоху цифровизации «перекочевали» из типографий в пространство сети Интернет. Сейчас же важнейшей составляющей коммуникативного пространства стали так называемые «новые медиа» — блоги и блогеры, за просмотром которых молодежь проводит внушительную часть своего времени.
Блог — это по сути аналог дневника, размещенном на личном сайте или в одной из социальных сетей. Блог может вестись одним или несколькими людьми, в текстовом или аудиовизуальном формате, иметь определённую тематику (тематический блог) или рассказывать о жизни его автора (личный блог).
Молодежь использует блоги как площадку для демонстрации своей точки зрения на актуальные проблемы и события, поиска единомышленников со схожими точками зрения, коммуникации с ними, тем самым заменяя реальное общение виртуальным. Блогеры же используют эти площадки для развития своего личного бренда и увеличения популярности, тем самым становясь одним из каналов трансляции определённых мнений и ценностей.
Сейчас этот процесс наиболее заметен на блогах в социальных сетях. Самыми популярными социальными сетями среди молодежи являются: Telegram и Вконтакте.
Согласно данным исследований, более 50 % пользователей ВКонтакте каждый день посещают социальную сеть, из них более 70 % делают это не один раз в день. При этом в среднем одно посещение социальной сети составляет более получаса. Все это говорит о том, что посещение социальной сети ВКонтакте является ежедневной формой досуга.
В современном мире уже все сферы общественной жизни в той или иной мере соприкасаются с блогосферой. Блогеры — это уже не только «выходцы из народа», которые смогли найти свою аудиторию. Свои блоги имеют артисты, актеры, художники, писатели, а также многие учреждения культуры, спорта и даже политики.
Блогеры абсолютно разных профессий и возрастов стали неотъемлемой частью жизни большинства людей. Успешные блогеры с большими аудиториями и, как следствие заработками, становятся примерами для подрастающего поколения, превращаясь в действенный инструмент влияния.
Молодежь доверяет им и стремится подражать не только в вопросах, касающихся выбора еды, марки одежды или города для путешествия, но и в личной позиции на значимые социальные, культурные или политические события.
Благодаря этому блогеров начали использовать как инструмент цифровой дипломатии — для давления на массовое сознание общества, иными словами пропаганды. Блогеры сейчас все чаще привлекают внимания к общественным проблемам, распространяют разного рода информацию, и даже организовывают массовые мероприятия.
Исходя из этого, молодому поколению, находящемуся в поисках себя и своего места в мире, нужно тщательно выбирать, каким информационным полем себя окружить, потому как от этого во многом зависит их мнение и отношение к различным ситуациям, происходящим в современном мире.
Литература:
1. Заблова П. А. Влияние блоггинга на молодежь // РГППУ: [сайт]. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/26346/1/rois_2018_05.pdf (дата обращения 10.02.2023).
2. Интернет-блог как элемент глобальной сети [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2023).
3. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2023).
4. Лисовский В. Т. Социология молодежи: учебник / В. Т. Лисовский. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1996. С. 407–410.
5. Новые медиа: эволюция понятия [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 10.02.2023).