Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ в 2022 году столкнулась с немаловажной проблемой, касаемой привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
В основу возникновения данной проблемы легла смена позиция судебных органов при рассмотрении таких дел и использовании правоприменительной практики при квалификации правонарушений.
Цель написания данной статьи заключается в раскрытии позиции судебных органов разных регионов Российской Федерации при применении устоявшейся и вновь приобретенной судебной практики.
Ключевые слова: лекарственные средства, квалификация, ветеринария, судебная практика.
The Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance of the Russian Federation in 2022 faced an important problem related to bringing to administrative responsibility for offenses in the sphere of circulation of medicinal products for veterinary use.
The basis for this problem was the change in the position of the judiciary in the consideration of such cases and the use of law enforcement practices in the qualification of offenses.
The purpose of writing this article is to disclose the position of the judiciary in different regions of the Russian Federation in applying the established and newly acquired jurisprudence.
Keywords: medicinal products, qualification, veterinary medicine, judicial practice.
Государственный надзор в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами, а в отношении лекарственных средств для медицинского применения — Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами [2].
Административная ответственность за правонарушения, связанные с розничной торговлей лекарственных средств следует квалифицировать по статье 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ, Кодекс).
Главной проблемой привлечения к административной ответственности по правонарушениям, выявляемым в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, предусмотренным статьей 14.4.2 Кодекса является отсутствие полномочий у Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) для возбуждения и рассмотрения таких административных дел. В связи с чем, Россельхознадзор на протяжении последних 3–4 лет выработал устойчивую до начала 2017 года судебную практику по привлечению к ответственности по статье 14.1 Кодекса.
Компетенцией по возбуждению и рассмотрению дел по статье 14.4.2 Кодекса наделены только органы Росздравнадзора [1, статья 23.81], следовательно, квалифицировать по данной статье можно правонарушения, связанные с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
В связи с чем, Россельхознадзором при привлечении к ответственности за подобные правонарушения (осуществление розничной торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения без специального разрешения — лицензии) применяется квалификация по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Позиция судей в некоторых регионах Российской Федерации стала отличаться от сложившейся судебной практики. Причем ранее, они же придерживались общероссийской правоприменительной практики.
По мнению судебных органов объектом указанного нарушения выступают общественные отношения в сфере обращения лекарственных средств без уточнения, т. е. все лекарственные средства без исключений, в том числе и лекарственные средства для ветеринарного применения.
Таким образом, в сферу действия статьи 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях судьи включают отношения, связанные с соблюдением правил при реализации лекарственных средств, установленных Федеральным Законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Как следствие, статья 14.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является специальной по отношению к статье 14.1 данного Кодекса [3, 4, 5].
Верховный Суд РФ разъясняет: в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ [6, п.18].
С данной проблемой в 2022 году столкнулись такие регионы Российской Федерации как Рязанская, Ивановская, Орловская области, Краснодарский край и др. В то же время, большинство регионов, как и ранее, придерживаются сложившейся судебной практике.
Причем, судьи применяя такую меру, как переквалификация с части 2 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ вынуждены столкнуться с невозможностью рассмотрения дела по новой квалификации в связи с тем, что данная статься не относится к юрисдикции арбитражных судов. При таких обстоятельствах руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, судьи выносят определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. В связи с чем, нарушитель остается безнаказанным, уходит от административной ответственности и кроме того, не получает меры воздействия, как запрет на осуществление фармацевтической деятельности.
На сегодняшний день единственно возможная квалификация фактов продажи лекарственных средств для ветеринарного применения хозяйствующими субъектами, не имеющими соответствующей лицензии, выявляемых при осуществлении органами Россельхознадзора контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Так, к примеру, за период с января 2021 года по август 2022 года на территории Архангельской области в ходе проведения внеплановых проверок по обращениям граждан, а также мероприятий, проведенных совместно с другими органами в рамках межведомственного взаимодействия, сотрудниками Территориального Управления Россельхознадзора по указанному региону выявлено 14 правонарушений, заключающихся в осуществлении фармацевтической деятельности (розничной торговле лекарственными препаратами для ветеринарного применения) без специального разрешения — лицензии. Во всех случаях нарушители привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Можно представить количество подобных нарушений, выявляемых по всей Российской Федерации.
В любой момент ситуация может поменяться, что приведет к негативным последствиям и безнаказанности.
Возникновение негативных последствий заключается в отсутствии у хозяйствующих субъектов самой лицензии. Важность вопроса характеризуется тем, что при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности Россельхознадзором проводится проверка помещений, где будет осуществляться сама деятельность и документов на соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, а так же наличием квалифицированных специалистов в штате (ветеринарное или фармацевтическое образование), которые смогут проконсультировать по возникшим вопросам. В ветеринарной аптеке должно быть назначено ответственное за прием, хранение, отпуск и учет лекарственных препаратов лицо. В обязанности такого работника входят не только контроль за соблюдением условий хранения, ведения учетной документации, но и проверка вновь поступающих препаратов на контрафактность и недоброкачественность.
В той же Архангельской области при осуществлении различных контрольно-надзорных мероприятий выявлено, изъято из оборота и уничтожено более 1200 единиц упаковок по 38 наименованиям контрафактной и недоброкачественной фармацевтической продукции для ветеринарного применения [7].
Пренебрежение основными требованиями к осуществлению фармацевтической деятельности без лицензии может стоить больших потерь в финансовом отношении, а также причинению вреда здоровью и жизни животных.
Самое печальное в этом вопросе то, что субъекты хозяйствования прекрасно понимаю возникшую проблему, поскольку в своей деятельности пользуются сложившейся судебной практикой. Для успешного ведения бизнеса эта «дыра» в законодательстве является хорошим подспорьем.
Со стороны Россельхознадзора на данный момент ведется широкая работа по внесению изменений в Кодекс с целью вменения полномочий по возбуждению и рассмотрению дел, квалифицирующихся по статье 14.4.2 Кодекса органам, осуществляющим государственный ветеринарный надзор. А пока этого не произойдет, Территориальные Управления Россельхознадзора продолжат придерживаться сложившейся судебной и правоприменительной практикой при привлечении к ответственности нарушителей, надеясь на солидарность суда.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
- Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.10.2012 N 1043;
- Определение о прекращении производства по делу № А05–13050/2021;
- Определение о прекращении производства по делу № А05–14203/2021;
- Определение о прекращении производства по делу № А05–14845/2021;
- Постановлении Пленума ВС РФ от 24.10.2006г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
- Официальный сайт Россельхознадзора, http://www.fsvps.ru/fsvps/news/ld/308962.html.