В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированность личной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области здоровьесбережения учащихся сельских школ.
Ключевые слова: здоровьесбережение, педагог-психолог, мотивация, здоровый образ жизни, профессиональная компетентность, личностная готовность.
Для проверки развития тенденции ведения здорового образа жизни у студентов психолого-педагогического образования была использована анкета «Здоровый образ жизни». Респондентами являлись обучающиеся 2–4 курсов 44.03.03 — Психолого-педагогическое образование, ФГБОУ ВО «АмГУ».
По результатам исследования выявлено, что 12 % опрошенных активно ведут здоровый образ жизни: занимаются спортом (чаще легкая атлетика, волейбол), придерживаются здорового питания и т. д. Средний уровень ведения ЗОЖ отмечается у 54 % опрошенных студентов психолого-педагогического направления подготовки. Данный показатель свидетельствует о частичном понимании важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Самые низкие показатели отмечаются у 34 % респондентов. Студенты не видят необходимости придерживаться правил здорового образа жизни. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень ведения ЗОЖ студентов
Исходя из этого, можно говорить о том, что выполнение условия по развитию тенденции ведения здорового образа жизни у студентов психолого-педагогического образования не имеет значительных успехов. Возникает необходимость проработки данного аспекта на уровне профессиональной подготовки педагогов-психологов.
Для выявления личной готовности и наличия рефлексии у будущих педагогов-психологов был использован опросник «Профиль здорового образа жизни — ПроЗОЖ». Опросник предусматривает несколько шкал, по которым можно проследить необходимые нам показатели. Нами будут рассмотрены такие шкалы как: шкала ответственность за здоровье, шкала физическая активность, шкала внутренний/духовный рост.
Из данных исследования выявлено, что отмечается 43 % респондентов по шкале «Ответственность за здоровье» не следят за своим здоровьем, нет понимания значимости укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. По шкале «физическая активность» также наибольший процент — 46 %, не ведут активный образ жизни. По шкале «Внутренний/духовный рост» заметное преобладание низкого уровня саморазвития — 59 %. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Профиль здорового образа жизни студентов
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что у студентов мало развито стремление к самоактуализации и саморазвитии, недостаточно сформирован уровень физического развития и ответственности за состояние своего здоровья. Что показывает неполноценность осуществления двух условий: наличие личной готовности студента, под которой понимают ту или иную степень соответствия состояния психики и физического здоровья, требованиям выполняемой деятельности и актуализации рефлексии с целью выявления оптимальных путей и способов непрерывного саморазвития и самосовершенствования средствами физической культуры, спорта и здоровьесберегающей деятельности.
Для выявления отдельных компонентов здоровьесберегающей компетентности студента психолого-педагогического направления нами был использован опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская). Интерпретация результатов проводится по 5 шкалам. Уровень определяется в соответствии с установленными рамками: до 30 % — низкий уровень (неадекватное отношение); 31–70 % — средний уровень адекватности отношения здоровья; 71–100 % — высокий уровень адекватности отношения к здоровью. Нами будет рассмотрена каждая школа и исходя из полученных данных мы сможем определить направления с наибольшим количеством проблем.
В результате проведенного исследования были получены следующие данные: средний уровень адекватности наблюдается по эмоциональной шкале — 56 %, а также когнитивной шкале — 35 %. Это свидетельство того, что студенты владеют знаниями в области здоровьесбережения на базовом уровне, относятся к своему здоровью достаточно бережно, понимают его значимость, могут частично не обращать внимание на ухудшение его состояния. Низкий уровень (неадекватное отношение) отмечается по поведенческой и ценностно-мотивационной шкалам. Студенты психолого-педагогического направления не считают важным прикладывать усилия для укрепления и поддержания своего здоровья, действия и поступки не соответствуют основам здорового образа жизни. Мотивация к занятиям ЗОЖ низкая, не наблюдается тенденции здоровья как одной из главных ценностей.
Рис. 3. Отношение к здоровью
По полученным результатам можно говорить о том, что необходимо особенно обратить внимание на мотивации, ценности и поведение студентов психолого-педагогического образования. Совокупность низких результатов по данным шкалам свидетельствует о низкой культуре здоровья среди студенческой молодежи исследуемого направления подготовки. Если рассматривать вариант дальнейшей организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, то необходимо применить меры по улучшению сложившейся ситуации.
Опросник предусматривает открытый вопрос, его формулировка содержит следующее: «Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?». Достаточно большой процент испытуемых студентов — 87 % отмечают, что это отсутствие внешнего дискомфорта. То есть здоровье для данных студентов выражается в хорошем самочувствии, без оценки внутреннего психоэмоционального состояние. В то же время 13 % опрошенных отмечают важность психологического состояния наравне с физическим. Это может свидетельствовать как о незнании студентами всех аспектов здоровья, как понятия в целом, так и об отрицании значимости внутренних факторов и состояний, влияющих на его уровень.
Таким образом, по результатам проведенного исследования студенты не считают значимым вести здоровый образ жизни, имеют низкую физическую активность и низкие показатели по самореализации, а также низкий уровень мотивации ведения ЗОЖ.
Литература:
- Колпакова, А. Н. Педагогические аспекты изучения динамики формирования установок здорового образа жизни в разновозрастной группе / А. Н. Колпакова // Beneficium. — 2018. — № 2 (27).: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-izucheniya-dinamiki-formirovaniya-ustanovok-zdorovogo-obraza-zhizni-v-raznovozrastnoy-gruppe
- Манаенкова М. П., Калякин Е. В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Гаудеамус. 2021. № 1 (47).: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-professionalnogo-stanovleniya-pedagoga-psihologa