В статье рассматриваются вопросы, особенности аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина, идёт сравнение реформы с программой «Дальневосточный гектар». В целом, в данной статье анализируются государственные программы прошлого и современного реформирования. Рассматривается Столыпинская реформа с точки зрения преобразования опыта прошлых лет в современных реалиях.
Ключевые слова: аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина, государственная программа развития, поддержка населению, объединение, Дальний Восток.
Начнем, пожалуй, с того, что Петр Аркадьевич Столыпин является выдающимся реформатором своего времени, он знаменит тем, что в сложнейших период Российской истории смог решить многие аспекты аграрного вопроса. Карьера Столыпина П. А. характеризуется решением множества вопросов малоземелья крестьян, он успешно проводил мероприятия по повышению заинтересованности крестьян в том, чтобы они занимались сельскохозяйственной деятельностью, тем самым поднимая уровень страны и решая по пути вопросы, связанные с малоземельем, нищетой, а также поэтапным введением частной собственности.
Столыпин П. А. с начала своей реформаторской карьеры стремился решить важный вопрос для наибольшей части Российского населения и донести до высших чинов, что проблемы внутригосударственные требуют немедленного решения [1].
Ставились вопросы решения малоземелья крестьян, ликвидация сословных ограничения для простого населения, а также велись попытки введения среднего класса так, как именно он является двигателем прогресса. Петр Аркадьевич настаивал на том, чтобы перед тем, как проводить преобразования в сфере аграрного вопроса провести политику «успокоения», а лишь потом проводить реформаторскую деятельность [2].
Ни для кого не секрет, Петр Аркадьевич был губернатором Саратовской губернии, он там смог провести достаточно проработанную и прогрессивную политику смягчения недовольства крестьян по поводу аграрного вопроса. Он понимал, насколько остро стоит вопрос малоземелья крестьян, а также насколько же были бы губительны последствия недовольства крестьян, т. к. они могут негативно повлиять на внутригосударственной обстановке. Поэтому Петр Аркадьевич Столыпин, предопределил политику «успокоения», её основными аспектами были следующие положения:
- Устранение сословных ограничений, которые способствовали отрицательному отражению на общегосударственном развитие в сельскохозяйственной сфере [3].
Иными словами, в России на тот период времени не был создан институт крестьянского предпринимательства. Крестьяне того времени были вынуждены на протяжение всей своей жизни арендовать земли для своей деятельности, т. е. губительное положение крестьянина приводило к тому, что увеличивались недовольства среди простого населения по отношению к большим землевладельцам (помещикам), дворянам и вследствие этого, и к государству в целом.
- Одним из главных положений политики «успокоения» служило учреждение частной собственности на земельные угодья. Данный этап был направлен на то, чтобы дать возможность крестьянину на самостоятельность его деятельности, отделить его от общины, чтобы он мог независимо от других заниматься сельскохозяйственной деятельностью и немало важный аспект данного положения — это отстаивания собственно частных и общественно-экономических интересов крестьянина [4].
- Повышение результативности деятельности крестьян [5]. Столыпин П. А. понимал, что крестьян нужно мотивировать, во-первых, дать им землю, чтобы они занимались собственными сельскохозяйственными землями, во-вторых, способствовать закреплению принципов рыночных отношений, а также установления конкуренции, т. к. данные положения служат залогом дальнейших положительных преобразований производительности труда простого населения.
- Политика «успокоения» также способствовала тому, чтобы крестьяне покупали и переселялись на малоразвитые земли- на Дальний Восток, в Сибирь [6]. Земельных наделов в данных регионах было множество, но пригодных для земледелия было не так уж и много. Поэтому государство всячески мотивировало население к переселению в дальние уголки государства, т. к. это поможет избавиться от малоземелья крестьян, а ещё поспособствует тому, что земли в дальний регионах станут рентабельны и приносящие сельскохозяйственные «плоды», тем самым улучшив положения и простого населения и государства.
- Разберем последние положение о том, что реформа закрепляла помощь хозяйственным кооперативам и крестьянским товариществам [7]. Крестьянская община, если сравнивать с кооперативом строилась на принципе «круговой поруки», т. е. по принципы все равны, а также имело место быть однородность налогов. Из-за того, что Россия переходила на новый лад, т. е. устанавливались принципы капитализма, старинные принципы не могли больше найти своего отражения в деятельности крестьян. Петр Аркадьевич стремился к тому, чтобы вновь созданные принципы объединения крестьян и регулирование деятельности хозяйствования могли критически повлиять на крестьян, т. к. именно данные положения смогут сделать кооперацию движущей силой аграрной отрасли крестьянства.
По причине того, что реформа Столыпина П. А. была слишком прогрессивной и новаторской она не смогла в полной мере найти своё отражение в действительности. Также нарастающие давление со стороны своих политических конкурентов, покушения, сговоры против реформатора, всё это привело к деградации и сокращению активных действий по реализации задумок реформы.
Прошло более века после смерти главного деятеля аграрной реформы. Но некоторые проблемы XIX столетия перенеслись и в современность на сегодняшний день земельный вопрос актуален для тех кто хочет попробовать себя в сфере сельского хозяйства малый бизнес в этой отросли претерпевает определённые лишения: относительно небольшой поддержки фермеров, в связи с этим у населения не формируется образ прибыльности донной отросли.
Понимая, что сектор предпринимательства в сельском хозяйстве не реализует свой потенциал. Правительство утвердило программу Дальневосточный гектара.
Российская Федерация даёт возможность веем гражданам получить бесплатный земельный участок в Дальневосточных субъектах нашей страны: Еврейской АО, Амурской области, Якутии, Сахалинской области, Приморского края, Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский край, Хабаровский край, Бурятия и Забайкалье [8].
Правительство совместно с этим реализует программу предоставления грантов на основе конкурса с помощью которых гражданин сможет начать строительство построек, используемых для хозяйственных нужд. В этой же сфере осуществляется программа кредита с меньшей ставкой для строительства жилья или производства на данных территориях.
Предоставляется субсидия на покупку необходимого оборудования для малого и среднего бизнеса.
В ФЗ о Дальневосточном гектаре мы можем мы можем увидеть дух Аграрной реформы Столыпина П. А. Понимая, что развитие данного региона является важным аспектом, по мимо государства часть в реализации данного проекта занимают инвестиции частных лиц в отрасль сельского хозяйства. Это благоприятно повлияло на реализацию экономических программ в сфере укрепления рыночных отношений.
На данный момент программа Дальневосточный гектар реализуется во многих сферах экономики от создания новых рабочих мест на территории региона, до решения проблем оттока населения и снижения рождаемости.
Подводя итог необходимо отметить, что фундаментом для существующей программы служит Аграрная реформа Петра Алексеевича Столыпина. Несмотря на то, что весь её потенциал не был раскрыт, она помогла раскрыться государственной программе «Дальневосточный гектар».
Литература:
- Бок М. П. Воспоминания о моем отце — П. А. Столыпине. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953
- Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX — начало XX вв.). Новые подсчеты и оценки. М., 2003.
- Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствовании Николая II в изображении современника. М., 2000
- Грегори П. Экономический рост Российской империи. / — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — с. 256.
- Гурко В. И. Черты и силуэты прошлого. / Москва: Новое лит. обозрение, 2000. с. 808.
- Федеральный закон от 01.05.2016 № 119 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Сагомонян, А. А. Кошелева, Г. В. История России: 110 главных дат. — ООО ТД «Белый город». 2018. с. 152.
- Терещенко, О. В. Особенности духовной ситуации Нового времени / О. В. Терещенко, М. В. Гринь // Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Сборник тезисов по материалам III Международной конференции. Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. 2019. С. 4.
- Терещенко, О. В. Глобальный капитализм как «закрытое» общество / О. В. Терещенко, Ю. Г. Тамбиянц //. Отв. за выпуск А. Г. Кощаев. 2018. С. 18.
- Бок, М. П. Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине / М. П. Бок. — М.: Товарищество «А. Н. Сытин и Ко», 1992. — 256 с.
- Зуев, М. Н. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учебное пособие / М. Н. Зуев. — М.: Дрофа, 2001. — 467 с.
- Вострецова Л. Г., Гнездилов Е. А. Влияние миграционных процессов на социально-экономическое развитие Дальневосточных регионов//Фундаментальные исследования. Экономические науки. -2014. -№ 11. -С. 383–387.
- Лукьянова В. В. Программа «Дальневосточный гектар», как перспектива развития Дальневосточного Федерального округа // В сборнике: Молодежь ХХI века: шаг в будущее Материалы XX региональной научно-практической конференции: в 3 томах. — Благовещенск: Амурский государственный университет. 2019. — С. 313–314.