Данная статья посвящена исследованию археологических и исторических доказательств существования библейских патриархов — Авраама, Исаака и Иакова. Библейские повествования о них не находят подтверждения в других древних книгах. Однако, современная археология и история могут пролить свет на Библейское повествование. Исследования современных археологов и историков древности открывают как прямые, так и косвенные доказательства, подтверждающие факты их существования и деятельности.
Ключевые слова: патриархи, Авраам, Исаак, Иаков, археология, доказательства, Ветхий Завет, Палестина, Египет, Ханаан.
Археология — это увлекательная наука, которая позволяет заглянуть в очень далекое прошлое. Вы можете догадаться, как жили древние люди, а иногда и увидеть собственными глазами. Р. Нудельман пишет: «Археология помогла пролить свет и на историю патриархов книги Бытия: Авраама, Исаака и Иакова. Об их жизни нам рассказывает только Библия. Других свидетельств не найдено. Но ученым удалось сорвать завесу тайны. Сегодня, в результате тщательных исследований, мы можем сказать более определенные вещи о том, какими были эти люди, об их происхождении, образе жизни, верованиях и следе в истории великих народов древности» [3, с. 17].
Протоиерей Ростислав Снигирев: «Истории патриархов — это, вероятно, саги, которые передавались из уст в уста на протяжении многих поколений и были записаны спустя столетия. Они совершенно отличаются от историй, собранных в книгах Судей и Царств. Они имеют выраженное религиозное значение, потому что события, изображенные в них стали представляться впоследствии обетованием грядущих судеб Израиля. Иногда, как в истории Иакова и Исава, события из жизни патриарха рассматриваются как относящиеся к образу конкретного племени, а не человека».
Р. Снигирев рассуждает: «Существует большая вероятность того, что Библия говорит нам о том, что жизнь Авраама и его время точно такие же, как время в начале двух тысячелетий до н. э., и что это не более поздний период. Это, возможно, самый большой вклад археологии в изучение Ветхого Завета за последние сорок лет» [5, с. 10–11].
Согласно библейским преданиям: «Патриархи были арамеями. Они имели тесную связь с родиной. Их землей был Арам-Нагараим «Арам Двух рек» или Паддан-Арам «Арамское поле». Это название земли вверх по течению рек Тигр и Евфрат. Между Кархемишем на западе и Ниневией на востоке. Главным городом в этой местности был Харран. В Ветхом Завете говорится, что отец Авраама, Фарра, пришел в Харран из Ура. Патриархи ассоциируются с Харраном» [1, с. 130].
В пользу этого говорит и тот факт: «Некоторые имена предков Авраама совпадали с названиями городов в близлежащих районах». Р. Маркус и другие ученые в своей работе пишут: «Одного из братьев Авраама, как и город, зовут Араном (Харраном). Имя другого его брата Нахор, как и название города. Название этого города хорошо известно в ассирийских документах XVIII века до н. э., найденных в Мари. Имя его отца Фарры включено в название города Тель-Тураки, имя его прадеда Серуха в название города Саруги, а имя его далекого предка Фалека вписано в название Фалига». Так же они предполагают: «Похоже, что братья и предки Авраама использовали клановые патриархальные имена. Либо давались основанным ими городам, или же присваивались им при завоевании городов, носивших эти имена» [2, с. 26].
Аморреи знали имена Авраам, Иаков. А. А. Опарин утверждает: «Совершенно точно, что Харран стал центром нового семитского поселения, когда, предположительно, там находились патриархи. В марийских текстах часто появляется племя вениаминитов, которое доставляло большие неприятности жителям этой местности, но, конечно, оно не имеет ничего общего с коленами Израиля, которые позже стали называться точно таким же именем» [4, с. 56].
Р. Снигирев утверждает: «Еще одним убедительным доказательством того, что патриарх родом из Северной Месопотамии, являются таблички в городе Нузи (Аррапха). Они отражают нормы обычного права, характерные для эпохи патриархов и не применимые к более поздним временам» [2, с. 24].
Р. Нудельман пишет: «То, что Исав продал свое право первородства Иакову, аналогично нузийскому тексту, где говорится о том, как один из братьев продал унаследованную им рощу за трех баранов! Неспособность Исаака отменить свое благословение, полученное Иаковом обманным путем, подтверждается нузийским документом, в котором говорится о судебном пересмотре таких устных благословений» [3, с. 301].
И. Г. Троицкий говорит: «Наиболее интересным является описание отношений между Иаковом и Лаваном. Лаван объявил Иакова своим преемником, но когда у Лавана родился сын, положение Иакова пошатнулось. Иаков решил вернуться в Ханаан с нажитым богатством, а Рахиль взяла с собой богов или «терафимов» дома Лавана. Обладание этими идолами приносило удачу по закону Нузи и считалось доказательством преемственности рода. Неудивительно, что больше всего Лавана расстроила потеря «терафимов», а не дочерей, внуков или скота» [6, с. 237].
С. Ю. Воробьев говорит: «В то время существовали тесные отношения между Египтом и Сиро-Палестиной, и описание визита Авраама в Египет вполне достоверно. Египетские рельефы того же периода, около 1900 года до нашей эры, изображают полукочевую семью семитов, прибывших в Египет, возможно, достаточно точно представляя патриархальную семью» [1, с. 159].
А. А. Опарин рассуждает: «Любой из патриархов вызывает представление с тем или иным районом Палестины. Авраам ассоциируется с Мамре к югу от Иерусалима и с пещерами Махпела, местом захоронения патриархов. Исаак ассоциируется с Вирсавией, а Иаков с Вефилем, Сихемом и Дофаном. В этих местах, по всей видимости, находились древние святилища, где Авраамом и Иаковом были воздвигнуты «столбы» и алтари». И он так же пишет: «Согласно археологическим исследованиям, эти города были основными поселениями между 2000 и 1700 годами до нашей эры, причем Дофан, Сихем и Вефиль уже существовали в то время. Никаких сомнений не вызывает древность колодцев Вирсавии». Р. Маркус говорит: «Раскопки показывают, что город Цоан был отстроен гиксосами около 1700 года до н. э. Примерно в то же время был основан и Хеврон. Похоже, что в то время он назывался Кириаф-Арба, и вполне вероятно, что во времена Авраама его не существовало. Поэтому Авраам ассоциируется с Мамре, который находился в том же регионе» [2, с. 51].
Р. Снигирев говорит: «Материальные памятники, найденные в развалинах поселения, являются единственным источником информации о ханаанеях, живших здесь в то время. Лишь несколько городов существовало в Палестине до 2000 года до нашей эры, но уже в XIX веке количество городов значительно увеличилось, и уровень их материальной культуры резко поднялся. У азиатских недругов Египта в этот период уже появились египетские статуэтки и керамические изделия. В 20 веке до нашей эры в берлинской литературе говорится, что в Палестине в этот период жили кочевые или полукочевые племена, а единственными палестинскими городами были Иерусалим и Аскалон» [5, с. 317].
В настоящее время археологи благодаря своим неустанным трудам открыли много нового о семейных погребальных пещерах. А. А. Опарин пишет: «Аврааам приобрел такую пещеру в Мамре у Ефрона Хеттеянина, недавно эта история была исследована с позиций хеттского законодательства. В хеттской рукописи, найденной в Богазкёе (Турция), говорится, что если покупатель приобретает всю земельную собственность у продавца, то на него накладывается определенное феодальное обязательство, которое должно быть передано при переходе земли к другому владельцу вместе с нею. Вот почему Ефрон беспокоился о будущем полей и пещер» [4, с. 56].
По мнению Р. Нудельмана: «Значение строительства столбов (памятников) Иаковом, хотя их обнаружено довольно много, до конца не выяснено. Скорее всего, они должны были запечатлеть память о богоявлениях, обетах, договорах или, даже, о предках или важных должностных лицах» [3, с. 316].
Литература:
1. Воробьёв С. Ю. Библия, история, археология. М.: ПЛАНЕТА, 2015. — 560 с.
2. Маркус Р., Кохен Г., Галкин А. В. Три великие эпохи в истории еврейского народа. М.: Знание, 1991. — 248 с.
3. Нудельман Р. Библейская археология: научный подход к тайнам тысячелетий. М.: Ломоносовъ, 2008. — 549 с.
4. Опарин А. А. Древние города и Библейская археология. М.: Факт, 1997. — 117 с.
5. Протоиерей Ростислав Снигирев. Библейская археология. М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. — 575 с.
6. Троицкий И. Г. Библейская археология: монография. М.: Директ-Медиа, 2022. — 488 с.