Статья посвящена повышению уровня рентабельности молочного производства на примере ООО «Суксунское». Для повышения уровня рентабельности производства предприятия предлагается внедрение доильных роботов «АгроРобот». Реализация предложенной меры позволит значительно повысить финансовые результаты, рентабельность предприятия и добиться стабильного роста его производительности.
Ключевые слова: рентабельность, Пермский край, молоко, финансовые результаты, факторный анализ, доильный робот.
Актуальность повышения рентабельности молочного предприятия заключается в том, что увеличение рентабельности молочного производства способствует экономической устойчивости предприятий, обеспечивая более высокий доход и инвестиционный потенциал, что в свою очередь ведет к расширению и модернизации производства. Компании с высокой рентабельностью могут предлагать конкурентные цены на свою продукцию, привлекая таким образом больше клиентов и увеличивая свою долю на рынке молочных продуктов.
Повышение рентабельности молочного производства является важным фактором в развитии сельскохозяйственного сектора и обеспечении продовольственной безопасности. Это способствует улучшению качества продукции, увеличению конкурентоспособности на рынке, созданию рабочих мест, поддержанию уровня жизни сельского населения и охране окружающей среды.
Молочный агробизнес является одной из важнейших и наиболее кризисных сфер экономики сельского хозяйства, несмотря на предпринимаемые усилия. Молоко и молочные продукты считаются базовыми продуктами питания, пользующимися постоянным спросом и обеспечивающими продовольственную безопасность страны [2].
Данную тему изучали многие авторы, такие как Булдаков Я. В., Грудкина Т. И., Кошкина И. Г., Мартынушкин А. Б., Федоскина И. В., Нечаев В. И., Семёнов А. В., Поддубный Н. А. и другие.
Объектом исследования является ООО «Суксунское», предметом исследования — рентабельность производства ООО «Суксунское».
Методы исследования проблемы: анализ литературы, оценка финансовых показателей деятельности, факторный расчет рентабельности.
Мартынушкин А. Б., Федоскина И. В. также утверждают, что производство молока является наиболее трудоемким процессом в отрасли животноводства. Это связано в основном из-за использования ручного труда. Достигнуть снижения трудоемкости и, соответственно, повышения доходности производства возможно за счет механизации и автоматизации труда [4].
Для исследования выбрано OOO «Cукcунскoe», которое образовалось в сентябре 2009 года путем реорганизации СХПК «Суксунский». Основной вид продукции — пастеризованное молоко и молочные продукты. Общество производит и реализует сельскохозяйственную продукцию, выполняет работы и услуги. Динамика показателей финансовых результатов представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика финансовых результатов OOO «Cукcунскoe» за 2020–2022 года, тыс. руб.
Показатели |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2022 г. в % к |
|
2020 г. |
2021 г. |
||||
1. Выручка |
112301 |
144185 |
149597 |
133,21 |
3,75 |
2. Себестоимость продаж |
113647 |
139519 |
136679 |
120,27 |
-2,04 |
3. Валовая прибыль (убыток) |
-1346 |
4666 |
12918 |
-959,73 |
176,85 |
4. Коммерческие расходы |
4543 |
4448 |
7938 |
174,73 |
78,46 |
5. Управленческие расходы |
5188 |
5767 |
7924 |
152,74 |
37,40 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
-11077 |
-5549 |
-2944 |
26,58 |
-46,95 |
7. Чистая прибыль |
882 |
3357 |
4080 |
462,59 |
21,54 |
В 2021 году выручка компании выросла на 33,21 % по сравнению с 2020 годом, но темп ее роста снизился до 3,75 % в 2022 году. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг также выросла, но в 2022 году снизилась на 2,04 %. Валовая прибыль компании значительно увеличилась в 2021 году и продолжила расти в 2022 году. Однако, прибыль от продаж в 2021 году все еще была отрицательной, хотя и улучшилась по сравнению с 2020 годом. В 2022 году компания смогла получить прибыль от продаж, которая выросла на 176,85 % по сравнению с 2021 годом. Коммерческие и управленческие расходы также увеличились, но прибыль компании продолжает расти. В целом, можно сделать вывод, что компания находится в стадии роста, но ей необходимо уделять внимание управлению расходами, чтобы увеличить прибыльность.
Проведем факторный анализ рентабельности предприятия ООО «Cукcунскoe» методом цепных подстановок. Для этого составим таблицу 2.
Таблица 2
Факторный анализ рентабельности предприятия ООО «Cукcунскoe»
№ п/п |
Источник данных |
Показатели |
2021 год |
2022 год |
Отклонение, тыс. руб |
Коэфф. роста |
Отчет о финансовых результатах |
||||||
1 |
стр. 2110 |
Выручка от реализации |
144185 |
149597 |
5412 |
1,04 |
2 |
стр. 2120 |
Себестоимость реализации |
139519 |
136679 |
-2840 |
0,98 |
3 |
стр. 2100 |
Прибыль от реализации |
4666 |
12918 |
8252 |
2,77 |
4 |
стр. 2210 |
Коммерческие расходы |
4448 |
7938 |
3490 |
1,78 |
5 |
стр. 2220 |
Управленческие расходы |
5767 |
7924 |
2157 |
1,37 |
6 |
стр. 2310–2350 |
Прочие доходы |
8906 |
7024 |
-1882 |
0,79 |
7 |
стр. 2300 |
Прибыль (убыток) от продаж (до уплаты налогов) |
3357 |
4080 |
723 |
1,22 |
8 |
стр. 2410 |
Налог на прибыль |
0 |
0 |
0 |
- |
9 |
стр. 2400 |
Чистая прибыль |
3357 |
4080 |
723 |
1,22 |
Показатели рентабельности, факторный анализ |
||||||
11 |
стр. № 3 /стр. № 2 |
Рентабельность продукции, товаров, услуг |
0,0334 |
0,0945 |
0,0611 |
|
Влияние 1 фактора — изменение прибыли от реализации |
0,0334 |
0,0926 |
0,0591 |
сумма всех факторов |
||
Влияние 2 фактора — изменение себестоимости реализации |
0,0926 |
0,0945 |
0,0019 |
0,0611 |
||
12 |
стр. № 7 / стр. № 1 |
Рентабельность продаж (оборота) |
0,0233 |
0,0273 |
0,0040 |
|
Влияние 1 фактора — изменение прибыли от продаж до уплаты налога |
0,0233 |
0,0283 |
0,0050 |
сумма всех факторов |
||
Влияние 2 фактора — изменение выручки от реализации |
0,0283 |
0,0273 |
-0,0010 |
0,0040 |
||
Влияние структуры расходов на рентабельность продаж |
0,0233 |
0,0273 |
0,0040 |
|||
фактор 1 — Выручка от реализации |
0,0233 |
0,0586 |
0,0353 |
сумма всех факторов |
||
фактор 2 — Себестоимость продаж |
0,0586 |
0,0776 |
0,0190 |
|||
фактор 3 — Коммерческие расходы |
0,0776 |
0,0543 |
-0,0233 |
|||
фактор 4 — Управленческие расходы |
0,0543 |
0,0399 |
-0,0144 |
|||
фактор 5 — Прочие расходы |
0,0399 |
0,0273 |
-0,0126 |
0,0040 |
||
Из-за изменения прибыли от реализации рентабельность продукции увеличилась на 0,0591, из-за изменения себестоимости реализации на 0,0019.
Для повышенияуровня рентабельности производства ООО «Суксунское» предлагаем внедрение доильных роботов. В России существует несколько производителей доильных роботов, например, компания «Агро-Союз» производит роботизированные доильные установки под брендом «АгроРобот». Также на рынке представлены доильные роботы от компаний «Делаваль», «GEA», «Fullwood Packo» и других производителей. Робот гарантирует самое высокое качество молока, и при этом его средства управления обеспечивают полный контроль за стадом. Хорошее качество молока, высокие надои наряду с низкими затратами позволяют получать больше прибыли. Доильный робот «АгроРобот» предоставляет эти три возможности для достижения оптимальных результатов. Роботизированное доение по многим аспектам отличается от традиционного доения. Одно из главных отличий заключается в том, что каждая корова может доиться в соответствии со своей естественной потребностью. С целью извлечения максимальной выгоды из данного обстоятельства, созданы такие условия, при которых доение коровы будет осуществляться наиболее оптимально и с наименьшим числом препятствий для этого. Главной уникальной особенностью доильного робота является специальная конструкция бокса, обеспечивающая сквозное прохождение коров.
Таким образом, выручка, чистая прибыль и показатели рентабельности предприятия ООО «Cукcунскoe» за период исследования (2020–2022 года) увеличиваются. Но отрицательный показатель прибыли от продаж за период исследования вынуждает руководство искать пути повышения уровня рентабельности производства. Поэтому для повышения уровня рентабельности производства ООО «Суксунское» предлагаем внедрение доильных роботов. Реализация предложенной меры на примере ООО «Суксунское» позволила значительно повысить финансовые результаты и рентабельность предприятия и добиться стабильного роста его производительности.
Литература:
- Булдаков Я. В. Оценка рентабельности предприятия и факторов, на нее влияющих // Проблемы и перспективы развития АПК региона. Материалы Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Пермь, 2023. С. 187–190.
- Грудкина Т. И. Тенденции реализации, мейнстримы решения проблемных аспектов и роста эффективности молочного агробизнеса // Вестник аграрной науки. 2021. № 6 (93). С. 109–118.
- Кошкина И. Г. Тенденции и перспективы роста прибыльности и доходности предприятий аграрной сферы // Проблемы устойчивого экономического развития в системе управления организацией, предприятием, учреждением уголовно-исполнительной системы. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Рязань, 2023. С. 100–105.
- Мартынушкин А. Б., Федоскина И. В. Повышения рентабельности производства в молочном скотоводстве за счет использования мобильного кормораздатчика // Теория и практика современной аграрной науки. Сборник V национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2022. С. 1549–1553.
- Нечаев В. И., Семёнов А. В., Поддубный Н. А. Меры государственной поддержки аграрного сектора экономики России, как основы его новой индустриализации // Экономика сельского хозяйства России. 2023. № 3. С. 9–19.