В данной статье проводится анализ необходимости закрепления норм юридической техники в единый нормативно-правовой акт федерального уровня. В частности, исследуются предыдущие попытки разработки соответствующего проекта закона, а также действующие нормативно-правовые акты регионального характера, в той или иной степени закрепляющие правила юридической техники. Автор приходит к выводу о наличии объективной необходимости создания подобного закона и отмечает факторы, сдерживающие дальнейшую его разработку. Среди них выделяется отсутствие инструментов обеспечения выполнения данных норм, а также условия обязательности проведения правовой экспертизы разрабатываемых в последующем нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: нормативно-правовые акты, юридическая техника, кодификация, правовые нормы.
Развитию общественных отношений в обязательном порядке сопутствует совершенствование норм национального законодательства. Залогом успешного и эффективного нормативного регулирования деятельности сформированных на территории РФ правовых институтов является следование действующим правилам юридической техники, соблюдение которых рассматривается в качестве обязательного условия разработки законодательных актов.
Усложнение большинства сфер правового регулирования порождает необходимость повышенного внимания законодателя к вопросу соблюдения правил юридической техники. Изначально последняя рассматривалась как совокупность рекомендаций, разрешающих общие вопросы необходимости повышения качества законодательных актов [5, с. 108]. С течением времени вопрос грамотного построения содержания и системы нормативно-правовых актов РФ приобрел весьма большую значимость, в некоторых случаях определяемую в необходимости создания «закона о законах» — единого источника правовых норм федерального уровня, регламентирующих порядок составления нормативно-правовых и подзаконных актов внутри государства.
Анализ юридической литературы указывает на то, что целью юридической техники является организация такой работы с текстом и содержанием, которая позволила бы создать совершенные и практичные нормативно-правовые акты, с качественно выработанной структурой, правильным составлением, которые, в свою очередь, позволили бы реконструировать исходную информацию в материал правового акта [4, с. 44]. Законодатель в лице соответствующих органов власти преобразует имеющуюся мысль в интеллектуально-творческую деятельность, результатом которой выступает создание источника правового регулирования тех или иных общественных отношений как внешней формы выражения права [3, с. 17]. Для того чтобы обеспечить должный уровень подготовки и разработки нормативно-правовых актов необходимо создание единой базы соответствующих правил и требований, статус которых подразумевал бы и устанавливал неукоснительное следование им.
В научных кругах весьма продолжительное время ведутся дискуссии о необходимости облачения правил юридической техники в статус правовых норм [1, с. 34]. Необходимо отметить, что на территории РФ уже не раз предпринимались попытки законодательного оформления правил юридической техники, только не на федеральном уровне, а на региональном. В частности, на сегодняшний день продолжает действовать Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2002 года № 10-З «О правовых актах Республики Мордовия». Указанный документ закрепил наиболее общие положения о правовых актах и правотворчестве в РФ, а также регламентировал основные требования к составлению правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта. Несмотря на то, что упомянутый нормативно-правовой акт не содержит легального определения юридической техники, он закрепляет следующие требования, предъявляемые к соблюдению правил юридической техники при подготовке акта: полнота правового регулирования, наличие набора реквизитов законодательного акта, структура построения, а также правильность использования юридической терминологии в тексте.
Кроме того, на территории РФ издан Приказ Минюста России от 31 мая 2012 года № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» (Далее — Приказ). Положения, закрепленные в Части II упомянутого акта, регламентируют производство правовой экспертизы региональных нормативно-правовых актов. В рамках исследования заданной темы интересным представляется п. 11 Приказа: «При правовой экспертизе проводится правовая оценка формы правового акта, … а также оценка соответствия правового акта требованиям юридической техники (в том числе проверка наличия необходимых реквизитов)». Таким образом, в действующих подзаконных правовых актах РФ прямо упоминается о необходимости соблюдения правил юридической техники, однако их система и содержание до сих пор не нашли отражения в принятых законопроектах соответствующего содержания.
Как мы можем заметить, на сегодняшний день внутри РФ созданы множественные «прототипы» нормативно-правовых актов, в той или иной мере регламентирующих порядок подготовки нормативно-правовых актов, а также требования к их содержанию и структуре. Однако соответствующие нормы распространяются не более чем в пределах конкретного региона и наделены статусом обычая или научно-методической рекомендации. На наш взгляд, правила юридической техники стоит модернизировать в форму правовых норм, что, в свою очередь, позволило бы усовершенствовать процедуру разработки нормативно-правовых актов, наделить соответствующий комплекс правовых норм статусом общеобязательности соблюдения, а также установить четкие границы в понимании правил юридической техники, на которые ссылаются некоторые действующие подзаконные акты РФ.
В относительно недавнем времени законодателем предпринимались попытки разработки проекта Федерального закона Российской Федерации «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации» [2]. В частности, Глава 6 упомянутого проекта федерального закона получила название «Оформление нормативных правовых актов» и вобрала в себя нормы, регламентирующие ряд языковых правил, порядок оформления и требования к реквизитам и структуре создаваемых нормативно-правовых актов. Однако данный проект не смог пройти заключительного чтения и дальнейшего развития по ряду объективных причин не получил. По нашему мнению, на данный момент для завершения его разработки и принятия сформирована достойная содержательная база, внутри которой некоторые элементы представляются спорными. Так, на сегодняшний день по-прежнему не разработан инструментарий государственных органов РФ, способный обеспечить следование данным нормам, а также не установлена обязательность проведения правовой экспертизы как одной из стадий разработки федеральных нормативно-правовых актов.
Таким образом, одной из актуальных проблем настоящего времени является вопрос создания единого кодифицированного нормативно-правового акта, способного вобрать в себя актуальные правила юридической техники в статусе общеобязательных. В ходе исследования мы выяснили, что «фундамент» для разработки соответствующего закона сформирован, требуют доработки отдельные аспекты его реализации. На наш взгляд, с течением времени данные препятствия будут преодолены законодателем, в результате чего процесс разработки и принятия последующих нормативно-правовых актов станет более формализованным, стройным и совершенным.
Литература:
- Косов Д. Л., Белов В. М., Попова Е. А., Зырянова Е. В. Юридическая техника как инструмент подготовки качественных нормативных правовых актов // Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. № 6. С. 31–36.
- О нормативных правовых актах в Российской Федерации (проект федерального закона). 6-е изд., перераб. и доп. / рук. авт. коллектива Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2021. 96 с.
- Томин В. А. Юридическая техника: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2018. 88 с.
- Худойкина Т. В., Переплетчиков С. С. Вопросы законодательного закрепления правил юридической техники // Евразийская адвокатура. 2015. № 5. С. 44–45.
- Швед Е. Н. Нормативное закрепление правил (требований) юридической техники: современный опыт зарубежных стран постсоветского пространства // Право. by. 2018. № 2. С. 343–345.