Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Дегтярь, Е. В. Проблемы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления / Е. В. Дегтярь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 247-249. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102830/ (дата обращения: 18.12.2024).



Согласно одобренным в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года поправкам в Конституцию Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Для определения состояния социально-экономического развития муниципальных образований, установления достигнутых результатов, недостатков в процессе их развития и, как следствие, измерения уровня жизни населения необходима оценка эффективности деятельности органов сласти местного самоуправления.

Проблема оценки эффективности органов местного самоуправления в Российской Федерации рассматривается на всех уровнях управления и в научной среде, являясь крайне актуальной на сегодняшний день.

Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации стала формироваться в 2007 году с даты опубликования Федерального закона от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ, в соответствии с которым в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появилась статья 18.1 «Оценка эффективности деятельности 12 органов местного самоуправления». Положениями указанного Федерального закона был установлен порядок определения перечня показателей, а также обосновывалась возможность получения муниципальными образованиями грантов в целях поощрения и (или) содействия достижения наилучших значений показателей.

В рамках реализации указанного Федерального закона Президентом Российской Федерации издан Указ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», во исполнение которого Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 11 сентября 2008 г. № 1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», исполнение которого было делегировано на уровень субъектов Российской Федерации.

Оценка эффективности деятельности строится в отношении результатов деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах: экономическое развитие; дошкольное образование; общее и дополнительное образование; культура; физическая культура и спорт; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; жилищно-коммунальное хозяйство; организация муниципального управления; энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

При этом показатели, применяемые для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, могут быть как абсолютные, так и относительные. В частности, в качестве таких показателей используются число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения и доля населения, улучшившего жилищные условия, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося (в процентах).

Кроме того, оценка эффективности органов местной власти формируется на основе статистических данных и субъективной оценке населением деятельности органов местного самоуправления.

Одним из ключевых показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления является уровень оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления, определяемый на основе данных независимых социологических опросов населения, проводимых специализированной организацией.

Перечень показателей, достижение которых оценивается местным населением, установлен Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1317 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». При этом в рамках проводимого социологического опроса граждане отвечают на вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления полномочий в определенных сферах деятельности: удовлетворенность качеством оказания жилищно-коммунальных услуг, транспортным обслуживанием, состоянием автомобильных дорог, а также из оценки деятельности конкретных должностных лиц муниципальных образований.

По результатам проведения таких исследований можно сделать однозначный вывод, касающийся основной проблемы с сфере муниципального управления — низкий уровень удовлетворенности населения деятельностью глав муниципальных образований. Отчеты, публикуемые главами муниципальных образований, включают общие статистические данные и не дают возможность определения вклада в достижение того или иного показателя эффективности деятельности главы конкретного муниципалитета.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная в 2007 году система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления опирается на стандартизированную систему показателей и не соотносится с особенностями развития территорий, вследствие чего постоянно обновляется и модернизируется, что указывает на нерешенность данной проблемы. В частности, в расчетах показателей оценки эффективности деятельности местных органов власти не учитываются бюджетная и ресурсная обеспеченность реализации полномочий муниципалитетов, отраслевая специфика муниципальных образований, неоднородные природно-географические условия.

В силу существенного различия муниципалитетов по уровню социально-экономического развития и наличием территориальных особенностей, которые либо способствуют, либо препятствуют наиболее полному использованию их возможностей, вопрос объективности действующей системы оценки эффективности управления местной власти остается до конца неопределенным.

Исходя из изложенного, указанные в настоящей статье проблемы требуют оперативного решения в целях достижения первостепенных задач местного самоуправления — создания благоприятных условий проживания, эффективного развития муниципальных образований и в результате повышения качества жизни проживающего на конкретной территории населения.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.05.2023).
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.12.2021 № 492-ФЗ) — Текст: электронный // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт], URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.05.2023).
  3. Азизова, А. И. Основные модели местного самоуправления / А. И. Азизова. — Текст: непосредственный // Актуальные проблемы права: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г. — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 3–6.
  4. Великая Н. М., Моисеева А. Н. Оценки эффективности деятельности органов местной власти: методология и методика // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 1(65). С. 55–64.
  5. Корабельникова, Ю. Л. К вопросу о реализации права населения на определение структуры органов местного самоуправления / Ю. Л. Корабельникова. — Текст: непосредственный // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 7. — С. 36–39.
  6. Убийко, А. С. История формирования правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации / А. С. Убийко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 335–340. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86873/ (дата обращения: 18.10.2022).
  7. Ульянов, А. Ю. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: проблемы и вызовы / А. Ю. Ульянов. — Текст: непосредственный // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 6. — С. 25–29.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, оценка эффективности деятельности органов, местное самоуправление городских округов, местная власть, муниципальное управление, оценка эффективности деятельности, перечень показателей, социально-экономическое развитие, Указ Президента.


Задать вопрос